Тема 7. Социальный контроль и отклоняющееся поведение

Если вглядеться в кипучую жизнь большого города, то можно увидеть, что в определенное время десятки тысяч людей занимают свои рабочие места без каких-либо указаний на это, тысячи автобусов, трамваев, троллейбусов разъезжаются по определенным маршрутам без каких-либо наблюдателей и распорядителей, предприятия выпускают продукцию, которая доходит до потребителя. Сквозь повседневную суету различный взаимодействий людей проглядывается социальный порядок, то есть упорядоченные взаимосвязи индивидов, основанные на определенных правилах и обеспечивающие нормальное функционирование общества в целом. Упорядоченность общества основывается на взаимосвязанных ролях, в соответствии с которыми каждая личность принимает на себя определенные обязанности в отношении других и в то же время требует от других выполнения ими своих обязанностей. Каким образом действует данная система прав и обязанностей, что побуждает людей к действию?

Для объяснения того, каким образом в обществе поддерживается порядок и обеспечивается стабильность, в социологии используется понятия "социальный контроль". Социальный, контроль - это механизм социальном регуляции поведения людей, включающий в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемых для их претворения в жизнь.

Конечно, поведение большинства людей осуществляется в соответствии с общественными стандартами без всякого принуждения. Это является результатом социализации личности. Однако социализация никогда не бывает идеальной, и тогда социальный контроль призван регулировать выполнение социальных стандартов, сложившихся в обществе.

Элементами социального контроля выступают:

- ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться индивид;

- социальные нормы - правила поведения человека в обществе в соответствии с общепринятыми ценностями. Ценности и нормы составляют социальные предписания (дозволения или запреты что-либо делать, выраженные в разной форме;

- санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Ценности в обществе выступают в форме абстрактных понятий о добре и зле, правильном и неправильном, должном и недолжном. Ценности составляют основу нравственных принципов поведения. Они выделяют наиболее важное, значимое для человека, общества. Затем общезначимые ценности, цели переводятся на язык социальных предписаний и установлений в форме определенных правил (норм).

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть не­кие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

По степени определенности и характеру санкций условно нормы можно классифицировать на нормы-ожидания и нормы-правила. Нормы-ожидания - это правила поведения, нарушение которых не влечет за со­бой сурового наказания. К этим нормам, например, относятся нормы этикета, обычаи, традиции, нравы. Так, за употребление вилки вместо ложки или поход в консерваторию на концерт без галстука не всегда вы­зовет осуждение. Соблюдение норм-ожиданий контролируется общест­венным мнением, привычкой их выполнения.

Нормы-правила - общеобязательные правила поведения, закрепленные в официальных актах государства и опирающиеся на возможность госу­дарственного принуждения. Они являются основными инструментами социального контроля, их нарушение влечет за собой суровое наказание. Эти нормы запрещают или дозволяют конкретные виды поведения. Так, нормы уголовного права запрещают такие поступки, как убийство, по­хищение людей, поджог и т. д. под страхом наказания.

Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению общепринятых стандартов поведения. По этой причине выделяют негативные санкции (наказания, предусмотрен­ные правовыми нормами) и позитивные санкции (публичное одобрение поведения со стороны органов власти, общественных организаций).

В зависимости от формы санкций ( формальные или неформальные) социальный контроль также подразделяют на формальный и неформаль­ный. Отличия их состоят в том, что формальный контроль осуществляют организации, специально предназначенные для этого: поли­ция, суды, прокуратура, тюрьмы и система норм административного и уголовного права. Неформальный контроль характерен для малых групп и выражается в форме насмешки, злой шутки, нелестной клички, заме­чания, порицания, жалобы и т. д.

Существует несколько способов реализации социального контроля в группе или обществе.

1. Социальный контроль через социализацию. Агенты и институты социализации выполняют две функции:

— обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения;

— контролируют то, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.

Люди в любом обществе контролируются в основном с помо­щью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными без них.

Большинство социальных ролей люди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить определенные ролевые требования, а потому, что они либо не принимают содержание ролей, либо не хотят их исполнять.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов со­циального контроля и установления порядка в обществе. Она об­легчает трудности при принятии решений, подсказывая, как вес­ти себя, как действовать в той или иной ситуации. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

2. Социальный контроль через групповое давление. Человек не мо­жет участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражает­ся в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, бригада, класс, студенческая группа и т. д.).

Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обы­чаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. Индивид, вклю­ченный в данную группу, ощущает на себе влияние группового социального контроля; каждое отклонение поведения индивида от порядка, принятого в группе, приводит к осуждению такого поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой; нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы — от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.

Эффективность и своевременность применения социального, контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллек­тивах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов и, прежде всего, от статуса данного индивида. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих обязанностей из­менение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. Однако при отступлении от группо­вых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать дей­ствие группового социального контроля со стороны остальных членов группы, и его лидерское влияние заканчивается.

Степень и вид группового давления зависят также от уровня сплоченности группы. Групповое давление лояльных членов группы (т. е. членов группы, приверженных групповым ценнос­тям) сильнее, чем членов разобщенной группы.

3. Социальный контроль через принуждение. Многие примитив­ные, или традиционные, общества успешно контролируют пове­дение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством формального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными.

Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система не­формального контроля за разделением пищи. Каждый член кла­на берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи, сколько сможет. Нечто подобное наблюдалось при распределении продуктов в небольших кре­стьянских общинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения.

Таким образом, при наличии высокой численности населе­ния и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль — законы, различные насиль­ственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда от­дельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его по­ступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через при­нуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами откло­нений от норм.

Применение социальных санкций в одних случаях (судебное разбирательство, присвоение ученой степени и др.) требует при­сутствия посторонних лиц, а в других случаях не требует. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо счи­тать самоконтролем.

Самоконтроль называют еще внутренним контролем: инди­вид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами («совесть пассажира — лучший конт­ролер»). В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть — проявле­ние внутреннего контроля. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. При­мерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет са­моконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем мень­ше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. Часто диктатура устанавливается якобы во благо гражданам с це­лью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудитель­ному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональ­ными нормами.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень лени­вые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соот­ветствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до н. э. и советские партийные органы в ХХ в.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнооб­разием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается не­результативной: через какое-то время отклонения возрождают­ся, и в еще более яркой форме. В конце 80-х гг. советская моло­дежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов обогатило об­щественную жизнь творчеством и разнообразием.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения не­симметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хо­рошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, полити­ческие эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги. На другом полюсе расположится группа с мак­симально одобряемыми отклонениями: национальные герои, вы­дающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны состав­ляют «твердые середняки» — люди с несущественными отклоне­ниями.

Хотя большая часть людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных при­знались в том, что они совершили один и более незаконных по­ступков, например, скрыто воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более не­винных шалостях — опоздании на работу, переходе улицы или курении в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, по­скольку полицейская статистика регистрирует незначительную

часть происшествий.

Девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок, связанный с нарушением традиционного рас­пределения ролей. Скажем, более высокая зарплата жены окру­жающим может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку — главный производитель материальных цен­ностей. В традиционном обществе подобное распределение ро­лей в принципе не могло возникнуть.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение об­щественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений — от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбив­шийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой поста­новке следует говорить о формах и размерах отклонения. К ви­дам, или формам, девиантного поведения относят уголовную пре­ступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением подразуме­ваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Сово­купность противоправных поступков, или преступлений, полу­чила в социологии особое название — делинквентное (буквально преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — оди­наково употребляются в социологии.

Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое социальный контроль? Каковы его основные инструменты?

2. Известный американский социолог Э.Мэйо, в 1927-32 гг. проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, выполнения которых требовали от новичков, принятых в производственную бригаду, старшие товарищи: 1) не держись со «своими» официально; 2) не говори начальству то, что может навредить членам группы; 3) не общайся с начальством чаще, чем со «своими»; 4) не изготавливай изделий больше, чем твои товарищи. О каких социальных нормах идет речь: о нормах-ожиданиях или о нормах-правилах?

3. Чем отличается социальный контроль в семье, трудовом коллективе, касте?

4. Какие формы отклоняющегося поведения существуют в обществе?

5. Приведите примеры социально одобряемого отклонения.

6. Какова роль социализации в объяснении девиантного поведения?

Словарь терминов

Контроль социальный – механизм саморегуляции в социальных системах (группах, организациях и обществе в целом), осуществляемый посредством нормативного регулирования поведения людей.

Норма социальная – система представлений, составляющая определенный шаблон поведения людей в различных ситуациях.

Санкции социальные – система поощрений и наказаний за социально одобряемое или социально неодобряемое поведение.

Конформность – способность человека изменять свое поведение в соответствии с ранее не разделявшейся нормой.

Поведение отклоняющееся – поведение, связанное с нарушением социальных норм.

Поведение девиантное – поведение , не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое. Девиантное поведение – собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм: собственно девиантное, связанное с нарушениями культурно-нравственных норм; делинквентное – правонарушения, наказуемые в административном порядке; криминальное – преступное поведение.

Наши рекомендации