Формально-логический способ изложения материала.

Поскольку дипломная работа является прежде всего квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура дипломной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные м причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

Для облегчения работы над текстом Ф. А. Кузин приводит речевые клише, выполняющие различные речевые функции, которые в научных произведениях используются как средства связи между предложениями.

Речевая функция Лексические средства
причина и следствие, условие и следствие (и) поэтому, потому, так как
поскольку
отсюда/ откуда следует
вследствие
в результате
в силу/ ввиду этого
в зависимости от
в связи с этим, согласно этому
в таком/ в этом случае
в этих/ при таких условиях
(а) если (же)…, то…
что свидетельствует
указывает
говорит
соответствует
дает возможность
позволяет
способствует
имеет значение и т.д.
временная соотнесенность и порядок изложения сначала, прежде всего, в первую очередь
первым/ последующим/предшествующим шагом
одновременно, в то же время, здесь же
наряду с этим
предварительно, ранее
еще раз, вновь, снова
затем, далее, потом, ниже
в дальнейшем, в последующем, впоследствии
во-первых, во-вторых, и т.д.
в настоящее время, до настоящего времени
в последние годы, за последние годы
наконец, в заключение
сопоставление и противопоставление однако, но, а, же
как…, так…; так же, как и…
не только, но и…
по сравнению, если…, то…
в отличие, в противоположность, наоборот
аналогично, также (тоже), таким же образом
с одной стороны, с другой стороны
в то время как, между тем, вместе с тем
тем не менее
дополнение или уточнение также и, причем, при этом, вместе с тем
кроме/ сверх/ более того
главным образом, особенно
ссылка на предыдущее или последующее высказывание   тем более, что…
в том числе, в случае, то есть, а именно
как было сказано
показано
упомянуто
отмечено
установлено
получено
обнаружено
найдено
как говорилось/ указывалось/ подчеркивалось выше
согласно/ сообразно/ соответственно этому
в соответствии с этим, в связи с этим
в связи с вышеизложенным
данный, названный, рассматриваемый и т.д.
такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа
следующий, последующий, некоторый
многие из них, один из них, некоторые из них
большая часть, большинство
обобщение, вывод таким образом, итак, следовательно
в результате, в итоге, в конечном счете
отсюда/ из этого следует/ вытекает/ понятно/ ясно
это позволяет сделать вывод/ сводится к следующему/ свидетельствует
наконец, в заключение
иллюстрация сказанного например, так, в качестве примера
примером может служить
такой, как (например)
в случае, для случая
о чем можно судить, очевидно
введение новой информации рассмотрим следующие случаи
остановимся подробно на….
приведем несколько примеров
основные преимущества этого метода…
некоторые дополнительные замечания…
несколько слов о перспективах исследования

Наши рекомендации