Обоснование метода сбора эмпирических данных
«Социология использует в исследовательской практике следующие основные методы сбора информации: опрос, изучение и анализ документов, наблюдение, эксперимент»[43].
Один из самых распространенных способов сбора социологической информации – опрос. Существует несколько видов опроса – прежде всего это анкетирование и интервьюирование. Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.
Важным видом сбора информации является наблюдение – целенаправленное, систематизированное восприятие какого–либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения.
Анализ документов применяется в сочетании с другими методами и может носить контрольный характер.
В исследовании, посвященном выяснению проблемы влияния моды на студентов, наиболее удобным представляется опросный метод, поскольку мнение объекта исследования будет сложно выяснить, например, с помощью наблюдения. Анкетирование в данном случае – наиболее простой и удобный метод получения социологической информации для данного исследования. Анкетный опрос носит массовый характер и характеризуется анонимностью участников. Отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более честным ответам респондентов. Опрос не требует больших денежных и временных затрат. Также это достаточно оперативный метод.
Анкетирование будет проходить по месту учебы студентов – в 1–ом и 2–ом корпусах ВГУ.
Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей:
1. Непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты, и обязательно гарантируется анонимность ответов.
2. Основная часть анкеты. Она содержит вопросы направления на получение необходимой информации. Вначале рекомендуется поставить «конкретные» вопросы – простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.
3. «Паспортичка» – социально–демографические характеристики опрашиваемых (пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы и пр.).
Методы анализа информации
Методологическое грамотное исследование всегда предусматривает в программе перспективу дальнейшей обработки и анализа полученной информации. Социологическую информацию необходимо обрабатывать, описывать и объяснять по заранее разработанной схеме.
План обработки полученных данных предусматривает выбор соответствующих математических и теоретических методов, технических средств и метода обработки.Существуют две группы методов анализа и обобщения данных: количественные и качественные.
Количественные методы – это математическая обработка полученных данных с целью формирования количественных значений массива информации. Такая обработка предполагает подсчет абсолютных и относительных значений распределения информации по вопросам и ответам, подсчет процентов, средних величин, коэффициентов корреляции, индексов и т.д. Обработка может быть первичной (табулирование, классификация) и вторичной (обобщение для получения показателей и составление графиков, таблиц, диаграмм).
Для того чтобы представить значительный объем полученной информации можно использовать «метод простой и перекрестной (комбинированной) группировки (классификация данных по признаку подобия или различия). Суть этого метода – выявление взаимосвязей между несколькими переменными»[44].
Количественные методы дают возможность получить достаточно точные и объективные данные, исключить субъективность и предвзятость исследовательского процесса.
Качественные методы позволяют более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений, раскрыть социальные взаимосвязи, показать зависимость одних переменных от других, представить социальный мир в многомерном измерении.
Главное содержание теоретического анализа – описание и объяснение выявленных тенденций и закономерностей с точки зрения существующих теорий и социальной практики. Описание представляет собой фиксацию результатов эмпирического социологического исследования и предполагает типологизацию данных, то есть поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов. Объяснение предполагает раскрытие сущности объекта и может быть причинным, функциональным структурным.
Важным этапом этой работы является проверка выдвинутых гипотез. Одним из лучших способов проверки гипотез является эксперимент, но наиболее распространенным – статистический анализ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной работе были изложены и обоснованы методические и методологические особенности исследования проблемы влияния индустрии fashion на воронежское студенчество.
Для написания курсовой работы на тему теоретико-методологические и методические основы анализа влияния индустрии fashion на студентов была сформулирована цель – определить методику и методологию исследования влияния индустрии fashion на студентов ВГУ. Для достижения данной цели были разработаны следующие задачи:
1.Составить методическую часть программы: сформулировать проблему и проблемную ситуацию, объект, предмет, цель и задачи программы; сделать логический анализ основных понятий и выдвинуть гипотезы.
2. Составить методическую часть программы, которая включает в себя выборку и обоснование методов сбора эмпирических данных.
3. Разработать инструментарий программы.
Все эти задачи были успешно выполнены. Для начала была сформулирована проблема и проблемная ситуация. Именно для разрешения какой либо проблемы проводится социологическое исследование. Проблема заключается в том, что мода и модные тенденции и в глобальном мире играют огромную роль в жизни общества с одной стороны, общество давит на личность и требует соблюдать модные тенденции, а с другой стороны личность пытается бороться за сохранение собственной индивидуальности. Целью исследования стало определить влияние индустрии fashion на студентов.
Потом были выявлены объект и предмет исследования. Объектом у нас выступили студенты ВГУ, а предметом, влияние которое оказывает индустрия fashion на студентов. Только верно определенные, объект и предмет позволят получить нужную исследователю информацию. Но качественную и полную информацию невозможно получить без логического анализа основных понятий. Он включает в себя дескриптивную, структурную и факторную операционализации. Дескриптивная операционализация помогает составить чёткое представление об исследуемой проблеме через ясное описание понятий, которые будут использоваться в работе. Это не только поможет исследователю глубоко проникнуть в проблему, но и обеспечить ясность прочтения работы и ее результатов. Основными понятиями ,которые необходимо было объяснить стали: мода, модная индустрия, культура, стиль, образ жизни. Структурная операционализация предмета исследования предполагает упорядочение и определение взаимосвязей между описанными ранее понятиями. В работе исследователя структурная операционализация играет значительную роль. В программе социологического исследования были выделены следующие характеристики: виды моды, основные состовляющие моды, роль моды. С их помощью было структурно расписано и обосновано понятие мода. Хорошо и правильно составленная операционализация позволит выявить систему показателей, анализ которых будет способствовать получению необходимой информации. Факторная операционализация проблемы исследования представляет собой установление связей между исходными понятиями и переменными. Все три вышеназванных вида операционализации позволяют социологу получить более полную и глубокую информацию о предмете своего исследования. На данном этапе исследователь получает информацию, которая пригодиться ему в дальнейшем. Однако при разработке программы социологического исследования факторная и структурная операционализация нередко являются неоконченными. Иногда в структурную операционализацию включаются лишние элементы или не включаются необходимые. Но, при проведении самого исследования, и факторная и структурная операционализации могут изменяться. Но, при проведении самого исследования, и факторная и структурная операционализации могут изменяться.
Следующий этап – это выдвижение гипотез, непосредственно основанных на задачах исследования. Гипотезы – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. В конечном итоге мы сможем либо подтвердить, либо опровергнуть выдвинутые нами гипотезы в результате проведения исследования, информацией.
После определения общего плана исследования, большинство социологов переходит к определению выборочной совокупности, в связи с тем, что генеральная совокупность обычно представляется настолько большой, что проведение исследования вызывает трудности. Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности, так же её называют выборкой. Это именно то множество людей, которых социолог опрашивает.
В исследовании проблемы влияния индустрии fashion на воронежских студентов мы будем использовать многоступенчатую выборку. Расчет выборки оказывает значительное влияние на результаты исследования, так, при неверном расчете можно получить информацию, которая будет искажать реальное положение дел. Поэтому важно максимально качественно выполнить данный этап составления программы социологического исследования.
Но даже при правильном расчете выборки можно получить некачественную информацию, если неграмотно подходить к определению методов сбора социологической информации. Таким образом, определение методов сбора социологической информации – еще один важный этап составления программы социологического исследования.
И, наконец, в завершении составления программы социологического исследования нужно выделить методы обработки и анализа данных. Выделяют две группы методов анализа и обобщения данных: количественные и качественные. Также следует упомянуть о том, что процесс обработки информации сам по себе довольно сложен. И на сегодняшний день информация, подлежащая неручному анализу, обрабатывается при помощи компьютера.
Выше нами были изложены основные этапы проделанной работы и её результаты, подчеркнута значимость каждого из них. Составление программы исследования для изучения проблемы влияния индустрии мода на современных студентов необходимо. Разрабатывать эту программу важно тщательно и поэтапно. И именно от того, насколько качественно она будет выполнена, зависит качество, количество и значимость полученной информации, успешность решения задач и достижения цели. В данной работе представлена программа социологического исследования на тему «Теоретико–методологические и методические основы анализа проблемы влияния индустрии fashion на студенчество», которая была разработана с учетом специфики проблемы исследования и с учетом всех правил составления программы исследования.