Этноцентризм и культурный релятивизм
Существует такая истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его города\деревни. Примерно такой же смысл несет в себе понятие этноцентризма.
Этноцентризм – такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной и все другие группы соизмеряются с ней.
Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы сравниваем другие культуры и делаем выводы о том, низки они или высоки, приемлемы для нас или нет.
Этноцентризм в равной степени присущ каждому обществу, некоторые народы даже ощущают свое превосходство над другими. Этноцентризм характерен не только для обществ, но и для социальных групп. Исходя из результатов исследований, этноцентризм является реакцией, затрагивающей все социальные группы и почти всех индивидов. Однако, бывают исключения, например, негры, борющиеся против негров в вопросах ликвидации расизма. В таких случаях это поведение считается девиантным.
Отсюда возникает вопрос – положительную или отрицательную окраску принимает этноцентризм. Увы, ответить односложно нельзя. Этноцентризм, с одной стороны, сплачивает группу, без него невозможно проявление патриотизма. Группы, в которых этноцентризм выражен более ярко, более жизнеспособны в сравнении с теми, кто относится терпимо и индифферентно к другим культурам. Однако, встречаются и крайние проявления этноцентризма, например, национализм. Кроме того, этноцентризм может негативно влиять на развитие культуры: действительно, если наша культура и так сама лучшая, зачем что-то совершенствовать, изменять, открывать?!
Если рассматривать другие культуры с точки зрения исключительно этноцентризма, то прийти к соглашению довольно трудно. Поэтому есть другие взгляды, подходы, которые смягчают действие этноцентризма и помогают найти подход к другим культурам. Например, культурный релятивизм. Основной его идея является та, что рассматривая другие культуры в свете своей культуры, мы никогда не сможем понять ценностей и мотивов другой соц группы. Культурный релятивизм признает существавание отличных от «наших» интерпретаций культурных образцов.
Самый рациональный путь развития и восприятия культурных образцов – создание внутри группы как этноцентристских, так и релятивистских взглядов. Так, индивид, испытывая чувство гордости за свою культуру, будет адекватно воспринимать отличные культуры, признавая их право на существование.
Ролевое обучение и его виды
Социальная роль – поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус. В отношении социальной роли мы имеем диалог: я – они, через ожидание.
Роль можно исполнять, а можно просто ей соответствовать. Необходимо учесть, что ролевое исполнение не только положительно влияет на положение индивида – возрастает его значимость, но и отрицательно, поскольку после успешного ролевого исполнения требования к человеку возрастают.
Но прежде чем начать исполнять роль, каждый индивид проходит процесс ролевого обучения. Ролевое обучение имеет минимум 2 аспекта: во-первых, индивид должен научиться исполнять соответствующие роли обязанности, а во-вторых, индивид должен усвоить нормы, установки и цели, характерные для данной роли. Обучение ролям начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни с освоением новых ролей.
Выделяют 2 типа ролевого обучения:
- непрерывное: то есть продолжительное обучение небольшому числу ролей
- прерывистое: обучение большому числу ролей в короткий срок.
Так постепенно в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, а также полностью принимается уготованная ей социальная роль.
Билет №15