Заключительный этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1. Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.
2. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, т.е. перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.
3. Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию на ЭВМ.

Эмпирические данные исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы.

Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интерпретировать.

Для этого все собранные анкеты (бланки интервью) надо

ü проверить,

ü закодировать,

ü ввести в ЭВМ,

ü сгруппировать полученные данные,

ü составить таблицы, графики, диаграммы и т.д.

Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с

ü контроля за качеством заполнения инструментария,

ü исправления ошибок и

ü отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п.

Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит

ü от условий работы анкетеров,

ü от интервьюеров,

ü от места опроса

ü от др. факторов.

Как правило, исследователи всегда стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.

Более жесткие требования предъявляются к вопросам по социально-демографических характеристикам респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива.

Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию.

В дальнейшем массив документов передается на кодирование. Шифры-коды отражают интенсивность ответов на открытый вопрос:

• выписываются варианты ответов; • подсчитывается частота повторения каждого варианта; • варианты группируются по смысловой близости; • каждой из таких групп присваивается шифр или код.

Кодирование - связующее звено между качественной и количественной информацией.

Сущность обработки первичной информации - в ееобобщении. Результат этого обобщения называют социологической информацией.

Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определенной степени шкалу измерений.

ШКАЛА- измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы (внешние признаки измеряемых социальных свойств), расположенная в определенной последовательности по позициям.

Единицы измерений - альтернативы (варианты) ответов.

Определенную шкалу измерений представляют объективные характеристики опрашиваемых.

Измерения проводятся с помощью шкал, соответствующих разным правилам математического анализа данных.

Шкалы могут быть:

вербальными - иметь словесное выражение • числовыми- позиция в баллах • графическими

Среднее, незаконченное высшее, высшее образование - это вербальная шкала.

Как правило, применяются шкалы трех видов:

номинальная шкалафиксирует дихотомичный ответ (да – нет, тепло - холодно);
ранговой шкале (порядковой)соответствует число вопросов - это шкала упорядочения проявлений изучаемого свойства в строгом порядке (от наиболее значимого к наименее или наоборот). Общий вид ранговой шкалы: - максимально положительный ответ - положительный ответ - нейтральный ответ - отрицательный ответ - максимально отрицательный ответ.
интервальная шкала - шкала разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства, присвоения этим делениям баллов/числовых значений, т.е. допускает математическую обработку информации. С ее помощью измеряются характеристики, которые можно выразить числами (возраст, стаж работы и т.п.). Если же точку замерзания, напр., воды принять за «0», а точку кипения (пар) - за «100» и расстояние между этими точками разделим на 10 равных интервалов, то получим интервальную шкалу.

Номинальной шкале в анкете обычно соответствуют вопросы, способствующие выявлению мнений, установок, объективных характеристик респондента (пол, возраст, национальность и т.д.).

Ранговой шкале (порядковой) соответствует основное число вопросов анкеты или бланка интервью. Варианты ответов в вопросе распределены в строгом порядке убывания или возрастания интенсивности признака.

Интервальная шкала более детальна, глубока. Она допускает обстоятельную математическую обработку информации. В социологическом исследовании с ее помощью измеряются те характеристики, которые можно выразить числами:

ü возраст,

ü образование,

ü стаж работы,

ü учебы и др.

Интервальная шкаламожет быть с

равным или неравным интервалом

в зависимости от значений индикатора, используемого для конструирования шкалы.

Шкала с неравными интервалами
• менее года; • от 1 до 3 лет включительно; • свыше 3 до 5 лет включительно; • свыше 5 до 10 лет включительно; • свыше 10 лет.
Шкала с равными интервалами
• от 1 года до 3 лет включительно; • свыше 3 до 6 лет включительно; • свыше 6 до 9 лет включительно; • свыше 9 до 12 лет включительно.

Очень важно следить за тем, чтобы варианты ответа на вопрос соотносились между собой по всем правилам построения соответствующей шкалы. Напр., методически неверно оценивать респондентов в ответе на вопрос: "Как часто Вы смотрите телепередачи Российского телевидения?" - по следующим вариантам ответов:

• часто; • ежедневно; • раз в 2-3 дня; • раз в неделю; • редко.

Первая и последняя позиции составляют ранговую, средние три - интервальную шкалу. Поэтому на этапе обработки данных применение единых математических операций для обобщения всех ответов на такой вопрос неправомерно.

Возможна только автономная обработка информации: по первой и последней позициям отдельно, а по трем средним - также отдельно, в соответствии с представляемыми ими шкалами.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ШКАЛЫ - степень дифференцированности, т.е. число позиций (чем больше, тем лучше)

В социологической практике, как правило, используют ранговые шкалы с тремя или пятью позициями. Естественно, это не исключает применение более чувствительных шкал, напр., с семью, одиннадцатью, а то и ста позициями (наподобие термометра).

Шкала с тремя позициями
• удовлетворен; • не могу высказать определенного мнения; • не удовлетворен.
Шкала с пятью позициями
• полностью удовлетворен - максимум; • частично удовлетворен; • затрудняюсь ответить; • частично неудовлетворен; • полностью неудовлетворен - минимум.

Уместно упомянуть еще несколько требований к социологической шкале, которые соблюдают при ее конструировании:

ü валидность,

ü полноту,

ü точность и

ü надежность.

ВАЛИДНОСТЬ - основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социологической информации.

Различают

ü теоретическую (концептуальную) и

ü эмпирическую валидность,

ü по критерию.

Валидность шкалы измерениязависит от правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.

ПОЛНОТА ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯпредполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все значения индикатора.

Напр., построена шкала, включающая в качестве ответов на вопрос: "Из каких источников Вы чаще всего узнаете о политических событиях?" - варианты:

• из сообщений радио; • из сообщений прессы; • из передач телевидения.

В данном случае шкала неполная, т.к. наряду с первичными существуют и вторичные источники, к примеру, родители, друзья, коллеги по работе и др.

ТОЧНОСТЬ ШКАЛЫ - характеристика результата измерения, которая зависит прежде всего от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования числовых данных о свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.
НАДЕЖНОСТЬ ШКАЛЫ - ее устойчивость по отношению к изменению; характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных и сравнимых числовых данных об изучаемом явлении при многократном (повторном) измерении.

Т.о., выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют начать разработку инструментария для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.

Простейшая форма обработки первичной информации - ГРУППИРОВКА:респонденты зачисляются в группу в соответствии с выбранным признаком (напр., по половому признаку)

Социологическая информация группируется по:

номинальному признаку(род занятий, национальность и т.п.);
количественному признаку(группы характеризуются числовым значением, напр., группировка по возрастным интервалам: 18 - 20 лет, 21-25 лет и т.д.);
признакам, соответствующим ранговым шкалам(характер труда: ручной, интеллектуальный и пр.)

Если респонденты группируются по двум и более признакам, то проводится перекрестная (комбинированная) группировка.

Ее виды:

структурная перекрестная группировка - классификация по признаку, присущему совокупности опрашиваемых;
типологическая группировка - выделяются типы респондентов;
аналитическая группировка - проводится по двум и более признакам и выявляет их взаимосвязь.

В социологическом исследовании каждой группе респондентов соответствует число, характеризующее количественный состав группы (п,, п2, п3... пх). Этот ряд чисел называют рядом распределения.

Выделяют два его вида:

атрибутивный ряд распределений - отражает результаты группировки респондентов по количественным признакам;
вариационный ряд распределений - отражает количественные признаки изучаемых явлений.

Полученные с ЭВМ, а затем сведенные в таблицы или отображенные при помощи графиков и рисунков результаты социологического исследования являют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления.

Однако без исследователя эти выводы не могут быть сделаны. Поэтому первое условие, позволяющее должным образом использовать социологические данные, - их всестороннее и правильное объяснение, именуемое социологами ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ.

Один из распространенных способов интерпретации данных в описательном исследовании - сравнение рядов распределения по относительно однородным подгруппам, выделенным в обследованной совокупности.

Оно может быть осуществлено двумя путями: внутренним и внешним соотнесением.

• Под внутренним соотнесением понимают сравнение между собой элементов числового ряда.
• Под внешним соотнесением - сравнение двух или нескольких рядов распределения, построенных по двум или более признакам, из которых один обязательно общий для соотносимых рядов (напр., можно сравнить распределение разных электоральных групп - являющихся сторонниками какого-то политического движения и не являющихся его сторонниками - по одному и тому же признаку: готовности принять участие в выборах).

Анализ данных, полученных в ходе социологического исследования, начинается с проверки качества заполнения анкеты. В случае, когда неправильно даны ответы на треть вопросов, анкета не подвергается машинной обработке.

Итоги анализа информации отражаются в ОТЧЕТЕ О ПРОВЕДЕННОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.

Структура отчета

первый разделсодержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников и т. д.);
во втором разделедается характеристика объекта по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.);
последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы;
заключение отчета дается в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах.

V.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ - это способ научного предвидения с той или иной степенью вероятности итога, направленности, или характера протекания социальных процессов в течение некоторого промежутка времени.

В прикладной социологии, учитывая возможности применяемых в ней формально-логических статистических методов, относительно эффективный (точный) прогноз возможен только на краткосрочную перспективу и то, при условии небольшой вариации характеристик исследуемого социального процесса.

ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ - нацеленность на будущее и попытка преодолеть неопределенность, обусловленную отсутствием знаний о точном значении статистических параметров характеристик социальных процессов.

Рассмотрим ряд требований к любой прогностической модели. Эти требования:

ü обоснованность,

ü полнота,

ü валидность,

ü точность и

ü устойчивость.

Обоснованностью прогностической модели- соответствие цели прогноза на весь период упреждения.
Полнота прогностической моделизависит от объема, достоверности и устойчивости исходной социальной статистики.
Валидность прогностической модели -это ее способность учитывать изменение структурных элементов именно прогнозируемого явления. От валидности модели зависит точность прогноза.

Точность прогностической модели -это ее способность давать количественную оценку параметров изучаемого процесса на период упреждения, минимально отличающуюся от их фактического значения.
Устойчивость прогностической моделизаключается в ее способности быть валидной на весь период упреждения.

Фактор, противодействующий устойчивости прогностических моделей в социологии, - нормативность абсолютного большинства социальных явлений, основанных на функционировании и взаимодействии социальных институтов.

В связи с этим вводят в оборот понятие инерционности протекания социального процесса как предмета прогнозирования, непосредственно воздействующей на устойчивость прогностической модели.

ИНЕРЦИОННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ или ПРОЦЕССА - степень устойчивости, длительность ее обусловленности теми или иными социальными нормами.

По методам в прикладной социологии различают три вида прогноза

1) аналогия; 2) экспертиза; 3) статистический прогноз.
АНАЛОГИЯ- это метод исторического соотнесения двух или более идентичных явлений, порожденных схожими социальными обстоятельствами в разные временные периоды. Вывод о вероятности повторения прогнозируемого явления, в случае схожих обстоятельств,называетсяПРОГНОЗОМ ПО АНАЛОГИИ. Степень точности такого прогноза не всегда поддается определению из-за возможного вмешательства в социальный процесс новых, не имевших место в предшествующей социальной практике факторов.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКАкак метод прогнозирования является способом аккумуляции научных знаний и практического опыта профессионалов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к предмету прогноза. Степень точности прогноза во многом зависит от уровня компетентности экспертов.

Перечисленные два метода прогнозирования наименее точны, однако они применимы для долгосрочных прогнозов.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫпрогнозирования основаны на формулах и проблемах математической статистики. Однако, пригодны они в прикладной социологии для краткосрочного прогнозирования (до одного года). Это не вина методов, а следствие многофакторности, нормативности и высокой вариабельности социальных явлений.

Кроме того, формулы математической статистики, используемые для проверки гипотез, предполагают нормальное распределение вариабельности признака, что в реальной практике социальных явлений чаще всего не имеет места. Это не означает полную неприменимость формул математической статистики для прогнозирования социальных явлений, однако, ошибки прогноза могут оказаться весьма существенными.

Прогнозируемая динамика ряда распределения количественных параметров исследуемого социального процесса состоит из взаимосвязанных компонентов:

ü тренда,

ü интервала циклов и

ü тенденции.

ТЕНДЕНЦИЯ- это направление развития социального процесса (прогресс или регресс).
Тенденция, механизм реализации которой функционально зависит от времени, называется ТРЕНДОМ. Тренд описывает фактическую усредненную для периода упреждения тенденцию изучаемого социального процесса во времени.

В основе наиболее простых статистических методов прогнозирования лежит количественное описание наблюдавшейся тенденции в изменении уровней динамического ряда распределения параметров социального процесса.


ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Социологическое исследование - это надежный способ познания социальной реальности, позволяющий постичь сущность тех или иных явлений и процессов. Оно дает возможность специалисту в любой области учесть социальные последствия определенных действий, повысить эффективность деятельности, уменьшить возможность и последствия ошибок.

Наши рекомендации