Культура досуга молодежи и проблемы регулирования свободного времени
Современное общество в целях социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон жизни должно быть заинтересовано в эффективном использовании гражданами своего свободного времени. В первую очередь, это касается молодежи как наиболее активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы. Поэтому, прежде всего, необходимо сказать о возможностях и направлениях изменения ситуации в сфере досуга молодежи или в целом - о регулировании ее свободного времени.
Как отмечает З. А. Петрова, система регулирования свободного времени человека включает, прежде всего, воспитание культуры свободного времени. Работа в этом направлении подразумевает, на наш взгляд, как создание условий для удовлетворения уже сложившихся запросов, так и стимулирование формирования новых потребностей, отвечающих более высокому уровню развития человека, его культуры [25, с. 103].
Обращение к понятию культуры досуга диктуется логикой анализа проблем регулирования свободного времени молодежи на том основании, что сам процесс регулирования должен быть ориентирован на формирование у молодого поколения культуры проведения досуга. Иными словами, в качестве цели регулирования досугового пространства молодежи рассматривается формирование культуры ее досуга. Под культурой досуга понимается качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности.
Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются в аспекте регулирования всего свободного времени, в связи с тем, что досуг - часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подразумевает воздействие на пространство всего свободного времени.
По мнению В. Я. Суртаева, формирование культуры досуга молодежи складывается из трех основных этапов. Первый этап – стимулирование у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга. Второй – непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов. И третий этап – материально-техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи [20, с. 53].
В рамках первого этапа – стимулирования у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга – раскрываются общая социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга, которая во всех своих проявлениях формирует определенную систему ценностных ориентации, образцов поведения, стимулирует молодежь к участию в различных видах досуговой деятельности. Это и есть совокупность объективных факторов, влияющих на формирование культуры досуга молодежи.
В рамках второй составляющей формирования культуры досуга молодежи – непосредственного ее вовлечения в различные виды досуговой деятельности – исследуются мотивы, интересы, которые молодежь стремится реализовать в сфере досуга, то есть собственно причины ее участия или неучастия в тех или иных видах досуговой деятельности, исходя из которых возможно непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности.
При выполняющих ранее более эффективно социализирующую функцию социальных институтах (семья, школа, комсомол) сфера досуга молодежи была подвергнута большему контролю со стороны общества, в его сфере действовали механизмы управления, пусть иногда и жесткие. В настоящее время, с утратой вышеуказанными институтами доминирующей роли в социализации молодого поколения, досуг, как одна из приоритетных для части молодежи сфер самореализации, практически оказался вне поля государственно-административного управления. В связи с утратой действенных механизмов контроля и регулирования досуг молодежи оказался малоуправляем. Сложившаяся сегодня ситуация усугубляется появлением новых видов досуговой деятельности молодежи, методы управления которыми просто не разработаны. Появляется прямой вопрос: как ими управлять?
Рассматривая социокультурную ситуацию в сфере молодежного досуга, мы видим последствия коммерциализации досуговой сферы жизнедеятельности молодого поколения. В ее условиях коммерческий интерес предприятий формирующейся в нашей стране индустрии досуга усложняет регулирование свободного времени.
Необходимость организационно-методической модернизации относится и к сфере досуга молодежи, поскольку, как мы смогли убедиться, в этой области жизнедеятельности молодого поколения произошли и продолжаются изменения, требующие не только изучения, но и регулирования. Такая необходимость подтверждается разделяемой многими точкой зрения, согласно которой, «среди некоторых групп населения, особенно молодежи, обнаруживается... неумение организовать свободное время с пользой для себя, что, в конечном счете, создает опасность для общества в целом».
Избыточное количество свободного времени, в особенности, если оно по ряду причин не может быть должным образом организовано, заключает в себе серьезную опасность - рост употребления алкоголя, «ничегонеделание» - и может привести к несформированности самих потребностей в культурном проведении досуга, в его активных видах.
Именно в связи с необходимостью организации досуга мы обращаемся к его культуре, которая выступает неотъемлемой составной частью культуры общества, общей культуры личности. К тому же, как отмечают исследователи, от умения организовать свое досуговое время во многом зависят социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем в целом.
Если исходить из того, что свобода человека существует, прежде всего, там, где есть свобода выбора, то в отношении свободы досуговой деятельности можно говорить о том, что это свобода выбора ее видов. Тогда в отношении конкретных действий по обеспечению таких условий необходимо говорить о создании равных возможностей такого выбора для любых категорий молодежи. Эта деятельность должна быть направлена на нивелирование воздействия экономического фактора. Такая задача, несомненно, в условиях рыночной экономики и коммерциализации досуга как прибыльной сферы капиталовложений становится нелегкой, но требующей принятия определенных мер.
Итак, в рамках регулирования свободного времени молодежи первостепенным является создание оптимальных условий для саморазвития личности, для обнаружения и реализации ее способностей и дарований. При этом удовлетворение потребностей в досуге – один из принципов, который должен лечь в основу политики регулирования свободного времени молодежи.
Вместе с тем необходимо учитывать тот важный факт, что потребности досуговой сферы динамичны. Это подтверждают данные социологических исследований, направленных на изучение трансформации досуговых предпочтений молодежи.
Как бы эти предпочтения не менялись, в любом случае для использования свободного времени есть два главных и необходимых условия. Первое - место, где люди могут общаться. Второе – дело, интерес, движение, вокруг которого может быть построено это общение. Если общество не позаботится об этом, люди сами найдут, где и как общаться, но совсем не исключено, что такое неформальное общение примет антисоциальные, антигуманные формы (преступные группы, религиозное сектантство и пр.).
На основании исследования комплекса теоретических и прикладных вопросов организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи В. А. Суртаев, формулирует пути максимальной реализации культурно-досугового потенциала молодежи. Это развитие социальной инфраструктуры и формирование инициативных групп молодежи, молодежных самодеятельных объединений [20, с. 85].
В этой связи механизмы регулирования этого процесса государственными учреждениями, на наш взгляд, должны быть направлены на то, чтобы, во-первых, развивать учреждения культуры и досуга. Во-вторых, разрабатывать и применять механизмы контроля над деятельностью, прежде всего, коммерческих структур, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. А, в-третьих, предлагать альтернативные досуговые мероприятия, содействуя, таким образом, реализации молодежной активности.
Что касается собственно проблемы регулирования свободного времени, то, по мнению Л. И. Михайловой, она решается двумя путями. Первый путь это путем совершенствования и координации всех сфер общественной жизни, общественных служб, улучшением системы связи, транспорта, коммунально-бытового обслуживания. Второй – расширение личной свободы и ответственности в использовании свободного времени, повышением уровня индивидуально-личностной культуры, развитием способности умело распоряжаться своим личным временем [15, с. 43].
Поэтому, на наш взгляд, в области регулирования свободного времени молодого поколения могут быть действенны, как мы уже отметили, опосредованные, косвенные механизмы подобного воздействия, то есть через другие сферы жизни молодого человека.
Возможность реализации такого подхода к решению проблем досуга молодежи подтверждается мнением исследователей, которые в числе причин социальной неопределенности молодого поколения в современных российских условиях, и, как следствие, ухода в досуг, указывают, например, слабую профессиональную ориентацию и подготовку.
Таким образом, в нынешней общественно – цивилизационных условиях молодёжный досуг предстает равно как социально осмысленная потребность. Общество заинтересовано в результативном применении использовании беспрепятственного времяпровождения молодых людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. На сегодняшний день досуг становится более обширной областью жизнедеятельности молодёжи, где совершается реализация созидательного и духовного потенциала молодёжи и сообщества в целом.
Молодёжный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, фиксирует, а во многом и закладывает в юном человеке (индивиде) такие привычки и умения, которые затем будут всецело предопределять его позицию к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы обуславливается, и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий.