Социальная организация досуга молодежи

УДК 379.831

Федоров В.К.

Студент

Курс, факультет «Экономики» Россия, г. Уфа

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

В статье раскрывается понятие и структура участия государства, субъекта Российской Федерации и муниципалитета в процессе социализации подростков и детей в обществе. В последствии делаются выводы, о ключевых факторах и векторах развития соцаильноориентиованной политики государства.

The article reveals the concept and structure of state involvement, the subject of the Russian Federation and of the municipality in the process of socialization of adolescents and children in society. Later draws conclusions about key factors and vectors of development of socialnormative policy.

Молодёжь является одним из основных ресурсов общества. Важным нюансом жизнедеятельности молодых людей является досуг, так как конкретно в данной сфере современная молодая поросль владеет возможность самореализации, свободы деяния средством выбора места и времени для его проведения. Растущий интерес к социологическому изучению досуга молодых людей обуславливается тем, что на данном шаге становления российского сообщества проистекают изменения содержания и текстуры досуга перед действием социокультурных трансформаций, произошедших в стране(появления новых информационных технологий, новых видов развлечений ,смены ценностных ориентиров молодежи, развития социальной инфраструктуры,). Объектом исследования статьи является молодежь, как будущий актив государства. Предметом исследования являются факторы и социальные механизмы организации досуга молодежи и процессы, связанные с досуговой жизнедеятельностью данной социальной группы. Гипотезой научной работы является необходимость развития и модернизации текущей молодежной политики, конкретно системизация и структурирования нормативно-правовой базы.

Досуг - это деятельность ради развлечения, отдыха, саморазвития, самообразования, самосовершенствования или достижения каких-либо иных целей по собственному выбору, а не по материальной необходимости. Досуг позволяет формировать духовные и физические качества, обуславливаемые социальными потребностями молодежи. Именно эта часть свободного времени молодых людей определяет из культурное и духовно развития, на котором в свою очередь основывается физическое состояния человека в целом. Молодые люди как развивающая и впитывающая в себя знания ячейка общества представляет собой ничто иное, как основа следующего этапа развития государства и общества. Досуговая составляющая времяпрепровождения определяет образ жизни молодого поколения. Социально-экономический и территориальный факторы являются ключевыми условиями, оказывающими влияние на досуговое поведение молодежи. Досуг оказывает значительное влияние на процесс социализации молодого поколения.

Федеральный и муниципальный уровни государственной молодежной политики характеризуются существенно большой организационной и функциональной неопределенностью. Это обустловленно отсутсвием федерального закона о молодежы. Сейчас молодежную политику курирует Министерство спорта Российской Федерации, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи, Федеральное агентство по делам молодежи. Так же одним из наиболее авторитетных органов исполнительной власти в области молодежной политики задающий вектор её развития Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи. Такой разноплановый набор ведомств сказывается на муниипальных образованиях, которые являются заключительным подотчетным звеном реализации молодежной политики. Зачастую структурные подразделения ответственные за реализацию молодежной политики в сфере досуга молодежы находятся в разном ведомственном подчинении и действуют автономно в соответствии со составленном планом мероприятий. В законе о «Об общих принципах орагнизации МСУ в РФ» нет и упоминания о молодежной политики. Поэтому организация досуга молодежы является самостоятельная область деятельности муниципальных образований.

На сегодняшний день разделяется два вида досуга активный и пассивный. Активный представляет собой функиональные как физические, так и умственные занятия, различными видами деятельности игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т. д. К пассивными видам времяпрепровождения можно считать, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, «потребителя» культурных ценности, ярким примером является телевиденье, инмнформационные технологии, развитие сферы компьютерных развлечений, появление и стремительное развитие социальных сетей и т.п.

Также выделяются организованные и неорганизованные формы досуга. К области организованного досуга относятся молодежные и подростковые общественные организации, социальные досуговые центры, дома культуры клубы, секции, различные кружки (художественные, спортивные, музыкальные, театральные и т.д.). К организованным формам досуга также относятся мероприятия, организованные учебными заведениями, в которых обучается молодежь, а также мероприятия, организованные органами государственной и муниципальной власти в рамках реализации молодежной политики (конкурсы, массовые спортивные мероприятия, митинги, шествия, встречи и т.п.). Специализированные организации, занимающиеся досугом молодежи, содействуют вовлечению молодого поколения в новые социальные отношения, их социализации, их творческой и духовной самореализации, помогают семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Основной формой организации досуга являются такие учреждения как спортивные школы и подростковые клубы, которые имеют более развитую и разностороннюю специфики времяпрепровождения молодых людей, чем узкоспециализированные спортивные школы. Подростковые клубы основывают свою деятельность на собственном уставе и представляют собой сеть учреждений разноотрослевого развития детей и подростков. В большей степени это так называемые «кружки», как пения, танцы, рисования, художественной лепки, туризма и походного дела, физического развития. Это хорошая стартовая и бесплатная ступень дошкольного начального образования, развития мелкой моторики и творческой инициативы. Таким образом только плотное сотрудничество всех учреждений в обязаности которых входит работа с молодежью обеспечит должную защиту морального и физического здоровья молодого поколения. Дети и подростки, как никто другой находятся в группе риска завладения их умами непорядочными учениями и не должным поведением в обществе. Именно в молодом возрасте самостоятельно складывается мировоззрение на основе окружающих субъектов общества и ситуаций в нем.

Кроме принадлежности к санкционированному коллективу (молодежному, творческому) молодой человек часто делается членом стихийной группы, которая появляется более или менее внезапно и функционирует за пределами педагогического и родительского контроля и управления. Как правило, группы в учебных заведениях или другие молодежные группы, созданные такими социальными институтами как учебные заведения, органы государственной и муниципальной власти, культурно-досуговые учреждения и публичные организации, часто никак не становятся для молодых людей приоритетными. В взаимосвязи с этим, есть неорганизованный досуг, который считается стихийным образованием групп молодых людей, соединенных сообразно какому-или признаку (подобные досуговые предпочтения, ценности и интересы). Не всегда эти образования являются недопустимыми, но и не всегда имеют верное русло развития. Как минимум таким сообществам допустимы такие персона, которая будет координировать их деятельность, если это необходимо. Самыми яркими примерами недолжного развития таких групп является статистика детского и подросткового травматизма, а что еще хуже статистика преступлений среди подростков.

Крупная часть экспертов отмечает, что молодежь показывает слабенький энтузиазм к досуговым мероприятиям, организуемым органами местного самоуправления и органами государственной власти региона, которые часто носят формальный характер. Сопоставляя данные эти с плодами опроса, проведенного среди молодежи, можно изготовить вывод, что мероприятия, организованные органами местного самоуправления для молодых людей расходятся с досуговыми предпочтениями молодежи.

Исследование показало, что существующая нормативно-правовая база в области молодежной политики, является недостаточной, следует принять закон «О молодежи» как на федеральном, так и на региональном уровне. Следует расширить законодательство, уделяя внимание социальной организации досуга молодежи. Но при формирования данного законопроекта следует учитвать мнение молодёжи так же оставить место для самостоятельного решения молодого поколения и векторах развития молодежной политики в сфере досуга, куда бы по их мнению было бы интересно ходить в свободной от учебы и домашних забот время.

Использованные источники:

1. Социальная организация досуга молодежи : регионально-муниципальный аспект : автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04 / автореферат, 2010 – Саранск, - 87 с.

2. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи // Педагогика. 2005. - №1

3. Ханнанова Т.Р.- Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.

4. Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ [Текст]: Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. - Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.

5. Гарифуллина А.Ф. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)[Текст]: Гарифуллина А.Ф.- диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

6. Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р. К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ПЧЕЛОВОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ [Текст]: Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р.- В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 44-46.

7. Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ [Текст]: Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р.- Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.

8. Старикова А.С., Валиева А.Р. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ [Текст]: Старикова А.С., Валиева А.Р.- В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.

Информация о себе: тел.89174065135, e-mail: [email protected]

Наши рекомендации