Основы современной национальной политики России

Общим местом стала сегодня констатация того положения, что в современной России отсутствует целостная, продуманная, сильная и пользующаяся авторитетом у ее народов националь­ная политика. Тем более - программа ее реализации. Нет рос­сийского законодательства по регулированию межнациональных отношений, а принятые отдельные законы лишь усугубили ситуа­цию. Завязался тугой узел проблем федеративного и региональ­ного характера, национально-государственного суверенитета.

Причины, условия и сам характер нестабильности межна­циональных отношений предопределены сменой курса общест­венного развития страны, всеобъемлющим системным кризисом общества, новыми реалиями, сложившимся после распада СССР.

Национальные отношения, как и экономика, социальная сфера, политика и идеология продолжают оставаться «полем боя» различных общественных сил и движений, многочисленных партий и фракций. Потенциал нестабильности задается растущей экономической и социальной дифференциацией регионов по уровню жизни. Различия достигают при этом десятикратного раз­рыва. В цитаделях финансового капитала (Москва, С.-Петербург) аккумулированы основные финансовые ресурсы страны.

К усугубляющемуся социальному расслоению и политиче­скому противостоянию добавляется рост национально-религиозной напряженности, идейное размежевание людей по отношению к мировоззренческим (церковным и светским) ценно­стям.

Народы, населяющие Россию, все более решительно про­возглашают свои национальные интересы, обрамляют их своей национальной идеей, скрепляют своим суверенитетом различно­го уровня. Национальная идея становится доминирующим нача­лом национального сознания и самосознания больших и малых народов. Место былого этнонигилизма и соблазнов интернацио­нализма занимает этноцентризм, обращенность к себе, своим корням, исторической памяти, патриотизму, культуре и духовно­сти. И это находит свое проявление в хозяйственном, социальном и государственном устроении.

Национальная идея в ее здоровом понимании содержит творческий, созидательный, конструктивный импульс, в уродли­вой и извращенной форме - чревата немалыми разрушительны­ми и опасными проявлениями. В таком виде национальная идея служит разъединению народов, толкает их в бездну сепаратизма и ложно понятого суверенитета.

Выработка и осуществление эффективной национальной политики базируется на примате нравственности и духовности в отстаивании общероссийских интересов, обеспечении государст­венного единства и целостности России. Национальная политика представляет собой органическую совокупность научно обосно­ванных положений, комплекс стратегических и текущих задач, принципов и приоритетных направлений деятельности государст­венной власти, органов управления, усилий общественности, са­мих народов.

Главная цель национальной политики заключается в ста­билизации и гармонизации межнациональных, межконфессио­нальных отношений, обеспечении конструктивного взаимодейст­вия всех партий, движений, общественных и политических сил в достижении социально-экономического благополучия, достойной жизни и свободного развития человека. В ее основе должно быть раскрытие и реализация созидательного, конструктивно-творческого потенциала национально-культурного развития каж­дого народа в диалектическом единстве упрочения общероссий­ской межнациональной общности.

Самовыражение и реализация объективных потребностей и законных национальных интересов каждого народа происходит в поле объективных, взаимообусловленных и сознательно налажи­ваемых взаимосвязей. С их учетом только и может быть вырабо­тана национальная политика в ее основных направлениях и наи­более эффективных формах.

В качестве ее базовых основ следует выделить:

1. Строгое соблюдение конституционной и правовой основы, инициативное законодательное и нормативно-правовое регулирование межнациональных отношений. Оно должно быть нацелено на восстановление федеративности как неотъемлемой составляющей общественно-государственной жизни России с широкой региональной свободой всех субъектов РФ. Необходимо избежать соблазнов унитаризма в виде «губернизации» национально-государственных образований и тупиков «республиканизации» краев и областей, тем более, создания «Русской республики в России».

Правовое поле строительства российской государственно­сти должно вырастать из живого правосознания народа, соответ­ствовать и отвечать духовно-нравственным ценностям, патрио­тизму, моральным устоям и традициям народов, проживающим в России.

2.Стабилизация, упорядочение и гармонизация межнациональных отношений с позиций общих интересов и целостного развития всех народов, признания их равноправия и самобытности, самоценности каждого этноса. Реализация внутреннего потенциала саморазвития народов, организация взаимопомощи и посильной поддержки со стороны государства.

3.Вывод национальных проблем из политической сферы в конструктивное русло социально-культурного и хозяйственно-экономического развития, реализации неисчерпаемого потенциала национально-культурной автономии и возможностей местного самоуправления. Вектор национальных процессов следует вы­вести из сферы политического противостояния и узко партийных пристрастий в экономическую и социально-культурную плоскости. Именно здесь коренятся условия, источники и механизмы ослаб­ления национальной напряженности, предпосылки стабилизации положения и создания необходимых условий преодоления все­объемлющего кризиса и дальнейшего экономического и духовно­го подъема.

Нельзя допустить усиления центробежных и хаотических устремлений, активного «разыгрывания национальной карты», на которой стоит судьба народов.

4. Подъем экономики и культуры, оздоровление социально-политической ситуации, возрождение российского национального самосознания на базе общности исторических судеб в их гармо­ничном и целостном развитии следует рассматривать в качестве приоритетных проблем.

Гармонизация, межнациональное единение могут быть обеспечены в балансе выявленных и согласованных националь­ных интересов в хозяйственно-экономической, бюджетной, цено­вой, социально-культурной и др. сферах жизнедеятельности на­родов. Следует определить основные параметры и элементную базу формирования материально-технической и социальной инфраструктуры, выработать систему критериев и приоритетов по укреплению и развитию межнационального согласия (пути и ус­ловия преодоления кризиса, поддержки отечественных произво­дителей, сохранения производственных фондов и восстановле­ния инвестиционного процесса, преодоления разрушительных последствий приватизации, осуществление социальной поддерж­ки и защиты населения).

Решение социальных и национально-культурных проблем является ядром национального возрождения народов. Важней­шей задачей является в этой связи всемерное восстановление, сохранение и актуализация историко-культурного потенциала на­родов России. Основные усилия необходимо сконцентрировать на создании оптимальных условий саморазвития национальных культур.

В общеобразовательной и профессиональной школе при обновлении гуманитарного образования, его содержания и учеб­но-методической основы, подготовке нового поколения литерату­ры последовательно осуществлять линию на упрочение россий­ского государства, воспитание патриотизма и гражданственности. Вести разработку и освоение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, развития национальной школы с учетом традиций, особенностей и динами­ки этноконфессионального состава населения России.

Активно формировать высокую культуру межнационального общения. Необходимо целенаправленно осваивать и укреплять отечественный духовно-ценностный потенциал образования и воспитания учащейся молодежи.

5. Объективное положение и роль русского народа позво­ляют рассматривать его в качестве естественно-исторического, стабилизирующего и консолидирующего фактора межнациональ­ного согласия и сотрудничества, развития общероссийской граж­данской, государственной, социально-этнической, духовно-нравственной, культурно-исторической общности.

Русский патриотизм всегда был пронизан всечеловеческим чувством глубокого уважительного отношения и братского со­трудничества с людьми любой национальности. В России, в на­родной толще укоренены соборность в единении с личностным началом, добротолюбие, патриотизм, державность, стремление к правде и справедливости, взаимопомощь. Простые люди по-прежнему укоренены в социальные институты (семья, церковь, коллектив, государство) на основе духовно-нравственной, на чув­стве «наше». Внедрение экономики с этикой протестантизма, где ставка делается на индивидуализм, на первенство права над нравственностью, а прав человека - над правами народа, разры­вает узы духовные, заменяя их бездушной денежной и правовой связью.

Настала пора восстановления исконно русской, созида­тельной и более богатой в культурном отношении линии, искусст­венно прерванной социальными, политическими и национальны­ми катаклизмами. Основополагающая роль в этом принадлежит культуре, ее исцеляющей, цементирующей и объединяющей ро­ли. Необъятно поле, глубоки истоки, непреходящи духовно-нравственные ценности русской культуры и ее значимость для всех народов, составляющих многонациональное тело России.

При различных, иногда крайне противоположных оценках, запросах и требованиях национально-культурных центров боль­шинство из них сходятся в том, что русское население является традиционно стабилизирующим и консолидирующим фактором межнационального согласия и братского сотрудничества народов. Оно обладает уникальным историческим опытом человеческого единения. Уровень, сам климат межнациональных отношений, самочувствие всех народов зависит от положения и состояния русского народа.

Без утверждения идеологии российского патриотизма стра­ны не поднять. Объединить народы при усиливающейся соци­альной поляризации и национально-культурной неоднородности может только осознание необходимости совместной созидатель­ной работы для решения неотложных и долговременных про­блем. России для достойного будущего нужно духовное, соци­альное, политическое единство и воля в соработничестве, нужен возвышающий духовно-нравственный общественный идеал, еди­ное государство и целостность территориального устройства с региональной свободой, культурно-национальная автономия всех компактно проживающих на ее территории народов. Потенциал культурно-национальной автономии неисчерпаем, и его творче­ская реализация не требует национально-государственного са­моопределения и особого суверенитета.

1. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 15.

2. Гегель. Эстетика. В 4-х т. М, 1969. Т. 2. С. 253.

3. Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Политиздат, 1988. С. 410-411.

1. См.: Сорокин Питирим. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. М., 1994. С. 23.

2. Предмет и содержание этносоциологии.

3. Этнос: определение и типология. Этнические процессы.

Предмет и содержание этносоциологии

Одной из структурных подсистем общества является этническая. По отношению к составляющим ее элементам - этносам она представляет собой систему, но каждый этнос - это тоже система, причем, по единодушному мнению ученых, система базовая.

Этнический состав населения Земли сложился в ходе длительного исторического развития в результате сложных этнических и миграционных процессов. В настоящее время на планете проживает около четырех тысяч этносов - от небольших по численности (тодо - Индия, ботокуды - Бразилия, алакалуфы и яманы - Аргентина и т.д.) до многомиллионных (американцы, японцы, русские и др.).

Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса нескольких наук: социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества; этнографии, описывающей сходство и различия между народами; этнологии - исследующей этногенез (происхождение этносов), их основые характеристики и свойства; этноконфликтологии, изучающей психологические аспекты межэтнических противоречий. В политологии как науке есть отрасль знания, занимающаяся исследованием политических устремлений этносов, именуемая этнополитологией.

Этносоциология - пограничная отрасль знания, возникшая на стыке двух наук: этнологии и социологии. Этносоциология изучает этническое через призму социального, а значит, рассматривает социальные проблемы этносов, происходящие в них социальные процессы и межэтнические отношения. Эта научная дисциплина занимается сравнительными исследованиями различных этнических групп, специфики проявления в них социальных явлений. Этносоциология - это отечественное изобретение второй половины 60-х годов ХХ века. На Западе исследования этносоциологического характера ведутся давно, но они не были оформлены в особую отрасль знания и осуществлялись под эгидой культурной и социальной антропологии. Но в 60-70-х годах и в Европе (в частности, в Голландии) возникло направление, близкое отечественной этносоциологии (А.Инкельс, М.Хехтер, Ван ден Берге и др.).

Идеологические догмы советского времени, лакировка назревающих проблем, толкование внутри- и межэтнических отношений только как интернационалистских длительное время сдерживали этносоциологические исследования и определяли их характер. Раскрепостившаяся в период преобразований 80-90-х годов этносоциология развивается в настоящее время по четырем основным направлениям: 1) всестороннее изучение жизни этносов в ее социально-экономическом, социально-политическом и духовном воплощении; 2) анализ современных внутриэтнических процессов; 3) исследование актуальных вопросов межэтнических отношений; 4) осмысление ошибок прошлых лет в области этнической политики. С конца 80-х годов началось широкое применение в этносоциологии эмпирических исследований.

Этнос: определение и типология. Этнические процессы

Этнос - основополагающая категория этносоциологии, в буквальном переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием. В наиболее популярной научной трактовке этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Единство территории и производная от него общность экономической жизни являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные признаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим, - это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура.

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу. Важным его компонентом выступает представление об общности происхождения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

Психологический склад - это так называемый этнический характер, понимаемый широко вплоть до включения в него этнического темперамента.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. Но этнические системы не сводятся только к одному, хоть и базисному, элементу - этносу. Существует, по мнению исследователей (Л.Гумилев, В.Беляев и др.), этническая иерархия, которую можно представить в следующей последовательности: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорция, конвикция. Суперэтнос - целостная группа этносов, возникших одновременно в одном регионе, как правило, с единым происхождением, культурой, психологией (славяне, тюрки и др.). Субэтнос - подсистема этноса со спецификой в религии, языке, культуре, истории, самосознании и самоназвании (в этносе «русские» - камчадалы, поморы, сибиряки и др.; в этносе «татары» - кряшены, мишари, казанские, касимовские, астраханские татары и др.). Консорция - группа людей с общей исторической судьбой (гильдии, секты и пр.). Конвикция - группа с общностью жизни, однохарактерным бытом и семейными связями (предместья, слободы и т.д.).

Отечественная этносоциология выделяет исторически значимые типы этноса. В науке существует два подхода к его типологии: первый выделяет в качестве основных типов этноса род, племя, народность, нацию; второй рассматривает три типа - род, племя, народ.

Первый подход дает эволюцию этноса в исторической последовательности: сначала - род и племя как кровно-родственный производственный коллектив с территориальной неустойчивостью, с устным языком, родоплеменной культурой и психологией кровных связей; затем - народность как патриархальная мелкотоварная общность государственного типа с таможенными границами, с письменным (но не всегда) языком, с мелкобуржуазной идеологией и культурой; наконец - нация как экономическая общность промышленного типа, не разделенная таможенными границами, с литературным языком, культурой, связанной с распространенными идеологиями.

Второй подход заменяет «народность» и «нацию» как типы этноса единым типом под названием «народ», постепенно складывающимся на базе объединения племен. Этот тип в науке определяется по-разному: как культурный союз одинаково говорящих людей; как совокупность людей с общностью судьбы, характера и психологии; как общность людей, связанных происхождением и самосознанием и др. Два подхода разошлись по ряду параметров, но главный из них - определение нации. В первом случае она рассматривалась как этническая общность; во втором - как политическое явление, означающее согражданство. Понимание нации как согражданства исходит из принятой ныне всем миром концепции народного суверенитета Руссо, по которой население становится нацией, когда подданные осознают себя гражданами. Со времен Великой французской революции 1789 года сначала во французском и английском, а затем и в других языках, и в международном праве утверждается этатистское толкование нации как совокупности всех граждан государства. Лишь в языках, отстававших от буржуазных преобразований народов Германии, России, стран Восточной Европы, сохранились оба ее значения - этатистское и этническое. Отсюда и два подхода к типологии этноса в отечественной науке.

В ходе развития этноса и его взаимодействия с другими происходят существенные изменения этноса в целом или его отдельных частей, т.е. этнические процессы. По своему влиянию на судьбу этноса они подразделяются на эволюционные и трансформационные. Первые подразумевают значительные изменения в языке, культуре, в социальной и демографической структуре этноса. Вторые ведут к перемене этнической принадлежности и этнического самосознания.

По своей направленности этнические процессы делятся на преобладающие в современном мире процессы этнического объединения и процессы этнического разделения. Объединение осуществляется через взаимовлияние культур, двуязычие, интеграцию, консолидацию, этническую ассимиляцию, а разделение - путем разъединения через дифференциацию, сегрегацию, дезинтеграцию, сепаратизм, балканизацию. Объединению и сближению содействуют этнические контакты и этническая адаптация. Разделение, как правило, сопряжено с конфликтами. Разделение и объединение этносов может быть итогом не только естественно-исторических процессов, но и целенаправленной политики, идеологических догм. Приверженность людей интересам своего этноса (этнонационализм) может играть как позитивную, так и негативную роль. Его разновидность (этнофилия) предполагает заботу о сохранении и развитии этноса, его языка и культуры, а другая (этнофобия) - признание исключительности своего этноса и враждебности к иным народам. В полиэтничном обществе государство не может быть этническим. Главные сферы действий этноса - язык и культура, а государство лишь оказывает свою помощь этим сферам.

Литература

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебн. пособие. М., 1998.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – Казань, 1997. –Гл. 11, 12.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 10.

Тема: Семья

С социально-философской точки зрения семья определя­ется как самая первичная, изначальная ячейка общества, члены которой связаны браком и родством. Прочность семьи основыва­ется на любви, взаимоуважении и взаимоответственности, на общности быта и, в первую очередь, духовных интересов всех ее членов.

Семья есть первый, естественный и в то же время священ­ный союз, в который человек вступает самим актом рождения. Он не выбирает семью, она ему изначально и навечно представлена. Вот почему это первичное лоно человеческой культуры, первич­ной социализации личности. Здесь пробуждаются, формируются, начинают развертываться дремлющие силы духовности - любви, веры, жертвенности. И только духовное пламя семейного очага может дать человеческому сердцу тот негасимый свет, который будет согревать его во всех жизненных тревогах.

Юридической основой семьи служит оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с суще­ствующими в обществе законами. Однако высшим нравственным законом для супружества является любовь. Этот закон требует не вступать в брак без любви. Брак без любви фактически становит­ся расторженным в тот момент, когда он совершается, и кто всту­пил в брак без любви, тот нарушил закон супружества. Любовь - глубокое и устойчивое, интимное, нравственно-эстетическое ин­дивидуально-избирательное чувство, выражающееся в самозаб­венной устремленности на другую личность.

«Подлинная сущность любви, - по словам Гегеля, - состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою» [2]. Самозабвенность в любви - чувство чрезвычайно богатое: человек достигает наи­высшего расцвета своей личности только через полную отдачу себя другому. Через совместное восхождение к вершинам душевно-духовного состояния. Всеохватность и глубина этого чувства делает челове­ка как бы «одержимым» присутствием другого.

Образно-эмоциональную и весьма глубокую характеристику этого чувства дает известный современный философ А. Г. Спиркин. «Любовь - это наглядное воплощение идеала, глубоко эсте­тическое чувство, дарящее человеку радость переживания пре­красного; любовь может достигать вершин поэзии и музыки, а по­эзия и музыка, как и другие виды искусства, могут выражать это чувство во всей полноте его содержания. Своим нравственно-эстетическим прогрессом человечество во многом обязано имен­но этому чувству. Пожалуй, ничто не возвышает так человека в самой его сокровенной сущности, как любовь. Любовь выступает как одна из высших ценностей, как стабилизирующий фактор об­щества, воплощая в себе идею сотрудничества - неотъемлемого принципа человеческого прогресса. Любовь с неизбежностью включает в себя порыв и волю к постоянству, выражаемые в эти­ческом требовании верности.

Истинная любовь может родиться только как свободное проявление чувства, как момент неожиданного порыва эмоцио­нальных глубин личности; ее нельзя вызвать по принуждению, насильно, так же как невозможно насильно разом и преодолеть. Любовь внутренне противоречива: радость неотделима здесь от тревоги и даже страдания, блаженство - от боли; они как бы «сжаты» в одной точке, порождая удивительную гармонию дви­жений души. Но истинная любовь - это и труд. Любовь как нрав­ственное начало жизни - единственно истинная любовь. Отними­те у этого чувства постоянную нравственную работу, и оно станет чем-то совсем иным - влюбленностью, увлечением, утратив свою цельность и тем самым суть. В любви духовно-социальное реа­лизуется через механизмы биологического, а само биологическое как естественная предпосылка этого чувства, будучи уникально-интимным, становится и общезначимым. Осуществляясь на ши­роком социальном фоне любовь выступает одной из биосоциальных форм реализации личности.

Люди удивительно многообразны в проявлении своих да­рований. Любовь - тот же дар; она, как и другие творческие по­тенции человека, как бы ждет своего выражения и расцвета. В любви люди также уникальны и многообразны в соответствии с богатством оттенков своих душевных качеств. В ней тоже можно быть как гениальным, так и бездарным. Однако в этом отнюдь нет чего-то наследственно фатального. Возможность развивать ду­шевные качества, в том числе и способность любить, - это то благодатное поле, на котором возделывается культура личности, оттачиваются грани ее собственно человеческой, гуманистиче­ской сущности» [3].

Отношения между братом и сестрой для Гегеля - вершина нравственных связей внутри семьи. Муж и жена вожделеют друг друга, родители видят в детях продолжение самих себя. А лю­бовь брата и сестры - это «беспримесное нравственное отноше­ние».

В семье проявляется все богатство человеческих отноше­ний. Доминирующим здесь выступает чувство любви супругов. При всех сложностях определения любви, можно согласиться с мудрецами Древней Индии, которые говорили, что у человека есть три источника влечений: душа, ум и тело. Влечение душ по­рождает дружбу, влечение ума порождает уважение, влечение тела порождает желание. Единство трех влечений - есть любовь.В семье реализуется чувство любви супругов друг к другу, чувст­во материнства и отцовства, продолжение себя в детях и внуках, чувство самоотверженности по отношению к близким. Важнейшая функция семьи - продолжение рода, без чего невозможно суще­ствование общества. «Дары любви» - дети значительно обога­щают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов, открывают огромные перспективы формирования человеческой личности, дают возможность старшему поколению возвращаться к прошедшим этапам своей жизни, часто открывает подлинный смысл жизни.

Одним словом, семья является важнейшим элементом со­циальной сферы, и неслучайно еще Аристотель рассматривал семью в качестве модели государственного устройства.

Сегодня семья как социальный институт, как живая лабора­тория человеческих судеб, как школа жизни, как остров духовной жизни проходит жесточайшее испытание временем на свою прочность.

Распад классической «нуклеарной» семьи как «ячейки об­щества» стал реальностью. Единство формы семьи заменяется на многообразие видов брака и совместного проживания. Так, согласно данным статистики, в США уже сегодня иные формы брака численно превышают количество «нуклеарных» семей.

Весьма знаменательно, что несмотря на разгул «сексуаль­ной революции», порнографии и проституции, лавинообразный рост разводов, несмотря на скороспелые «предсказания» некото­рых футурологов о закате и исчезновении в будущем семьи как преходящей социальной формы, подавляющее большинство лю­дей продолжают крепко держаться за «традиционную», «пригово­ренную к смерти» семью при любых жизненных невзгодах. Слу­чайно ли это? Не свидетельствует ли это, напротив, о великой жизненной силе семьи, как богоустановленной и как естественной первичной ячейке человеческого общества на любом этапе его развития, даже когда и общество, и сама семья находятся в кри­тическом состоянии? Альтернативы семье нет и не будет, ее «заменять» нечем и незачем.

Нормативные демографические прогнозные разработки по­казывают, что необходимо иметь в среднем два-три ребенка на каждую потенциальную мать. Двое - «сменяют» отца и мать, а третий - «покрывает убыль» от болезней и несчастных случаев.

Семья в своей сущности представляет собой малую соци­альную группу и важнейший социальный институт общества. Она ха­рактеризуется исторически-конкретной и целостной системой жизнедеятельности, взаимоотношений и социальной организации на основе брака, родства или усыновления, общности быта и взаимной моральной и правовой ответственности, выполняющей свои социально-ролевые функции.

История не знает несемейных цивилизаций. Семья наибо­лее устойчивый и неразложимый далее первичный устой соци­альной организации общественной жизни. Она выполняет неза­менимые и незамещаемые никаким социальным институтом роли и функции, обусловленные потребностями общественного и лич­ностного развития человека в конкретности и целостности его физического и духовного становления.

Семья - целостная, жизнеактивная, относительно само­стоятельная и свободная социальная группа общества. Она реа­лизует свои основные потребности и интересы семью способами (функциями) жизнедеятельности (семья - семь «я»). Неразрыв­ный блок этих важнейших функций семьи позволяют ей выжить в неблагоприятных жизненных обстоятельствах и не только вы­жить, но при нормальном функционировании найти внутренние возможности для своего саморазвития и для изменения общества в благоприятном для семьи направлении.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная - воспроизводство рода человеческого.

2.Экономическая. Включает в себя ведение домашнего хозяйства, элементы и возможности производственной деятельности, обеспечение посредством заработка семейного бюджета, организация быта и потребления и т. д.

3. Социально-педагогическая и воспитательная – духовно-практическое и духовно-нравственное взаимообразное воспитание членов семьи, в первую очередь, детей.

4. Восстановительно-оздоровительная. Рекреационный блок функций включает в себя жилищно-коммунальные, материальные, духовные возможности семьи по отдыху и оздоровлению ее членов, а также определенный уровень поддержания в семье культуры здоровья.

5. Функция общения. Семья призвана реально создать неповторимое, доверительное пространство для личностного духовно-нравственного развития человека, сформировать пространство и чистоту атмосферы личностного общения, утвердить бытие духовной культуры.

6. Сексуальная функция семьи дает культурно-приемлемую, нравственно-выверенную, психологически адаптированную и духовно содержательную форму удовлетворения полового инстинкта, красоту и радость сексуального удовлетворе­ния.

7. Организационная функция семьи призвана объединить и консолидировать многообразие семейной жизни единой целью, единым смыслом ее жизнедеятельности. Дать каждому члену се­мьи родственный, семейный смысл его жизнедеятельности, при­дать его свободе меру семейной, родственной ответственности. Жизненное пространство и время семьи реально структурируется и увязывается всепроникающим жизнесмыслом семьи. Разорван­ная нить поколений связывается и восстанавливается; человек обретает родовые корни, открывает новые горизонты своего са­моутверждения.

Кризисное состояние семьи выражает в силу тех или иных причин степень ее фрустрации, когда ни одна из функций или не­которые из них не могут быть реализованы в полную меру. Жиз­недеятельность современной семьи является ее кризисным бы­тием. В настоящее время большинство из названных функций не может быть реализовано в их необходимом единстве, полноте и взаимодействии.

В отличие от кризисной семьи благополучная семья обла­дает возможностью и способностью реализовать свои функции в полную меру (в измерениях конкретного времени) в необходимом их единстве и взаимодействии. Ростки будущего прорастают в настоящем. Нельзя упустить время. Несмотря на все сложности и трудности семье надо помочь сегодня, сейчас и здесь. Чтобы до­брые дела по укреплению семьи дали зримые результаты в бу­дущем, необходима перспективная, долгосрочная политика соци­ального развития семьи и детства. Должны быть разработаны и предприняты неотложные меры сохранения и развития всей об­щественной инфраструктуры, обслуживающей интересы семьи.

Тема: Личность и общество

Наши рекомендации