Значение юридической статистики для юридической науки и практики
Любая наука изучает реальность, которая существует объективно вне сознания исследователя. Фактические данные об исследуемой реальности, по выражению академика И.П. Павлова, -это воздух ученого. На основании получаемых фактов и развивается наука, как фундаментальная, так и прикладная. Наука не просто использует имеющиеся «стихийные» сведения об изучаемой реальности, что само по себе очень важно, но и предпринимает самые разные меры (способы, опыты, эксперименты, модели, устройства и т.д.) для получения новых более адекватных и точных данных об объекте исследования. Опираясь на них, наука продвигается в познании реальности, не прекращая искать все новые и новые индикаторы о ее внутренних и внешних связях и закономерностях.
Для юридических наук такой реальностью являются общественные отношения, регулируемые правом, а также общественные отношения, имеющие (или могущие иметь) то или иное юридическое значение. Только на этой основе глубокого изучения объективных общественных отношений могут развиваться различные юридические исследования, разрабатываться и уточняться нормы права.
Статистика вообще, и юридическая статистика в частности, с одной стороны, -- фактическая база, а с другой — один из основных методов социально-правового познания. Этот вывод распространим на все отрасли юридической науки.
Правовая наука в целом и каждая ее отрасль имеют свой социологический аспект, свою социологию, раскрывающую социальную обусловленность норм права, социальный механизм их действия и эффективность правового регулирования, о чем существует большая литература. Вне этих сведений право не может плодотворно развиваться. Оно замкнется на догматике, логико-правовом анализе и сведется к умозрительным правовым решениям.
Очень часто с точки зрения формальной логики характер правового решения того или иного вопроса представляется очевидным, а в реальной жизни оно не действует. Для выработки реалистичного и эффективного решения необходимо исследовать социальные потребности возможного правового регулирования, его восприятие гражданами, объективные условия его выполнения, желательные и нежелательные последствия предлагаемого законодательного акта и т.д., т.е. необходимо обратиться к социологии данной отрасли права. Социология права в целом и ее различные отрасли в первую очередь базируются на официальных статистических данных, системно собираемых государственными учреждениями. Там же, где официальные данные отсутствуют или их недостаточно, социология права использует свои эмпирические методы получения необходимой информации. Но в том и другом случаях исследователь вынужден обращаться к статистике, как фактической базе, и к статистике, как научным методам социально-правового познания и обработки полученных данных.
Различные отрасли права, юридической науки и практики по-разному обслуживаются юридической статистикой. Это зависит от уровня развития количественного учета явлений в той или иной правовой сферах, объективных потребностей и сложившейся практики.
Традиционно юридическая статистика широко используется в системе наук уголовно-правового цикла: криминологии, уголовном и исполнительном праве, прокурорском надзоре, криминалистике, судебной психиатрии и судебной медицине. Этому способствует относительно высокий уровень развития практического учета и отчетности в системе различных органов уголовной юстиции (внутрених дел, прокуратуры, судах, исполнительных и судебно-экспертных учреждениях). Несколько меньше юридическая статистика используется науками гражданско-правового и административно-правового циклов. Отчетность по гражданскому и административному судопроизводству менее развита, чем по уголовному. Однако это не является серьезным основанием игнорировать статистические методы познания реальности упомянутыми циклами юридических наук.
В отечественной истории юридических наук был долгий период (1930-1990 гг.), когда собираемые различными ведомствами сведения юридической статистики практически не использовались ввиду их засекреченности. Особая закрытость наблюдалась в уголовно-правовой статистике. Но грифы «секретно» и «совершенно секретно» присваивались не только сведениям о преступности, но и любым другим, если они бросали тень на социалистический образ жизни. Такие данные именовались «негативными» и могли использоваться только во властных структурах с соблюдением правил секретного производства. Их обнародование приравнивалось к разглашению государственной тайны. Поэтому в открытой и даже закрытой юридической литературе они не использовались.
Шестидесятилетняя практика идеологического отлучения юридической науки от фактических данных привела к нежелательным последствиям. Научные исследования по различным отраслям права до настоящего времени редко выходят за пределы логико-правового анализа, и этот недостаток в силу инерции мышления еще до конца не преодолен, хотя никаких идеологических и организационных препятствий к статистическому изучению социально-правовых реалий в течение последнего десятилетия практически нет. За прошлые годы в стране сформировалось несколько поколений ученых-правоведов, плохо знакомых с современными статистическими, социологическими и математическими методами познания (поскольку, как об этом уже говорилось, в них не было нужды), привыкших опираться в своих исследованиях не на фактическую, а на писаную (законы, другие нормативные акты, судебные решения, комментарии) реальность, и которые в силу почтенного возраста и устоявшихся привычек не всегда могут перейти к широкому и глубокому социологическому и статистическому освоению правовой действительности.
Показательной иллюстрацией к сказанному может служить разработка нового УК РФ. В основе его подготовки лежали уголовное законодательство 60-х гг. с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, судебная практика по уголовным делам, теоретические положения уголовно-правовой науки, уголовное законодательство некоторых европейских стран с рыночной экономикой и научно-практический опыт разработчиков УК. Все эти факторы имели важное, но недостаточное значение. В основе разработки УК не было никакого статистико-социологического исследования фактической общественно опасной криминализированной и некриминализированной реальности, а также ее прогнозов на ближайшее и отдаленное будущее. Даже те обстоятельства, которые сопутствовали разработке кодекса, не были системными, а учитывались в меру убедительности тех или иных рекомендаций, которые отстаивали различные члены рабочих и согласительной групп. Объективной базой для взвешенных компромиссных решений могла служить лишь фактическая реальность. А ее-то как раз и не было под руками разработчиков.
Поэтому в основе имеющихся недостатков и противоречий нового УК, которые стали обсуждаться учеными и практиками еще до вступления его в силу, лежит и традиционная недооценка возможностей юридической статистики, как фактической базы и методологии анализа общественно опасной реальности. Предложение А.Н. Радищева, высказанное им в трактате «О законоположении» в 1802 г., в котором он аргументированно доказал необходимость использовать системное статистическое изучение фактической криминальной реальности при законотворчестве и через 200 лет остается невостребованным.
Что может дать юридическая статистика юридической науке и практике? Ответ на этот вопрос лучше всего построить на примере наиболее разработанной уголовно-правовой и криминологической статистики.
Уголовная и криминологическая статистика, отражая количественную сторону совершаемых преступлений и связанных с ними социальных явлений и процессов, обеспечивает науку и практику борьбы с преступностью необходимыми сведениями эмпирического характера, выполняя роль фактической основы, без опоры на которую невозможно проводить целеустремленную, научно обоснованную борьбу с преступностью в стране.
Уголовная и криминологическая статистика обеспечивает фактическими данными все основные направления этой работы:
1) изучение криминологической характеристики преступности, а совместно с социологией — уголовного права — и изучение некриминализированной преступной деятельности;
2) изучение причин и условий преступлений;
3) изучение криминологической характеристики личности правонарушителей;
4) прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения;
5) планирование и организацию борьбы с уголовно-наказуемыми деяниями;
6) проверку эффективности борьбы с преступными проявлениями.
Криминологическая характеристика, включающая в себя состояние, структуру и динамику зарегистрированных преступлений, их «географию» (распределение по территориям), а также латентную преступность и другие показатели, находит относительно полное отражение в статистической отчетности и аналитических статистических документах органов уголовной юстиции о положении дел в стране, субъектах Федерации, городе, районе. Это позволяет обоснованно решать многие вопросы организации борьбы с преступностью.
Одна из сложных статистических проблем — изучение общественно опасной деятельности в целях ее возможной последующей криминализации. Системного учета таких явлений не ведется и нет правовых оснований для его ведения. Разрозненные данные имеются в административной и других видах статистической отчетности. Основные сведения по этой проблематике можно получить лишь при специально организованном статистическо-социологическом обследовании.
Причины и условия преступлений, криминологическая характеристика личности правонарушителей, хотя и в меньшей мере, но также находят отражение в статистическом учете, особенно в документах первичного учета на преступление и лицо, его совершившее. Изучение этих данных помогает разобраться в мотивации преступности, непосредственных причинах совершения преступлений, выявить специфические особенности личности преступников, связи преступлений с безработицей, пьянством, условиями семейного воспитания и т. д. В тех случаях, когда эти связи недостаточно обозначены, статистика может указать возможные пути их установления.
Для криминологического прогнозирования в первую очередь необходима надежная статистическая база, отражающая преступность, ее причины и социальные отклонения в личности правонарушителей. Опираясь на тенденции и закономерности изменения преступности и связанных с ней криминогенных факторов, можно с определенной долей вероятности предвидеть, как будут развиваться преступные проявления в ближайшем будущем.
Уголовная и криминологическая статистика дает возможность наиболее оптимально спланировать распределение сил и средств борьбы с преступными проявлениями. Исходя из статистических показателей об уровне преступности, возможностей оперативных и следственных работников и других данных, планируется штатная численность правоохранительных органов и их допустимая индивидуальная нагрузка.
Важнейшая деятельность по контролю над преступностью -ее предупреждение. Успешность последнего заключатся в том, насколько характер и система предпринимаемых мер соответствуют содержанию и совокупности статистически выявленных причин.
Большая криминологическая значимость статистики заключается также в том, что она представляет собой специфическую систему обратной связи. Всякий раз вновь получаемые статистические материалы дают основания судить, насколько глубоко» были изучены преступные проявления и их причины, адекватно сделаны прогностические выводы, оптимально спланированы меры борьбы с преступностью и насколько эффективными оказались эти меры. Статистические сведения в определенной мере позволяют судить об эффективности уголовного законодательства и деятельности системы уголовной юстиции.
Использование количественных статистических показателей в любом из указанных направлений требует глубокого качественного анализа. В противном случае сведения уголовной статистики могут ввести в заблуждение. Например, сокращение преступности в том или ином городе, отраженное в статистической отчетности, может быть как результатом эффективной борьбы с преступностью, так и следствием сокрытия преступлений со стороны правоохранительных органов. И наоборот, рост преступности, отраженный в отчетности, способен говорить как об ослаблении борьбы с ней, так и о целенаправленной работе правоохранительных органов по выявлению ранее неучтенных уголовно наказуемых деяний. Чтобы объективно оценить статистические показатели, необходимо дополнить их анализ изучением фактического положения дел на местах, что систематически делается руководящими органами МВД, Генеральной прокуратуры и другими правоохранительными ведомствами. Результаты таких проверок находят то или иное статистическое отражение.
По всем направлениям, которые обслуживаются уголовной и криминологической статистикой, проводятся научные исследования. Она и здесь представляет собой один из важных источников информации, снабжающих юридическую науку фактическими данными для последующего теоретического обобщения. Чтобы научные исследования не носили чисто умозрительного догматического характера, они всегда должны опираться на данные уголовной и криминологической статистики.
Выполняя роль фактической базы научной организации борьбы с преступностью, уголовная и криминологическая статистика должна отвечать высоким требованиям современных систем информации. К великому сожалению, многолетняя идеологизация социальной жизни и статистических сведений о ней приводила к приукрашиванию действительности, и в этом отношении статистика нередко выполняла неблаговидную роль. Статистика преступности в нашей стране до сих пор недостаточно надежна и объективна в связи с наличием огромной латентной преступности, формируемой, в том числе, и недобросовестной деятельностью правоохранительных органов. Объективизация учета преступности и судимости, полный его перевод на безбумажную основу, применение при статистическом анализе современных быстродействующих электронно-вычислительных машин и широкая публикация статистических показателей для общественной оценки могут существенно повысить роль уголовной и криминологической статистики в борьбе с преступностью и в развитии юридических наук криминального цикла.
Аналогичные возможности и проблемы скрыты в административно-правовой и гражданско-правовой статистике. Несмотря на их заметное отставание от уголовной статистики, статистическая база гражданско-правовой и административно-правовой деятельности постоянно совершенствуется. С полным принятием гражданского, финансового, арбитражного, банковского, процессуального, административного и других отраслей законодательства учет и отчетность в этих сферах приобретут более значимый характер.