Общая оценка концепции социальных резервов
Измерение социальных резервов производилось двояким способом: с одной стороны, рассчитывался прирост производительности труда и объемов производства от использования еще не задействованных факторов, с другой — рассчитывали выгоду от сокращения прямых и косвенных потерь, ликвидации неблагоприятных факторов, тормозящих производство. Если первые свидетельствовали о том, какие неизведанные перспективы открываются перед социализмом, то вторые показывали реальные недостатки и промахи социалистических методов управления. Часто, приблизительно в 70—80% случаев, обе группы факторов объединялись. Например, в середине 80-х гг. 13 млн человек ежегодно меняли место жительства и перемещались по территории страны. Если перемещения происходили стихийно, а это было характерно для большинства из 13 млн человек, то специалисты относили их на счет потерь. Они считались нецелесообразными с точки зрения удовлетворения потребностей общества.
Прямые экономические потери от незапланированных перемещений оценивались в 3 млрд рублей. Меняли место работы, но не перемещались далеко по территории страны ежегодно 25 млн человек. Причем 12% уволившихся возвращались на прежнее предприятие. И эти расходы относились на счет потерь. Сокращение объема стихийных перемещений выступало одним из социальных резервов. Социальными эти резервы являлись потому, что касались человека. Напротив, целенаправленные перемещения, в частности, оргнабор на комсо-
17 Лебедев В. Система резервов экономического роста // Общественные науки. 1986. № 1. С. 23-26.
18 Правда. 1983. 24 февраля.
мольское стройки и объекты народнохозяйственного значения считались позитивным явлением и относились на счет еще не задействованных резервов.
По мере того, как социалистическая экономика начинала сдавать, а обнаружилось это в первой половине 80-х гг., все больше усилий приходилось затрачивать на приукрашивание положения дел. Росло число прогулов и нарушений дисциплины, но их не полагалось называть «коренными недостатками социализма». Их переводили в разряд «резервов роста». Так, ежедневные потери рабочего времени в среднем по стране составляли в середине 80-х гг. 20—25 мин, что равносильно было невыходу на работу нескольких миллионов человек19. Большие потери несли предприятия и в результате сверхурочных работ, поданным обследований, они достигали 6 часов в неделю. Причем в отчетности руководство многократно занижало реальные цифры, показывая лишь ту их часть, которая, пусть со скрипом, но вписывалась в установленные нормы, и выпуская из внимания скрытые формы20.
Огромные потери несло производство вследствие неправильного, непродуманного нормирования труда. Исследования показывали, что нормы времени неоправданно завышались на 10— 15%, а в ряде случаев — на 20—25%21. Чем ниже нормы, тем легче их выполнить и, следовательно, тем выше производительность труда. Не удивительно, что на многих предприятиях устаревшие и заниженные нормы перевыполнялись в 1,5—2 раза, при этом производительность труда не растет, а снижается22. Завышались не только нормы времени, но и численность работников. Обследование, проведенное ЦСУ РСФСР на 900 принятых в эксплуатацию после 1974 г. объектах, показало, что на 20% из них имеется сверхпроектная численность персонала. На 42 обследованных предприятиях в среднем нормативная численность была выше фактической на 7%23.
В 70—80-е гг. концепция социальных резервов проделала определенную эволюцию. От сложившихся в 20-е гг. представлений о невыявленных человеческих ресурсах социологи в конечном итоге отошли в сторону признания в качестве социальных резервов упущенные социализмом возможности. Простаивающее оборудование и ржавеющая под открытым небом техника, нерационально использованная, недозагруженная рабочая сила, заниженные нормы труда, срывы в снабжении и поставках, грубые ошибки в управлении
м Социалистический труд. 1984. № 4. С. 3. }1 Социалистический труд. 1984. № 7. С. 102.
22 !?0ЦИалистический труд. 1984. № 4. С. 66.
23 Там же. С. 58.Там же. С. 62-66.
и организации труда стали именоваться «нераскрытыми, невыявленными резервами производства». По мнению специалистов, речь идет о «выбывших из социального обращения средств производства»24.
Теоретически было ясно, что омертвленные средства производства, недополученная потребителем продукция или зря потраченные деньги уже никогда не станут резервами. Заниженные планы и нормы выработки, недоиспользование оборудования и рабочей силы в одном звене планового хозяйства вели к перегрузкам в других — когда одни трудятся вполсилы, другим приходится выполнять чужую работу. В этом случае необходимо к экономическим потерям прибавить социальные и нравственные, поскольку работа с прохладцей неизбежно ведет к девальвации трудовой этики.
Эволюция этой концепции раскрывает довольно типичную «карьеру» социологических теорий при социализме. Первоначально созданная для того, чтобы вскрывать истинные ресурсы производительности труда, служить эффективным аналитическим инструментом, она со временем полностью выродилась. Ее главной задачей стала маскировка многочисленных ошибок и потерь, описание мнимых ресурсов производства. На первый план вышла ее идеологическая функция.
К концу 80-х гг. в рамках концепции социальных резервов научились распознавать реальные и мнимые резервы. Горбачевская перестройка позволила говорить вслух об этой проблеме. Появились критические статьи и монографии, разоблачающие недостатки социализма и доказывающие, что реальные и мнимые резервы — не одно и то же. Практика социального управления, кажется, уже убедила хозяйственников в том, что упущенные (вследствие неумелого руководства) или умышленно скрываемые возможности начинают аккумулироваться, порождая все новые и новые просчеты. Однако время было упущено. Социализм доживал отпущенные историей сроки, так и не реализовав до конца ни свои истинные, ни мнимые резервы.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Социальное планирование и социальное управление являются двумя формами, методами или средствами социального развития трудового коллектива. Социальное развитие можно трактовать как переход от менее зрелого уровня и состояния социальных отношений к более зрелому, как прогрессивный сдвиг в поступательном движении социальной организации трудовой деятельности людей.
Между социальным управлением и социальным планированием много сходного, но первое является более общим понятием и включает второе как свой элемент (подсистему). Точно также термин «управление» надо рассматривать шире, чем термин «планирование». Первый охватывает всю живую и весьма противоречивую ткань человеческих взаимоотношений, поведения, потребностей. Планирование же затрагивает только одну группу факторов, которые косвенно влияют на это поведение, — материальные условия. Планируют не отношения,
24 Вопросы философии, 1980. № П. С. 53.
а именно условия. В связи с этим основным инструментом социального управления можно считать Программу социального развития.
Если остановиться на самом общем определении социального планирования, то нужно сказать о нем как о специфической форме государственного и общенародного управления развитием социальных групп и общностей людей. С одной стороны, план социального развития — это инструмент реализации целей и задач, намеченных в социальной политике компартии, с другой — это форма привлечения трудящихся к управлению, развитие инициативы, самостоятельности, творческого подхода к делу. Считалось, что в нем находит свое практическое воплощение принцип демократического централизма. На языке советской социологии это звучало так: общественно значимые цели трудовой деятельности сливаются с личным ее содержанием, коллективные задачи не противоречат индивидуальным интересам и потребностям.
Термин «социальное планирование», сойдя со страниц специальных изданий, прочно вошел в разговорную речь приблизительно в середине 70-х гг. К этому времени техпромфинплан перестал служить единственной формой планирования на предприятии. С середины 70-х гг. не только социологи, но и хозяйственники (директора, главные инженеры, кадровики) уже думали и говорили о планировании экономического и социального развития страны в целом, крупных регионов и городов, отраслей и предприятий, колхозов и совхозов. Возникла даже особая разновидность — индивидуальный план. Таким образом, в орбиту планирования вовлечены все уровни социальной организации общества, от государства до отдельного человека.
Об этапах и уровне развития социального планирования в СССР между специалистами не было единого мнения. Так, Н.И. Лапин и др. считали, что к началу 70-х гг. уже закончилась «экспериментальная» стадия планирования социального развития и разработка единой методологической основы позволила перейти к новой стадии — «стадии повсеместного распространения»25. Однако, по мнению Ж.Т. Тощенко, социальное планирование в трудовых коллективах даже в начале 80-х гг. «во многом носит характер социального эксперимента» и потому «нуждается в значительной степени в проверке и уточнении»26. Но как бы сильно не различались подходы социологов к периодизации практики социального планирования, их мнения о необходимости дальнейшей и более глубокой разработки теории сходятся.
В 60—80-е гг. в стране проводятся теоретические и эмпирические исследования по самому широкому кругу проблем, связанных с планированием трудовых процессов. Социальное планирование постепенно распространилось на все уровни и сферы народного хозяйства. Социологические службы в промышленности формировались под конкретную задачу — прежде всего для обеспечения профессионального уровня социального планирования в трудовых коллективах. Поэтому история становления прикладных социологических исследований в сфере труда — это во многом история развития не только практики социального планирования, но его теоретического фундамента и методического обеспечения. Основные теоретические результаты социального планирования изложены в работах Н.А. Аитова, Ю.Н. Барышникова, Ю.Е. Волкова,
апин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М.: По-х литиздат, 1975. Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в СССР. М., 1981. С. 250.
В.И. Герчикова, Д.А. Керимова, В.Э. Кунельского, Н.И. Лапина, П.П. Луза-на, Л.А. Олесневича, А. Пашкова, В.Р. Полозова, М.Н. Руткевича, Ж.Т. То-щенко, З.И. Файнбурга, С.Ф. Фролова. В методических рекомендациях по социальному планированию, как правило, определялись следующие направления: совершенствование квалификационной и профессиональной структуры предприятия или отрасли, улучшение условий труда и охраны здоровья, совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий, воспитание и развитие социальной активности работников, включая участие в управлении коллективом.
В 1970-е гг. во многих регионах страны переходили от социального планирования развития отдельных предприятий, строек, хозяйственных объединений, колхозов и совхозов к социальному планированию развития городов, областей и краев. Особенно успешно эта работа была развернута в Ленинграде и Ленинградской области, в Москве, Минске, Свердловске — здесь уже составлялись комплексные планы экономического и социального развития. Однако социальная сторона этих планов все еще продолжала оставаться крайне общей, абстрактной, часто в таких планах отсутствовали показатели социальной деятельности человека, его интересов и потребностей, его отношения к социальным явлениям и процессам развития общества27.
Многие специалисты по социальному планированию основной целью выдвигали всестороннее развитие личности. В этом они видели отличие социального планирования от экономического. Тем самым в одних случаях намеренно, а в других — невольно провозглашался тезис о принципиальном расхождении целевых установок экономики и социальной сферы28.
К середине 80-х гг. социальное планирование достигло достаточно высокой степени научной зрелости, хотя и не по всем параметрам оно вышло на уровень современных требований. В частности, изучен ряд закономерностей протекания социальных процессов, разработаны эффективные методы и средства их регулирования. Речь идет о долгосрочном планировании и социальном прогнозировании, внедрении программно-целевых методов, социальном проектировании и нормировании. Укрепилась организационная и методологическая база разработки комплексных планов на предприятиях. По инициативе ВЦСПС, Госплана и Госкомтруда СССР создана неоднократно переиздававшаяся общесоюзная методика по составлению плана социального развития трудового коллектива29.
Получается, что если на время прекратить разработку новых методов, и опираться только на уже достигнутые, то и в этом случае можно существенно улучшить положение дел, укрепив нормативно-правовую и организационную базу социального планирования, шире распространив накопленный опыт. Например, хорошо себя зарекомендовали такие формы планирования, как система стабилизации трудового коллектива, составление карты здоро-
Пилипенко Н.В. Институт конкретных социальных исследований и развитие социологической науки в СССР (1968—1978 годы)// Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах. СПб: РХГУ, 1999. С. 336.
28 Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1993. С. 80-81.
29 Планирование социального развития коллектива предприятия: Метод, рекомендации / Ред. коллегия: Д.А. Керимов (гл. ред.), А.Н. Коган, В.Д. Полозов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1980.
вья коллектива, заводские службы здоровья, лечебные комбинаты и профи лактории, социологические службы «Ваше настроение» и т.д.
После кризисного периода начала и середины 1990-х гг. наука управлени: в России вновь возвращается к тем идеям, которые высказывались, развива лись и воплощались в жизнь поколением заводских социологов 70—80-х гг. I частности, востребованной оказалась идея социального развития трудовой коллектива, только сегодня это называется социальным развитием персонал;
в рамках рыночного менеджмента.
Ныне специалисты по менеджмент уверены в том, что главным в управленш персоналом выступает развитие социалъ ной среды организации. Эту среду образус сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то что так или иначе определяет качество трудовой жизни работников. Социальное развитие должно направляться в первую очередь на:
♦ совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательногои культурно-технического уровня;
♦ улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условийработы, охраны труда и обеспечение безопасности работников;
♦ стимулирование средствами как материального вознаграждения, так инравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;
♦ создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
♦ обеспечение социального страхования работников, соблюдение их социальных гарантий и гражданских прав;
♦ рост жизненного уровня работников и членов их семей.
Управление социальным развитием должно быть подчинено нормальному функционированию и рациональному использованию потенциальных возможностей организации, достижению ее главных целей. Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов.
ЭВОЛЮЦИЯ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАНОВ
До середины 60-х гг. на всех промышленных предприятиях основным инструментом планирования являлись технико-экономические планы, в дополнение к которым разрабатывались планы внедрения новой техники и техно-
логии, планы научной организации труда. Независимо от них составлялись планы общественных организаций и добровольных объединений. Это приводило к тому, что во многих коллективах составлялись десятки планов, мало согласованных или совсем не согласованных между собой.
Таким образом, до появления первых самостоятельных планов социального развития в объединении «Светлана» и на других предприятиях экономические проблемы решались в централизованном, юридически оформленном порядке, а социальные — на общественно-добровольных началах. Легитимизация социальных проблем как неотъемлемой части развития трудового коллектива, установление обязанности администрации их решить является заслугой пионеров движения за социальное планирование. Экономический эффект решения социальных проблем выявился сразу же. За первые четыре года (1966— 1969 гг.) в объединении «Светлана» выпуск продукции увеличился на 61 %, производительность труда — на 50%, средняя заработная плата — на 29,6%, текучесть кадров ежегодно снижалась на 7%. Повысилась трудовая и общественная активность трудящихся: более 14 тыс. человек повысили свою квалификацию и обучились вторым профессиям, число участников социалистического соревнования возросло в 1,5 раза и т.д.
Если первые планы социального развития составлялись отдельно от промтех-финпланов предприятий, то по мере того, как они набирали силу и доказывали свою практическую результативность, сложилась тенденция к объединению их с экономическими планами в комплексную социально-экономическую программу развития трудового коллектива. Однако со временем обнаружились и значительные недостатки существующей практики планирования. Во многих случаях комплексный план экономического и социального развития, призванный по замыслу быть единственным документом планирования на предприятии, оставался лишь дубликатом обычного пятилетнего плана. Разделы и показатели технико-экономического состояния предприятия (нередко включающие исторический очерк) были разработаны более тщательно, чем социальные. Эти и другие факты позволяют сделать вывод, что связь экономического и социального планирования в начале 70-х гг. оставалась формальной. Практически в большинстве планов имеются четыре раздела, предусмотренные методикой ВЦСПС: 1) изменение социальной структуры работников; 2) улучшение условий труда и охраны здоровья; 3) совершенствование оплаты труда и улучшение жилищно-бытовых условий; 4) коммунистическое воспитание и участие трудящихся в управлении. Однако в различных планах эти разделы включают неодинаковый круг вопросов, нередко одни и те же проблемы в одних планах оказываются в одном разделе, а в других — в другом. Например, в раздел социальной структуры нередко включаются план по реконструкции завода, совершенствование структуры управления, улучшение условий труда, проблемы заработной платы и т.п.
Для социологии важно, что первый раздел плана предприятия выражает функциональное содержание труда, т.е. раскрывает категорию конкретного труда в экономических показателях его количества и качества. Общественное содержание труда раскрывается в структуре средств производства (станки, оборудование) с точки зрения степени их технической прогрессивности (соответствие плановому заданию и мировому уровню) и социальной прогрессивности (вредное или благоприятное воздействие на здоровье работников). Индивидуальное содержание труда выражается в совокупности трудовых функций, степени разделения и кооперации труда, взаимосвязи рабочих мест. Структура про-
изводительных сил будет раскрыта неполно, если не показаны основные харак теристики рабочей силы: численность, квалификация, соответствие структурь и квалификации рабочих мест качеству имеющейся рабочей силы и т.д.
Логика раскрытия предмета планирования в первом разделе строится Kai восхождение от общего к частному, а затем единичному. После того, как все сторонне раскрыт вклад трудового коллектива в экономическое благосостоя ние общества (выпуск продукции требуемого количества, качества и ассорти мента, соблюдение хоздоговоров с партнерами и выполнение государственноп плана), т.е. показано его место и роль в системе производственных отноше ний, раскрываются внутренние характеристики производственной деятельно сти. Прежде всего, уровень развития производительных сил коллектива, по казывающий в какой степени предприятие обеспечено кадрами, насколько от справляются с оборудованием и т.п. Иными словами, анализируется пропор циональность вещественных и живых факторов труда, воздействие первых н; вторые. С точки зрения социологии здесь выявляются социальные последствие научно-технического прогресса для человека, с позиций политэкономии —тех нико-функционатьный аспект способа соединения работников со средства ми производства. Изучение движения кадров (реальной и потенциальной те кучести) дополняет картину социальных последствий НТР, сигнализирует с неудовлетворенности теми или иными сторонами производственной ситуации Но это уже уровень отдельного работника, положение которого на предприя тии (в первом разделе) раскрывается через систему понятий: производитель ность—организация—содержание—условия труда.
Таким образом, второй особенностью построения первого раздела план; является постепенный переход от «чисто» экономических показателей к со циально-экономическим и, наконец, к «чисто» социальным. К последним от носится также норматив образования фондов социально-культурных мероп риятий и жилищного строительства. А раз так, то сюда же включаются пока затели социальной инфраструктуры: жилищные условия, обеспеченносп работников детскими дошкольными и школьными учреждениями, больни цами, санаториями, пионерлагерями, столовыми, магазинами и т.п. Важнс соблюсти принцип: условия труда, показывающие затрату физических сил ра ботников, необходимо увязывать с условиями быта, где происходит восста новление физических и психологических сил работника, т.е. производствен ные и воспроизводственные условия в комплексе характеризуют условш жизнедеятельности рабочий силы.
В теории научного коммунизма материальной гарантией и основой реаль ного обобществления труда, которое является историческим показателем уровш зрелости социализма, степени его прогрессивного движения к коммунизму, вы ступает уровень развития производительных сил как совокупности веществен ньгх и живых факторов труда. В соответствии с этим система показателей пер вого раздела плана фиксировала степень социальной зрелости трудового кол лектива как основного производителя материального богатства общества.
Второй раздел комплексного плана экономического и социального раз вития предприятия раскрывал другую фундаментальную функцию трудово го коллектива — быть совладельцем общественной собственности на сред ства производства. С точки зрения политэкономии социализма и социоло гии труда предметом анализа в данном случае выступает не содержание, < характер труда. Собственность в марксизме определяется как совокупност!
общественных отношений, складывающихся между людьми, в связи с присвоением средств производства, рабочей силы и предметов потребления.
Напомним, что и раньше шла речь о производственных отношениях. Но в первом разделе перед нами были производственно-технические отношения, не опосредованные собственностью: взаимоотношения между рабочими различных специальностей, между исполнителями и организаторами и т.д. Данный тип производственных отношений определен функциональным содержанием труда. Напротив, во втором разделе речь должна идти о другом, социально-экономическом типе производственных отношений, которые определены социальным характером труда при социализме. Они выражают взаимоотношения между людьми, опосредованные их отношением к средствам производства.
ОТ ПЛАНА К ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Переход к новой стратегии.В 1980-е гг. в отечественной социологии утвердился подход, согласно которому основным делом заводского социолога должно быть внедрение научных результатов в практику. Соответственно необходимо изменить место и роль социологической службы на предприятии: ее включение в организационную структуру управления предполагало, что социолог становится не просто исследователем и консультантом, который ограничивается анализом социальной ситуации и написанием научного отчета, а особым типом управленца. Целью такой деятельности становится реорганизация социальной структуры и инновационные процессы, социальные реконструкции и перестройки. В передовых социологических службах решение социальных проблем становится не просто дополнением к производственным задачам, но пронизывает собой всю структуру управления в качестве одной из важнейших функций.
В связи с этим иначе должна строиться методология социального планирования. В его основе должна лежать логика и процедура выработки управленческого решения. «Обычно выделяют пять главных этапов принятия решений: обнаружение неполадок (проблемы); диагноз проблемной ситуации; постановка задачи принятия решения; определение альтернатив, выбор наилучшего решения; реализация выбранного решения»30. Социальное планирование тогда включает в себя социальное управление и состоит из пяти этапов, которые в совокупности образуют полный цикл управления: диагноз, программирование, реализацию, контроль и оценки.
Обобщение новых тенденций и подходов в социальном планировании заставляет предположить, что основным инструментом управления на предприятии должен быть не план социального развития (ПСР), а программа социального развития. Понятие «программа» является более широким, чем план, и включает ряд таких моментов, которые не охватываются последним. А.Н. Комозин и А.И. Кравченко предложили следующую теоретическую схему такой программы (рис. 9)31.
30 Лапин Н.И., КоржеваЭ.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М., 1975.С. 170.
31 Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. М., 1991. С. 90-91.
Социальный паспорт.Любой руководитель или консультант, приглашен ный на предприятие для реорганизационных мероприятий, начинает с ана лиза исходной ситуации. Таким документом явился социальный паспорт, ко торый впервые стал разрабатываться на предприятиях Горького в 60-е гг. Пи онером нового движения — за социальную паспортизацию — явилс; известнейший ученый-социолог проф. С.Ф. Фролов.
Рис. 9. Программа социального развития предприятия
В паспорте прежде всего приводятся описательные показатели, или по казатели-дескрипторы, с помощью которых осуществляется ориентировоч ный зондаж структуры изучаемого объекта, динамики и причин его разви тия, выявление его места в системе внешних связей и сравнение с другим! объектами. Социальные показатели (цифровое описание статики или дина мики социального явления, например, текучести кадров — выражаемом i количестве уволившихся за год) служат диагностическим инструментом, т.е отражают исходное состояние управляемого объекта, а значит и вытекающие отсюда социальных проблем. «Диагностические показатели позволяют оце нивать исходное состояние управляемого объекта с точки зрения обществен ных целей, принимать решения о плановом воздействии на него и перехо дить таким образом к программированию изменений»32. Составление соци ального паспорта, основное назначение которого состоит в выявление проблемной ситуации на предприятии, по мнению Г.С. Батыгина, может заканчиваться созданием дескриптивной модели. Здесь выясняется, какие и: описанных проблем: 1) выходят за пределы компетенции администрацир предприятия, например, изменение режима работы городского транспорта
32 Иллнер М. Указ. соч. С. 141-142.
доставляющего рабочих; 2) могут с течением определенного времени исчезнуть сами собой без управленческого вмешательства.
Социальный план.Это следующий этап разработки программы, он представляет собой заранее намеченный порядок, последовательность выполнения каких-либо работ или мероприятий. Для создания эффективного плана необходимо охарактеризовать различные варианты развития исследуемой системы, социальные последствия управленческих мероприятий. Если, например, в паспорте выяснилось, что текучесть кадров в контрольных временных точках (1980, 1985, 1990 г.) неуклонно возрастала, то тем самым обнаружилась реальная проблема, угрожающая стабильности коллектива. Нужно точно знать, как может измениться эта тенденция в будущем, какой конкретно уровень текучести «устраивает» предприятие (считается оптимальным, приемлемым), какие последствия она может вызвать (слишком высокий уровень приведет к неустойчивости кадров, падению производительности, слишком низкий — к «постарению» возрастной структуры коллектива, консервации социальных отношений).
Чтобы знать желаемый уровень текучести кадров, предпочитаемый тренд (направление) социального развития трудового коллектива по всем или основным социальным параметрам (обогащение содержания работы, улучшение условий труда, повышение социальной активности и т.п.), необходимо построить нормативную модель33. Можно стремиться максимально улучшить положение дел на предприятии (если для этих целей отпущены соответствующие средства), ориентироваться на среднеотраслевые стандарты (обеспеченность рабочих жильем, бытовками, коммунальными услугами и т.д.) или довольствоваться малым и, ссылаясь на отсутствие денег, вообще не решать социальные проблемы в будущем. Любой из этих вариантов представляет определенную перспективу социального развития коллектива и может рассматриваться как нормативная модель в широком понимании.
Если руководство и общественные организации как основные субъекты социального управления стремятся к заинтересованному решению проблемы, им прежде всего нужен прогноз, который формулируется в категориальных переменных (больше, меньше) на относительно небольшое время.
Даже с включением численных параметров явления построение экспло-ративной прогностической модели в методическом смысле не представляет особых трудностей. Сопоставление того, что вы желаете иметь через некоторое время, с реальным развитием социальных процессов в будущем, сформирует объективную базу для принятия правильных решений. Иными словами, в основе составления плана лежит сравнение нормативной и прогностической моделей.
Социальный прогноз.Прогноз — это не приказ, а научное знание о будущем, он имеет вероятностный характер (план же никаких вариантов и свободы действия не должен предоставлять). Непременное требование к плану — достижение успеха, что не обязательно для прогноза. В процессе прогнозирования социальные процессы отражаются с точки зрения желаемого будущего, поэтому считается, что прогнозирование по отношению к планированию выполняет функцию обоснования. План, имеющий статус директивно-
Бестужев-Лада И.В. Основные этапы разработки прогнозов (к комплексной методике социального прогнозирования) // Социологические исследования. 1982. № 1. С. 41-42.
прикладного, юридического документа, представляет собой закрепленный в виде рекомендаций и инструкций, порядок выполнения тех или иных мероприятий с указанием времени, ответственных. В то время как прогноз, являясь научным знанием о будущем состоянии социальных явлений, имеет вероятностный характер, план представляет однозначно вариантную модель. Поэтому для него выбирается хотя и оптимальный, но все же лишь один из вариантов. «В процессе прогнозирования отражаются материальные процессы такими, какими они могут быть желательными или нежелательными для человека»34. В планировании же ставятся такие задачи, которые соответствуют выбранным целям социального развития. Иными словами, в последнем предполагается ответ на вопрос не о том, чего следует ожидать в будущем, а что должен делать данный коллектив.
«Дерево управленческих решений».Для перехода к следующему этапу составления программы — системе практических мероприятий и контролю за их реализацией, необходимо разработать «дерево управленческих решений». Здесь предусматривается не только составление по возможности более полного перечня мер (инноваций), но и анализ взаимосвязи практических мероприятий (факторов), их влияние (негативное или позитивное) на социальную ситуацию в коллективе. Например, не составит труда «решить» проблему текучести кадров, повышая зарплату всем, кто собирается подать заявление об уходе; можно добиться ликвидации конфликта, уволив всех его участников. Но будет ли это действительным решением проблемы? Повышая зарплату увольняющимся (среди которых много не только умелых специалистов, объективно вынужденных уходить, но и просто «летунов»), мы тем самым стимулируем рост текучести кадров, поскольку оставшиеся работники могут расценить увольнение как вполне достижимый, если не единственный способ повысить свой заработок. Важно также, чтобы те социальные явления, по поводу которых разрабатываются практические меры, в принципе поддавались управленческому воздействию, изменению.
Внедрение практических рекомендаций.Социолог, часто выступающий в роли консультанта по управлению, имеет в своем арсенале целый набор специальных методик, с помощью которых осуществляется перевод научных знаний в практические рекомендации и внедрение последних как инновационного проекта. «Происхождение таких методик бывает разное: усвоенный опыт других организаций, экспериментально апробированные результаты научных исследований, собственные разработки»35.
35 ^ет°Д°логические основы социального управления. Минск, 1977. С. 118. фигожин А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983. С. 143.
Подобно тому, как на предшествующей стадии разрабатывалось несколько вариантов социального развития коллектива на перспективу, здесь предусматривается несколько возможных решений того, каким практическим путем лучше всего достичь целей выбранного варианта развития. В литературе предлагается дифференциация таких решений условно на два класса: устранение негативных (мешающих) факторов и введение позитивных, корректирующих. При этом от уровня компетентности руководителей и знания ими социологической проблематики зависит во многом, какой тип решений они предпочтут в данных условиях. Практика показывает, что на уровне первичных коллективов более распространены мероприятия, направленные непосредственно на борьбу с недостатками, причем нередко присутствует стремление избавиться от их носителей: например, борьба с нарушителями трудовой дисциплины, в основе которой лежит некачественная организация труда и производства.
В частности, для того чтобы решить проблему расширения участия трудящихся в управлении производством, вовсе не обязательно перестраивать организационную структуру. Можно поступить так, как сделали на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе им. К. Либкнехта, создав новую социально-психологическую информационную службу «Ваше настроение». Столкнувшись с фактами бесхозяйственности, нарушений социалистических законов и т.д., работник предприятия тут же звонит по телефону службы и излагает свою жалобу, предложение, просьбу. Специалисты анализируют информацию и выходят на дирекцию или в общественные организации с запиской о принятии необходимых мер, а заводские средства печати информируют коллектив о принятых мерах. Практическая эффективность проводимых мероприятий выразилась в значительном сокращении жалоб, улучшении организации и условий труда за счет реализации предложений трудящихся, улучшения психологического климата.
Социальное проектирование и эксперимент.Научно обоснованным способом внедрения практических мероприятий является социальное проектирование, выступающее составной частью процесса социального планирования. Суть проекта состоит в том, что он является моделью того, какой должны быть социальные характеристики намечаемой к построению системы. Проект — это своего рода «неутвержденный план», т.е. идеальный набросок того, каким должен быть объект в будущем, но обязательно с конкретной проработкой всех деталей. Он выражается в соответствующей знаковой форме: словесное описание, блок-схемы, графы, матрицы и т.д. В свою очередь, социальное проектирование может считаться либо предварительным этапом, либо составной частью социального планирования.
После разработки опытной модели системы (реальной или мысленной) наступает стадия проверки и оценки ее работы. Одним из средств проверки предлагаемого нововведения (гибкого режима работы, бригадного подряда и т.д.) является эксперимент, который можно трактовать как практическое использование новшества в ограниченном масштабе с целью проверки его пригодности для широкого применения.
Правда, необходимость в эксперименте возникает не всегда, лишь при тех обстоятельствах, когда конечный результат нововведения неясен. Гораздо чаще управленцы идут не экспериментальным, т.е. поисковым путем, а заимствованием уже готового и апробированного опыта. Эксперимент и опыт
можно рассматривать либо как две различные формы организационного изменения (А.И. Пригожий), либо как два самостоятельных этапа одного и того же процесса. Второе, на наш взгляд, более правдоподобно, поскольку через стадию эксперимента прошли в свое время такие известные формы нововведений, как бригадный подряд, аксайский метод и другие, вошедшие теперь в фонд передового опыта социалистической организации труда.
Контроль за внедрением.Система практических мероприятий не заканчивается внедрением планируемых нововведений и выявлением так называемых вторичных последствий новшеств. Не меньшее значение приобретает система налаженного, четко организованного контроля за внедрением плана. Этот процесс представляет собой комплекс регулярно проводимых мероприятий, в которых участвует весь трудовой коллектив и все звенья управления. Именно так было поставлено дело в производственном объединении «Ворошиловградтепловоз», где общий контроль за реализацией осуществлял генеральный директор, а частный (по направлениям) — его заместители и служба главного инженера. Причем, ответственность за выполнение мероприятий несли и руководители, и специалисты других уровней и подразделений. Для организации контроля внедрения составляется график очередности рассмотрения реализации плана и решения социальных проблем с разбивкой по месяцам, результаты обсуждаются на совещаниях управленческих служб и общественных организаций. Информация о ходе выполнения дел постоянно обобщается, анализируется и оценивается специалистами и сообщается в заводскую печать. Работа по выполнению мероприятий включается в оперативно-календарные планы цехов, ответственность за социальные вопросы паритетна техническим. Достоинства разработанной системы контроля: оперативность, простота, надежность, персонификация ответственности, незначительность затрат на внедрение.
Оценка результатов внедрения.Внедрение социального плана должно завершаться не отчетом руководителей, а подведением итогов, т.е. оценкой того, какие реальные улучшения произошли в условиях труда, социальной структуре, в поведении и сознании людей после нововведений. Иными словами, на оценочном этапе проверяется реализация принятых мер и достижение запланированных целей. Плодотворную роль играют социальные показатели, которые позволяют эмпирически представить не только исходную ситуацию, но и конечные результаты социального управления. «Чтобы провести анализ достигнутого, — считает М. Иллнер, — нужно сначала описать конечное состояние управляемого объекта после принятия управленческих мер. Данная задача решается аналогично той, которая стояла на диагностическом этапе управления, при предварительном этапе. Здесь также применяются показатели описательного и аналитического типов, но в этом случае они выполняют контрольную функцию. Знание конечного состояния управляемого объекта позволяет приступить к выявлению эффектов социального управления, т.е. определению разницы между исходным и конечным положением, которая обусловлена действием управленческих мер. Таким образом, ядро выявления эффектов — сопоставление показателей, характеризующих исходное и конечное состояние объекта управления, и анализ причин обнаруженных изменений»36. К сожалению, методика подсчета экономичес-
Иллнер М. Указ. соч. С. 145.
кого эффекта социальных нововведений еще недостаточно проработана в социологической литературе, поэтому на практике используются весьма приблизительные и не всегда точные методы.
Эмпирические исследования.Наконец, блок социологических исследований в программе социального развития выполняет: 1) самостоятельную, научно-поисковую и 2) служебную, обеспечивающую правильную реализацию других разделов программы функцию. При составлении паспорта с их помощью собирается необходимая социальная информация. С помощью экспертных оценок, в частности «дельфийской техники», разрабатываются варианты социального развития, строится прогноз, оцениваются результаты внедрения. Конкретные социологические исследования контролируют процесс реализации плана, отклонения от заданных целей, обнаруживают новые проблемы, расширяя горизонт планирования. На предприятии они должны быть по преимуществу локальными, небольшими по объему и срокам проведения, эффективными.