Социализация и адаптация - системное качество молодежи

Круг рассматриваемых проблем и понятий: Сущность социализации, её концептуальное осмысление в социологии молодежи. Факторы социализации. Особенности социализации современной молодежи. Социализация и самоидентификация. Социализация и социальная адаптация. Сущность и основные характеристика социальной адаптации.

Проблема социализации личности молодого человека является одной из основных в социологии молодежи. В рамках этой проблемы изучаются действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации. Социальная мысль всегда в тех или иных формах рефлексировала процессы взросления новых поколений, освоение ими норм, традиций, ценностей, поведенческих стратегий, их включение в систему социальных взаимодействий.

Человеку «нужны правила поведения. У него есть идеалы, стремления, желания, цели... В нем борются мысли и чувства, ища ответ на вопрос: «Что делать?» Этих ответов два: «приспособляйся к условиям окружающей тебя жизни»; «приспособляй к себе условия окружающей тебя жизни».

Учитывая роль и значение социализации в становлении молодого человека (а соответственно и в социологии молодежи), обратим внимание на методологические аспекты анализа этого сложного и противоречивого процесса. Истоки современных теорий социализации восходят к теоретическим дискуссиям периода становления социологии как самостоятельной научной дисциплины.

Большое влияние на развитие этих теорий имела концепция К. Маркса. «Сущность человека, - писал он, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть ансамбль всех общественных отношений»1. Тем самым, по Марксу, формирующая человека социальная среда одновременно выступает и условием, и результатом его деятельности. Люди в процессе своей деятельности и посредством нее изменяют и внешние обстоятельства, и самих себя. Такой подход позволил раскрыть противоречивую природу социализации, ее социокультурный смысл.

В теории Э. Дюркгейма основная функция социализации - приобщение индивидов к «коллективному сознанию». По его мнению, «группа чувствует, мыслит, действует иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разделены». Ядром его концепции социализации стала теория морали как системы объективных правил поведения, отличительный признак которых - их императивность, обязательность

Н.К. Михайловский, русский социолог Ркс к., Энгельс Ф. Соч. T.42. С.265.

зательность: «Право и нравственность - это совокупность уз, привязывающих нас друг к другу и обществу, делающих из массы индивидов единый связный агрегат». Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого

- формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. При этом он не переоценивал роль воспита­ния, отводя определяющее значение воздействию общества как такового: воспи­тание «не больше, как образ и подобие общества. Оно подражает ему, воспроиз­водит его, но не создает его»1. .

Роль социализации как процесса подражания молодых взрослым была он чена и даже абсолютизирована Г. Тардом.Он первым попытался описать про­цесс освоения молодым человеком норм через социальное взаимодействие, об­ращая особое внимание на его психологические механизмы. Отношение «учитель

- ученик» рассматривалось им как типовое во всем многообразии социальных от­ношений. Это сказывалось на его трактовке сущности общества и перспектив его развития: «общество - это подражание»; «самой природе человека присуща по­требность в однообразии. Общество движется к этикету, торжеству полного одно­образия»2.

В теории социального действия М. Вебераакцентируется внимание на двух ас­пектах социализации - субъективный смысл и направленность на другого: «Соци­альным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действую­щим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Особый интерес представляет идея Вебера об ориентации поведения на установленный порядок и возможных вариантах «не­правильного» поведения, о реальном поведении индивида, которое может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другую

Родоначальник психоанализа З.Фрейдвыдвинул идею: на повседневное по­ведение индивида влияют и неосознаваемые мотивы, лежащие в глубинах психи­ки. По его мнению, сфера психики человека сложна, включая бессознательное («Оно»), сознание индивида («Я») и проявления коллективного сознания («Сверх -Я»). Социализация - противоречивый и конфликтный процесс: личность изнутри раздирают две силы - инстинкты, влечения, стремление остаться самим собою, отдаться удовлетворению своих желаний, следуя «принципу удовольствия», а с другой стороны, - влияние общества, его требований, законов, запретов и табу,

' Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998. C.45I

2 См.: Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.

J См.: Всбср М. Избранные произведения. М., 1990.

аправленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам, следование «принципу реальности». Преодолевая чисто просветительский подход к культуре, Фрейд отметил, что развитие цивилизации навязывает инди­видам ограничения: «всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений»'. Фрейд подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью кото­рых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в социализации личности являются стадии психосексуального развития, при кото­ром происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Фрейд считал: социализация ограничивается первыми 5-6 годами жизни, что вместе с его отрицанием позитивной роли социального ок­ружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы.

ЗАДАНИЕ 2.12. Выделите в идеях классиков социологии основные момен­ты, раскрывающиезсаракгпф_________

Широкое применение на Западе понятие «социализация» получило только с 1930-х гг, в связи с повышением интереса к отношениям «человек - культура», с началом систематического исследования противоречий между практикой воспи­тания детей, подростков, молодежи и требованиями общества. К нему стали об­ращаться в социальной философии, социологии, социальной психологии для объяснения поведения в тех или иных ситуациях не только детей и молодежи, но и взрослых представителей различных социальных групп.

Потребность в исследовании процессов социализации в первой половине XX в. связана с тем, что в этот период в науке и массовом сознании начинает утвер­ждаться совершенно новый взгляд на место личности в обществе. Традиционное противопоставление автономной нравственной личности «Левиафану» теперь со­существует с пониманием социума как сложно организованной системы, выпол­няющей в отношении личности роль «поддерживающей среды». Глубже осознает­ся социальная природа человека. С социально-исторической точки зрения речь идет о глобальном процессе вовлечения в активное социальное творчество ранее исключенных из него социальных групп. Что касается науки, наивные представле­ния о социальных институтах как плодах «общественного договора» или подавле­ния одних классов другими сменяются основательным функциональным анализом их природы.

!*? 3- Неудовлетворенность культурой// Тексты по истории социологии XIX-XX веков. Хрестоматия. **». С.247-249.

Теории и исследования социализации с самого начала их возникновения при­обретали междисциплинарный статус. Большинство из них относилось к общей и социальной психологии. Особенно значимы концепции последователей 3. Фрейда - Ж. Пиаже, Л. Колберга, Г. Олпорта, Э.Эриксона. Среди российских ученых обра­щают внимание работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, С.Л. Ру. бинштейна. В рамках психологического и социально-психологического подхода, процесс социализации человека исследуется, прежде всего, через изучение его «внутреннего мира», представленного совокупностью эмоций, чувств, познава­тельных и иных психических процессов, изменение индивидуальных и социально-психологических особенностей личности1. Это ограничивало возможности науки s исследовании роли социальной среды, социальных механизмов развития индиви­да в процессе социализации.

В социологии эволюция теоретических взглядов на проблему социализации приобрела особую интенсивность в XX в. в трудах Д. Дьюи, Ф. Знанецкого, Ч. Ку­ли, Д. Мида, Т. Парсонса, Б.Ф. Скиннера, У. Томаса, Ю. Хабермаса и др. Они вы­ступали за новое понимание сущности социализации. Подчеркивалось, что про­цесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации принятых норм. Принятие социально значимых и профессио­нальных норм даст возможность молодому человеку более легко интегрироваться в общество.

Дискуссии о проблемах социализации продолжаются. Не останавливаясь на всем многообразии высказанных в этих дискуссиях идей, выделим некоторые из них, на наш взгляд наиболее значимые для развития социологии молодежи: • идея: субъектом социализации человек становится объективно(У. Томас и Ф. Знанецкий, социологи, США). Они выдвинули положение: социальные явле­ния и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятель­ности людей2. Изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, рассматривать их как субъектов социальной жизни. На протяже­нии всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, ачаще неосознанно, ставит пе­ред собой соответствующие цели, то есть проявляет свою субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие);

1 См.: Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход. М., 2003.

2 Томас У., Знанецкнй Ф. Методологические заметки II Американская социологическая мысль. М., 1994.

идея детерминированности «социального поведения» существующими в обществе ценностями и нормами(Т. Парсонс). Сущность социализации он видел в становлении людей членами общности, достижении ими определенного социального статуса1. Содержательно процесс социализации рассматривается им как механизм передачи следующему поколению ценностных ориентации и других компонентов культуры2. Ценности и нормы составляют те стандарты, которые оп­ределяют желаемое направление действия каждого человека («актора» - деятеля) - в виде целей и образцов его поведения: «Нормативная ориентация имеет такое же фундаментальное значение для схемы действия, как пространство для класси­ческой физики». «Главная функция процесса воспитания, - по Парсонсу, - всяче­ски проповедовать и разъяснять адаптивную роль общества, необходимость адаптации индивидов к социальной среде, их изменения с точки зрения нормаль­ного функционирования». Основной результат социализации соответственно по­нимался как достижение консенсуса, согласия, интеграции. В предложенной Пар-сонсом концепции социализации особое внимание уделяется обществу, которое обретает устойчивость благодаря саморегуляции, функциональной взаимообу­словленности всех процессов, посредством интеграции мотивов социального по­ведения3. Основным механизмом такой интеграции Т. Парсонс называет процесс усвоения социальных ролей через нормативные культурные стандарты. Гармони­зация ролей осуществляется через систему социального контроля. Особое значе­ние он придавал интериоризации индивидом социально признанных систем цен­ностей. Именно на основе их усвоения большинством общества обеспечивается его стабильность, эффективное функционирование всех элементов социальной структуры. Именно культура выступает в качестве своеобразного посредника ме­жду личностью и социальной системой.

Структурный функционализм Парсонса был воспринят и адаптирован в отече­ственной юнологии. Л.С. Выготский видел во включении в человеческую культуру главное содержание процесса социализации4. Б.Д. Парыгин подчеркивал значимость

Глава 3 работы П.Л. Бергера и Б. Бергер «Социология. Биографический подход», отразившая подход Пар­иса, носит характерное название «Становление члена общества - социализация». Их основное положение: "Процесс, проходя через который индивид обучается быть членом общества, именуется социализацией»; «социализация есть наложение социальных паттернов (образцов) на повеление» (Личностно-ориентированная социология. М„ 2004. С.76). j ИаРс°"с Т. О структуре социального действия. М., 2000. С. 438-440.

арсонс Т. Обучение социально-ролевым ожиданиям и механизмы социализации и мотивации// Т. Парсонс и социальных системах. М., 2002. С. 303-359. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //'Собр.соч. В 6 т. Т. 3, М., 1983

мость для социализации индивида освоения им определенных ролей и функций1. И.С. Кон трактовал создание личности как усвоение индивидом социального опы­та2. И хотя даже употребление «западного» термина «социализация» наталкива­лось в отечественной науке 1970-х гг. на серьезные трудности, поиск этих иссле­дователей свидетельствует о более высокой (чем иногда принято считать) степе­ни интегрированное™ советской социологии в мировую;

• идея разнообразия способов приспособления людей к целям и нормам в процессе социализации(Р. Мертон, социолог, США). В процессе социализации человек может принимать или отвергать ценности («культурные цели»), следо­вать или отклоняться от норм («институциализированные средства»). На этой ос­нове он различал основные типы приспособления:

Социализация и адаптация - системное качество молодежи - student2.ru

« +» - принятие культурных целей, общепризнанных средств; «-» - их отвержение; _______« -+» - отвержениегосподствующих целей, средств и замена их новыми._________

ЗАДАНИЕ 2.13. Определите, какой тип адаптивного поведения характерен для вас, для вашего ближайшего окружения, для современной российской молодежи. Сопоставьте эти три оценки._________.^_________

• идея значимости для социализации взаимодействия людей(Ч. Кули, Дж.Мид, социальные психологи, США). Социолог должен изучать не отдельных] индивидов, а индивидов в группе. Но что это значит? С одной стороны, - способ­ность выделять себя из группы, сознавать свое «Я», свою личность. С другой, -посмотреть на себя со стороны. Это и отразилось в теории «зеркального Я»3,под которым понимался образ Я, основанный на наших мыслях о том впечатле­нии, которое мы производим на других:

Социализация и адаптация - системное качество молодежи - student2.ru

Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. С.123-124. ! Кои И.С. Социология личности. М., 1967; Кон И.С. Открытие «Я». М., 1987.

' См.: Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М., 1994; Кули Ч. Человече­ская природа и социальный порядок. М., 2000.

особую значимость для человека приобретает «первичная группа»(для моло­чу что чаще всего - группа сверстников). Это те, с кем мы непосредственно

заимодействуем, о ком можем сказать - «Мы» (отделяя их от «Они»). «Инди-. писал Мид, - познает себя как такового не прямо, но лишь косвенно, с точки

оения других членов данной социальной группы или с обобщенной точки зрения всей группы». «Я» - часть личности индивида, складывающаяся из самосознания и образа «Я», рассматривается Дж. Мидом как продукт социального опыта. По мнению Мида, «Я» развивается лишь в процессе взаимодействия человека с дру­гими людьми. Социальная интеракция предполагает, что мы смотрим на себя чу­жими глазами, - процесс, который Мид назвал «принятием роли другого»1. Ключ к развитию «Я» - научение принимать роль другого. Маленькие дети, не имея соб­ственного социального опыта, могут это делать только через имитацию, копиро­вание поведения без понимания лежащих в его основе намерений. С овладением языком и с помощью других символов «Я» проявляется через игру, где принима­ются роли значимых других (родителей). Таким образом, малыш представляет мир с точки зрения родителей. Постепенно дети учатся принимать сразу несколь­ко ролей. Примерно к 7 годам приобретенный социальный опыт позволяет детям участвовать в командных видах спорта, играх. Последняя стадия в развитии «Я» связана с тем, что социальная жизнь требует взгляда на себя с точки зрения ши­роко распространенных социальных, культурных норм (с позиции обобщенного другого, по выражению Дж. Мида), которые индивид использует в качестве систе­мы координат для оценки себя2. Вне зависимости от числа воздействующих на нас событий и обстоятельств мы остаемся творческими существами. Поэтому, по мнению Мида, индивид играет главную роль в своей собственной социализации; • «критическая теория социализации»(Ю. Хабермас, социальный философ, ФРГ)- Социализация охватывает не всего человека, а только «часть» его лично­сти, представляющую общественную сущность человека и обеспечивающую ему Функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает ему возможность «Держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм, ценностей, позволяет критически относиться к элементам социальной среды, мешающим человеку самоутверждаться. Взаимодействие личности с социальной средой, осознание личностью необходимости полного развития своих способностей и потенций делают возможной «ненасильственную социализацию»;

' Ми" п ' ИкгсРнал1П0в*нные другие и самость II Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 226. мид дж. Ази, и дмерихансая социологическая мысль. М„ 1994. С. 230.

• идея ресоциализации(Н. Смелзер, социолог, США) - усвоение новых ценно­стей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших; i

• идея успешной и неуспешной социализации(Н. Смелзер): «Общество не может сохраниться, если его ценности и нормы не усваиваются его новыми чле­нами. Однако социализация никогда не может быть эффективной на сто процен­тов. Дети оказывают сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс со­циализации на многих этапах своего развития. Иногда социализация терпит пол­ное фиаско... Однако такие неудачи могут послужить основой для социальных пе- ] ремен в жизни грядущих поколений»1;

Анализ сущности, направленности и содержания социализации - основа для её | категориального определения. Многогранность этого социального процесса опре- J деляет разнообразие определений (и тут значимее, что сказано, а не кто сказал: I

• Социализация «означает включение молодых людей в общество, освоение ими ролей, ценностей, стандартов и убеждений, распространенных в данном I обществе», и одновременно - «процесс их второй индивидуации, скачок в их ин­дивидуальном развитии»2;

• Социализация - «процесс становления личности, усвоения индивидом ценно-] стей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соци-1 альной группе»3;

• Социализация - «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психоло- J гических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе»4;

• Социализация - «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни соци­альных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит»5;

• Социализация - «процесс становления личности, обучение и усвоение индием- j дом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному общест-1 ву, социальной общности, группе»6;

• Социализация - «процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей ) и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях»7;

' Смелзер Н. Социология. М., 1993. С. 126.

1 Социальные отклонении. М., 1989. С.70.

' Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 328.

1 Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С. 479.

• Современная западная социология. Словарь. М.,1990. С.316. " Краткий словарь по социологии. М., 1988. С.318.

Зборовский Г.Е. Общая социология. Екатеринбург, 1999. С.508.

Социализация - «процесс, посредством которого индивидом усваиваются нор­мы 0го группы таким образом, что через формирование собственного Я проявля­ется уникальность данного индивида как личности»1;

, Социализация - «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик созна­ния и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом»; «про­цесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком пра­вил и норм поведения, диктуемых ему обществом»2;

. социализация - «процесс, в ходе которого люди обучаются соблюдению соци­альных норм, процесс, делающий возможным существование общества и переда­чу его культуры от поколения к поколению»3;

• Социализация - «есть воспроизводство культуры, освоение соответствующих образцов поведения, обычаев, ценностей, установок, социальных ролей, надежд и ожиданий». «Личность характеризуется включенностью в социальные отношения, их освоением. В этом процессе социализации формируется индивидуальность человека, развиваются его социальные силы»4;

• Социализация - «процесс формирования умений и социальных установок ин­дивидов, соответствующих их социальным ролям»5;

• Социализация - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил пове­дения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, выра­батывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «нормативного» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание6;

• «Социализация есть продукт пересечения действия 3 факторов: врожденных механизмов; социальных условий; сознательного, направленного образования, обучения и воспитания»7.

, Фролов С.С. Социология. М., 1998. С.81. , Тощенко Ж.Т. Социология. М.. 1994. С.228.

, Лберкромби Н„ Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. М.,1999. С.293. Вишневский Ю.Р., Шапко ВТ. Социология. Курс лекций для технических вузов. Екатеринбург, 2000.

6 Смелэер Н. Социология. М., 1993. С.652.

, Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 1999. С. 188. Волков ЮГ., Добренькое В.И. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д, 2001. С. 100.

ЗАДАНИЕ2.14. Сопоставьте определений социализации различных отече­ственных изарубежных авторов. На ихоснове попытайтесь разрабо­тать ев интеаративное определение

В значительной степени проблемы и противоречия социологического анализа социализации личности определяются двойственностью объекта исследования «личность-общество», что с самого начала формирования социологических пара­дигм в этой области приводило к возникновению противоположных взглядов на природу и механизмы социализации, роль личности в ее успешности.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что они условно могут быть разделены на две группы в зависимости от понимания роли самого человека в процессе социализации.

К первой группе могут быть отнесены исследователи, отводящие человеку пас­сивную роль в процессе социализации и сводящие ее к процессу приспособления личности к обществу, которое само формирует требования к своим членам. Такой подход может быть определен как субъект-объектный. Еще О.Конт, решая про­блемы развития личности, отдавал приоритет обществу и ставил задачу подчи­нения индивидуального общественному. Этот подход продолжили и развили Дюркгейм и Парсонс.

Представители второго подхода, который можно назвать «субъект-субъектным»,утверждают, что человек активен в процессе социализации, кото­рая, наряду с адаптационными процессами, включает в себя и активную субъект­ную позицию самого человека, его влияние на общество, свои жизненные обстоя-1 тельства. Основоположниками этого подхода можно назвать Кули и Мида.

При всех фундаментальных расхождениях базовых концептуальных положе­ний представителей первой и второй группы ученых в их взглядах на социализа­цию много общего. Разумеется, содержательно механизм социализации через ин­теракции и освоение социальных ролей отличается, поскольку различен источник нормативных установок. Но с точки зрения индивида формы этого процесса сход­ны. И в том, и в другом случае подчеркиваются ценностно-нормативные основа­ния процесса, роль культуры.

Многие социологи сосредоточили внимание на тех изменениях, которые про­изошли в социальном статусе и социализации молодежи в послевоенные годы и особенно с конца 1960-х гг. Такой интерес определялся рядом целевых установок: • Важно было осмыслить изменения в положении молодежи под влиянием НТР, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.необходимо было найти объяснение причин молодежного протеста, который для большинства социологов оказался неожиданным.

. требовалось понять причины и факторы «бархатных» революций, краха со­циализма, постсоциалистических трансформаций и роль в этом молодежи. , Актуализировалась и проблема глобализации - через призму анализа роли и места молодежи в этом противоречивом процессе, социальных последствий гло­бализации для молодежи, ее социализации.

На формирование облика, стиля и образа жизни современной молодежи оказывают влияние разнообразные факторы.Трудно найти социологов, кото­рые не касались бы этих проблем. Отсюда огромное многообразие высказывае­мых мнений, серьезные различия в понимании роли разных факторов, их влияния и иерархии. Специфика социологического анализа социализации состоит в выде­лении социально типического в многообразных процессах интеграции индивидов в общество. Поэтому наиболее плодотворен интегративный подход,в рамках ко­торого обобщаются наиболее типичные позиции и оценки.

Чем же характеризуется социализация в современном обществе? Какие основные изменения она претерпевает?

• формализация социальных отношений:от «индивидов» - к «исполнителям ролей»;

• нарастание влияния групп сверстников, молодежной субкультуры;пре­вращение группы сверстников в доминантную референтную группу, на чьи нор­мы и образцы поведения ориентируется молодой человек,

• НТР, ускорение социодинамики,быстрое устаревание не только опыта старших поколений, но и инноваций; «футурошок» - молодежь не поспевает за быстрыми изменениями;

* возрастание роли досуга в социальной жизни молодежи,быстрая смена доминантных досуговых занятий (чтение - кино, TV - музыка - видео - компьютер);

* рост технологичности, функциональности социальной жизни(информа­тизация, компьютеризация и т.д.), появление у части молодых иллюзий о легком и быстром овладении социальными ролями и функциями взрослого;

* рост потребности в личностной самореализационной форме социализа­ции,слабое обучение молодых методам самооценки, самопознания;

ослабление роли традиционных институтов социализации(церковь, се-мья, школа) и влияния классической культуры;

усиление возрастнойсегрегации, нарастание обособленности различных возрастных групп, автономизация молодежи;

• утверждение современного спортивного духа,развитие спорта как особого социокультурного феномена, формирующего стиль жизни, образцы поведения,] культ победителя, супермена;

• рост масштабов высшего образования,удельного веса и социальной роли ] студенчества;

• превращение насилия(войны и локальные конфликты, терроризм, преступ-] ность) в привычный фон современной жизни.Синдромы Вьетнама, Афгани­стана. Чечни, Югославии, Ирака...;

• удлинение детства и продолжительности периода молодости.Акселера- ] ция и растущий разрыв между ранним половым созреванием и более поздним достижением социальной зрелости;

• превращение СМИ и массовой культуры в ведущий фактор социализа-| ции.СМИ = развлечения и навязывание образцов и моделей поведения, культа звезд экрана, эстрады, поп-культуры, спорта;

• рост материальной обеспеченности и уровня образования, растущие • жизненные запросы и притязания молодых;

• возрастание роли молодежи в сфере потребления- рост запросов и

• масштабов потребительских расходов, молодежь - «законодатель» моды;

• растущая социальная мобильность молодежи и усиление ее маргинала ности(жизнь на стыке старой и новой социокультурной среды);

• возрастание роли ВПК, армии, силовых структур в жизни обществаи ихпротиворечивое влияние на социализацию молодежи.

ЗАДАНИЕ 2.15. Общая характеристика тенденций имеет свои плюсы (краткость, концентрация) и минусы (недостаточная конкретность). По­нятно, что эти общие процессы по-разному проявляются в различных регионах, странах, в разных группах молодежи. На конкретных примерах покажите влияние тех или иных факторов на социализацию современной молодежи.

Социализациямногогранна, она не сводится к приспособлению, адаптациимолодежи к обществу взрослых. Не менее важна и другая ее сторона - индивидуализация,мера прояв­ления и развития каждым молодым человеком своих склонностей и способностей, реализация им своих потребностей и интересов. Во многом индивидуально уже понимание молодым человеком тех или иных взрослых ролей, которые ему предстоит освоить. Еще

Отрочество - это беспокой­ство: «Вдруг я не такой, как все». И ужас: «Вдруг я такой, как все» Е. Винокуров

сильнее молодые люди различаются по готовности и желанию эти роли осваи­вать, по уровню ипродолжительности их освоения. В социологии молодежи ут­верждается понимание: «между возрастом и социальными возможностями инди­вида существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее - пред­полагаемый уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его обще­ственное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей. Поло­возрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, са­мосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы»'. Весьма неодинакова по продолжительности реализация разных задач социали­зации(выбор профессии и первичная профподготовка, получение общего и спе­циального образования, создание молодой семьи, достижение относительной материальной и жилищно-бытовой самостоятельности, обретение статуса граж­данина с его набором прав и обязанностей и т.д.). Различно по времени и на­ступление зрелостипо разным параметрам:

• индивидуальное развитие - физическая зрелость;

• становление личности - гражданская зрелость;

• формирование субъекта познания и труда - трудоспособность, умственная зрелость2.

До 1960-х гг., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия XX в. детство и молодость перестали быть единственным фокусом интереса исследо­вателей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже ста­рость. Именно поэтому глубокие исследования социализации молодежи все более приобретают общесоциологическое значение. Так отраслевая социология обога­щает общую социологию.

Важным ориентиром в трактовке социализации является положение отечест­венных социологов: «Сущностный смысл социализации раскрывается на пересе­чении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореали­зация» . Сегодня в изучении социализации больший акцент делается на активную роль самой молодежи, осваивающей разнообразные взрослые социальные роли и

! Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. С.82.

праведливо мнение Л.С.Яковлева: «Мы исходим из признания рубежом между- детством и молодостью

озраста 14-1 б лет. Целесообразно выделять далее юношеский подвозраст, до 18-19 лет. Оканчивается мо-

дость вступлением в зрелый возраст, в 30-33 года. Фиксировать временные интервалы более точно было

искУсствснно, поскольку индивидуальные, а также детерминируемые принадлежностью к различным

3 пР°Фсссиональным группам, темпы обретения социальной зрелости существенно различны».

олков Ю.Г., Добренькое В.И. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д.. 2001. С.100.

функции. Соответственно на первый план выходят проблемы самоопределения, самоидентификации молодежи.Ее суть удачно выразил американский юнолог Ф.Э. Фриденберг:«Орудием самоопределения молодежи служит конфликт меж­ду молодым человеком и обществом. Самоопределение, индивидуализация, пер-сонализация молодого человека будут плодотворны лишь тогда, когда он вписы­вается в общество, формируется по социальным стандартам»1. Имеет глубокий смысл и высказывание И.С. Кона:«Для одних людей взрослость означала расши­рение своего «Я», обогащение сферы деятельности, повышение уровня самокон­троля и ответственности, короче, самореализацию, другие же подчеркивают мо­мент вынужденного приспособления к обстоятельствам, утрату свободы в выра­жении чувств и т.д. За этими оценками стоят два разных типа «Я»: воплощенное и овеществленное»2.

В социологии сложилось понимание идентификации как происходящего в ходе социализации процесса отождествления индивидом себя - с другим человеком, группой, образцом. В результате этого процесса приобретаются или усваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех со­циальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид3.

Особую роль в осмыслении самоопределения молодежи сыграла «теория идентичности»Э. Эриксона4. Идентичность в его понимании - субъективное чув­ство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с определенной верой в тождествен­ность и непрерывность (постоянство) некоторой картины мира, разделяемой сдругими людьми. По мнению Эриксона, главная задача индивида заключается в том, чтобы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность (хотя результат может быть и негативным). Им выделено во­семь стадий, охватывающих всю жизнь человека как единое временное про­странство социализации.Каждой стадии соответствует свой психосоциальный кризис. По Эриксону, каждая следующая стадия и каждый следующий кризис

1 «Проблема социальной самоидентификацни молодежи раскрывается через обнаружение определенных мотивов и ценностных ориентации. Совокупность всех этих элементов составляет общий механизм иденти­фикации. Последняя проявляется через развитие их самосознания, саморефлексии относительно места, роли каждого, главного предназначения в жизни и осуществляется на многих уровнях: социально-профессиональном, семейиом, национальном, идеологическом, родовом, половом, духовном и т.д., которые тесно связаны со структурой сознания» (Шевченко ДА. Социальная самоидентификация лучших выпускни­ков // Социс. 2004. № 1. С. 134). J Кон И.С. Открытие «Я». М., 1976. С.348.

J Ковалева А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. М., 1996; Ковалева А.И. Концепция социали­зации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория //Социс. 2003. Mil. 4 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

имеют определенную связь с одним из базисных институциональных стремлений поеека по той простой причине, что жизненный цикл человека и социальные ин-итуты развивались одновременно. Безусловным преимуществом и достоинст-модели Э.Эриксона является то, что она позволяет осмыслить социализацию как процесс, «растянутый» на всю жизнь, и показывает влияние различных соци­альных институтов, «агентов» социализации на формирование личности.

Таблица 2.2 Этапы жизни и самоидентификации по Э. Эриксону

Ятапы жизни Позитивные результаты Негативные результаты
"1 Младенчество Достижение доверия к миру Недоверие
2. Раннее детство Достижение чувства автономно­сти и личной ценности Стыд, сомнение
3. Игровой возраст Достижение чувства инициативы Чувство вины
4 Школьный возраст Достижение чувства способности Чувство неполноценности
5.Юность Достижение идентичности Идентификационная диффузность
6. Молодость Достижение интимных отноше- Чувство изоляции V одиночества
нии с другими людьми
7. Взрослость Достижение творческой деятель­ности и чувства продуктивности Стагнация
8. Зрелый возраст Достижение чувства удовлетвон ренности, полноты жизни, испол­ненного долга Отчаяние и разочарова ние

«Кризис подросткового возраста» приходится, по Эриксону, на 12-18 лет. Возни­кающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положи­тельным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ро­лей. Наряду с семьей важную роль начинает играть социальная микросреда, об­щение с другими подростками. В рамках этого этапа начинается выбор профес­сии, путей достижения карьеры, что является очень существенным для дальней­шей социализации. По оценкам Эриксона, юность - период «нормативного кризи­са», для которого характерны колебания силы Я и вполне нормально усиление конфликтов. Обретая идентичность, подросток становится как бы жертвой этого процесса. Основная задача подростка - сформировать чувство идентичности и избежать ролевой и идентификационной диффузности. Для этого ему важно оце-нить свои сильные и слабые стороны и научиться использовать их, чтобы полу-чить ясное представление о себе и о том, каким он хочет стать в будущем. К числу особенностей классификации Э.Эриксона. привлекающих к ней внимание социологов, следует отнести:

• распространение процесса социализации на весь период жизни человека;

• привлечение внимания ученых к влиянию различных социальных инсти (семья, образовательные учреждения, СМИ) на формирование личности;

• возложение ответственности за социализацию на каждом этапе развития лицЛ ности не только на родителей и общество, но и на самого человека;

• возможность компенсации неудачи на одной стадии развития человека достц-i жениями на других.

ЗАДАНИЕ 2.16. Опираясь на характеристику Эриксономюности, попы] таитесь конкретизировать основныеидентификационные проблемы молодости

Одну из попыток разрешить это противоречие сделала еще три десятилетия на-1 зад В.ПАндреенкова, которая выделила следующие периоды: первичной социа- I лизации ребенка, маргинальной социализации подростка, устойчивой (концепту-j альной) социализации юности1. Эта схема привлекает идеей социального возрас-1 та, интегрирующего показатели психического и социального развития индивида, j но для более детальной разработки проблемы она требует дальнейшего внут-j реннего структурирования, выделения критериев и показателей перехода лично- ] сти в своем развитии от одного периода жизни к другому. |

Социализация связана с социальной адаптацией.В понимании социальной адаптации современная социологическая и психологическая теория выделяет ряд | существенных моментов, которые должны учитываться при анализе любых ее конкретных проявлений:

• адаптация (от лат. adapto - приспособляю, фр. adaptation - приспособление) - j приспособлениеличности, социальной группы к условиям внешней среды;

• адаптация - социальное взаимодействиеличности, социальной группы и со­циальной среды, в ходе которого происходит взаимноеприспособление - и лич­ности, социальной группы - к требованиям социальной среды, и социальной сре­ды к запросам и установкам личности, социальной группы. Тем самым, выделяют­ся как бы две взаимосвязанные стороны адаптации - адаптивность (приспосаб­ливаемое^) личности, социальной группы и адаптируемость(приспособление, изменение) социальной среды. Преодолевается акцент на преимущественно пас­сивный характер адаптации субъекта к социальной среде, что закрепляется в по­лучающей все большее распространение теории личности как «актбра» (от англ-'

' Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности Л Социальные исследования. М., 1970. С. 19-21-

act - действовать), когда активность рассматривается как атрибутивное, неотъ­емлемое качество каждого человека (хотя степень развития этого качества и мо­жет быть различной у каждого субъекта социального действия);

• адаптация - согласованиесамооценок и притязаний субъекта с его возможно­стями и с реальностью социальной среды, включающее как реальныйуровень, так и потенциальныетенденции развитая среды и субъекта1. В данном аспекте трактовки адаптации особую значимость приобретает акцент на согласование притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Это позволяет избежать гипертрофированного понимания активности личности (что вольно или невольно присутствовало в пропаганде в прошлые годы - «нам нет преград ни в море, ни на суше», «мы рождены, чтоб сказку сделать былью»; -и способствовало формированию у части молодежи психологии «чуда», «вседоз­воленности»). С другой стороны, взаимодействие и согласование установок и требований личности и социальной среды предстает не в статике, а в динамике, что позволяет выделить еще один очень важный аспект адаптации - процессу-альность.Выход за рамки реального, нынешнего уровня взаимодействия к по­тенциальному (могущему развиваться в разных направлениях) превращает про­цесс социальной адаптации из стихийного в управляемый(в том числе - для ор­ганизаторов работы с молодежью) и самоуправляемый(для конкретного моло­дого человека, для конкретных молодежных сообществ). Процессуальность пред­полагает разграничение между процессом(человек адаптируется) и результа­том(человек адаптировался). Граница эта весьма подвижна и - во многом - инди­видуальна, что определяет разный во временном интервале темп адаптации;

• важный момент, углубляющий трактовку адаптации как взаимодействия лично­сти, социальной группы и социальной среды, - понимание самой социальной среды.И здесь в современной науке происходит определенная переориентация: °т широкого понимания среды как того, что нас окружает, «среди» чего мы живем,

• к более конкретному пониманию социальной среды, в котором подчеркивается взаимодействие человека и внешних условий его жизнедеятельности.В со­циальной среде - и это очень важно в конкретном анализе - выделяют разные компоненты: материально-вещественныйи личностный (люди, группы, кол-лективы).В зависимости от характера взаимодействия (опосредованное или не­посредственное) разграничиваются разные по масштабамвиды социальной

РИДЫ: макросреда и микросреда (среда ближайшего окружения). Но границы между

«Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С.9.

ними весьма подвижны. Разные социальные институты могут выступать (и не выступать) компонентом микросреды человека - все зависит от его деятельн сти. Тем самым важно подчеркнуть: диапазон социальной среды зависит от чело-! века. Такой подход (от человека) углубляет представление об адаптации взаимодействии;

• адаптациямногогранна уже потому, что разнообразны компоненты соци ной среды и их составляющие. Применительно к студенчеству, например, пер-курсник, живший в среднем и малом городе, селе, должен адаптироваться и кразу жизни в крупном городе. Для выпускников специализированных классов, ги_ назий, колледжей (где сегодня широко распространены многие вузовские фор-организаций учебного процесса) данный аспект адаптации в целом гораздо бог облегчен. Для окончивших учреждения начального или среднего профессионал^ ного образования по профилю вуза адаптация к будущей профессии, специально­сти начинается до поступления в институт и потому, как правило, идет безболез-, неннее и быстрее. Многогранность адаптации связана и с неоднозначной сот; альной значимостью тех или иных компонентов социальной среды или протекаю­щих в ней социальных процессов. Поэтому даже у конкретного первокурсника i адаптация к учебному процессу, к новым формам культурно-досуговой де ности, к особенностям студенческой жизни (особенно - для проживающих в обще-; житии или на частной квартире), к новому коллективу (группы, специальности, фа-j культета, института) идет разными темпами и завершается неодновременно1.

Исследователи социальных проблем молодежи выделяют основные характе­ристики социальной адаптации2:

• адаптационный комплекс- система реальных и потенциальных адаптацион- ■ ных возможностей субъектов, находящихся в постоянно изменяющейся среде;

• адаптационный потенциал- совокупность нераскрытых и не проявленных ( достаточной мере адаптационных способностей и возможностей субъекта;

• адаптационный кризис- противоречия, затрудняющие или препятствую успешному осуществлению адаптации субъектов;

• «адаптационный синдром»- ситуация резкого ограничения или истощения

__________________

' Поэтому столь важна разработка адаптационной стратегии личности, группы, поя которой понимаете* «поведение социальных субъектов, обусловленное ценностно-мотивационными установками, имеющимися ресурсами и специфическими обстоятельствами кризисно-аномийного состояния в обществе и направленное на приспособление к изменяющимся социальным условиям» (Попова И.П., Седова Н.Н. Дополнительна занятость в успешных адаптационных стратегиях населения// Социс. 2004. №2. С.31). 2 Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра социол. наух, проф., чл.-кор. РАН В.Н. Кузнецова. М1 2005. С.45.

ационных возможностей субъектов в силу их устойчивой приверженности

аоевшим образцам поведения, стереотипам и отсутствия ресурсов для при­способления к новым условиям жизни;

«адаптационный барьер»- предельный уровень адаптационной активности пичности, определеяемый причинами объективного и субъективного характера.

Сегодня важно разграничивать разные типы социальной адаптации лично­сти - социальное творчество и конформизм.Типология моделей социальной адаптации Р. Мертона описывает возможные варианты взаимодействия индивида и социума через отношение личности к социальным ценностям и способам их достижения (конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт). Существую­щую типологию моделей социальной адаптации необходимо дополнить парадиг­мой творческой адаптации:индивид отвергает (не принимает) систему общест­венных ценностей, но при этом утверждает новую шкалу ценностей, применяет не только новые, но рационально использует имеющиеся признанные нормы по­ведения. Современные социально-психологические исследования свидетельст­вуют: девиантное поведение в своей основе все больше становится рациональ­ным. В социальных новациях индивиды все больше опираются на знания и твор­ческую интуицию. Социальное творчество - это новаторская деятельность, на­правленная на оптимизацию институциональных связей, формирование качест­венно новых форм социальных отношений. Из этого теоретического положения вытекает важный для практики воспитания вывод: основным критерием успешно­сти, оптимальности адаптации является не только освоение молодыми людьми институциональных норм и традиций, но и то, насколько в процессе адаптации развивался, обогащался их творческий потенциал, насколько полно удалось его реализовать.

задание 2.17. С учетом отмеченных характеристик адаптации проана-

лизируйте те конкретные варианты адаптации, которые вам уже приходилось проходить. Что е вашем опыте адаптации вы оцениваете как ин-

ивидуальное, а что- как типичное? Приходилось ли вам в процессе

аптации сталкиваться с адаптационным кризисом или барьером? Оцените», насколько полно вам удалось реализовать свой адаптационный по-

Потенциал

Тема 5.

Наши рекомендации