Структура социологического исследования
На подготовительном этапе социологического исследования необходимо ознакомиться с литературой по данной теме. Разрабатывается его программа, состоящая, как правило, из двух разделов. Методологический раздел включает:
1. формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования;
2. постановку цели и задач;
3. выдвижение гипотезы или гипотез (является обязательным элементом всякого научного исследования).
Формулирование альтернативных конкурирующих гипотез и продумывания процедуры проверки этих гипотез путем эмпирических наблюдений характеризуется как гипотетико-дедуктивный метод.
Процедурный раздел содержит:
1. план исследования;
2. обоснование выборки;
3. описание методов сбора и анализа данных.
Второй этап предполагает сбор данных.
На третьем этапе производится их обработка и анализ. При этом гипотеза либо подтверждается, либо опровергается. Итоговым документом исследования является отчет, в котором описывают его результаты, формулируются выводы.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Наиболее распространенным методом сбора данных в социологии является опрос, проводимый в виде интервью или в виде анкеты.
В ходе интервью устные ответы респондентов (опрашиваемых) фиксирует интервьюер.
Интервью может осуществляться и дистанционно, при помощи различных средств коммуникации: телефонное интервью, радио-интервью. Самая передовая в настоящее время, в техническом отношении, форма проведения социологического опроса– этоWeb-интервью.
В форме опроса нередко осуществляется социометрия –
При анкетном опросе они сами письменно отвечают на вопросы.
Анкета – это инструмент сбора первичной социологической информации в виде опросного листа.
Открытые вопросы дают возможность респонденту самому сформировать ответ.
Примеры:
а) Укажите телеведущего информационных программ, работа которого вам больше нравится?
б) Какое музыкальное произведение могло бы стать Гимном Российской Федерации?
Закрытые (стандартные) предполагают фиксированный выбор того или иного варианта ответа. Они подразделяются на:
1) альтернативные, предполагающие лишь один ответ из нескольких возможных вариантов;
2) вопросы-меню, из которых можно отметить сразу несколько, как правило, 2 – 3.
Пример:
С какой целью вы употребляете спиртные напитки:
а) чтобы снять напряжение (стресс);
б) чтобы повысить свое настроение;
в) чтобы поддержать компанию.
Полузакрытые – даются и готовые варианты ответа, и возможность сформировать свой ответ.
Пример. По какой причине Вы обратили свое внимание на высшее образование:
а) уклонение от армии;
б) «От нечего делать»;
в) по желанию родителей
г) по производственной необходимости;
д) другая причина
Когда производятся исследования отношение, суждений, мнений, оценок, используется квантификация. Это процедура измерения, заключающегося в приписывании изучаемым качественным признакам количественной определенности. Ее инструментом является шкала, состоящая из индикаторов – внешних признаков измеряемых свойств. В анкете они выступают как варианты ответов.
Различают два типа шкал:
1)Номинальная шкала состоит из перечня характеристик объекта,
например:
Вопрос 1. Что побудило вас обучаться данной профессии?
1.1 совет друзей;
1.2 желание родителей;
1.3 интерес к профессии;
1.4 имеющиеся способности;
1.5 стремление получить диплом о высшем образовании.
2) Порядковая (ранговая) шкала измеряет интенсивность суждений, оценок,
например:
Вопрос 2. Довольны ли вы выбором данной профессии?
2.1 вполне доволен;
2.2 пожалуй, доволен;
2.3 пожалуй, не доволен;
2.4 совершенно не доволен;
2.5 затрудняюсь ответить.
Из подобных вопросов, как правило, объединенных в блок, и состоит анкета. Завершают ее несколько вопросов о самом респонденте. Поскольку анкета анонимная, они носят самый общий характер, касаясь обычно пола, возраста, образования и профессии.
Объектом социологического исследования, как правило, является большая группа людей (допустим, население района или города), называемая генеральной совокупностью.
Для облегчения опроса из нее выделяется выборочная совокупность или выборка.
Она должна быть репрезентативной, т. е. представлять по всем необходимым параметрам генеральную совокупность. Ошибка выборки, как правило, выражается внерепрезентативности.
При случайной выборке отбор респондентов проводится с помощью таблицы случайных чисел, составленной компьютером.
Систематическая выборка производится с помощью интервала, представляющего соотношение между размером выборки и генеральной совокупности. Например, если интервал составляет 1:20, то шаг отбора равен 20, т. е. респондентов становится каждый двадцатый.
Объем генеральной совокупности. | ||||
Сколько необходимо обследовать человек. |
При стратифицированной выборке производится разделение генеральной совокупности на страны (слои) по определенному признаку (возрасту, профессии, образованию и т. п.).
Пример правильного использования выборочного метода:
Предположим, нам необходимо исследовать студентов Пензенского государственного университета. Их численность составляет 5000 человек, поэтому нам достаточно исследовать 370 человек. Из общего количества студентов университета 60% составляют студенты технических специальностей, 15% - гуманитарных специальностей, 15% - экономических, 5% - естественнонаучных , 5% - медицинских специальностей. Это же процентное соотношение должно сохраняться и в выборке. Если же мы исследуем 370 только студентов-экономистов, то это не даст нам адекватного знания о студентах ПГУ.
Кластерная выборка предусматривает классификацию групп населения по географическому признаку, например, по району города.
В большинстве крупномасштабных исследований используется многоступенчатая выборка, сочетающая несколько видов выборки.
Вышеназванные виды выборок являются вероятностными, т. к. члены генеральной совокупности имеют одинаковую вероятность попасть в них.
При целевой выборке социолог отбирает респондентов по своему усмотрению (допустим, только старост групп при опросе студентов). Такая выборка более экономна, но требует большого опыта и мастерства социолога.