Инстинктивизм в социологии
Основные представители: У. Мак-Дугалл и Э. Росс.
Основные положения: социальные установки, инстинкты, импульсы, стремления.
Суть инстинктивизма: ключевым фактором, определяющим социальное поведение человека и социальной группы являются инстинкты.
Методология – психологический инстинктивизм, согласно которому бессознательные влечения и инстинкты рассматриваются в качестве главной движущей силы человеческого поведения.
Предмет социологии - изучение неосознанных инстинктов, стремлений и импульсов, движущих социальные поступки.
У. Мак-Дугалл (1871-1938), английский исследователь, считается основателем инстинктивизма.
Основные положения его теории:
Социология – часть психологии, надстраивается над ней.
Личность – ее природа – социально-психологическая. Основным импульсом поведения выступают неосознаваемые инстинкты. Из более 18 базовых инстинктов доминирующую роль в характере человека выполняет инстинкт-ЭГО.
Инстинкты человека связаны с его эмоциями.
Родительский ® с нежностью.
Бегства ® с самосохранением.
Драчливости ® со страхом и гневом.
Любопытства ® с удивлением.
Строительства ® с созиданием.
Репродуктивный ® с сексуальной ревностью.
Инстинкты определяют те или иные социальные процессы и организации.
Так, инстинкт стадности (самый важный) проявляется в различных формах социальной организации и социальных группах: семьи, свободного досуга, образовании толпы, демонстрации, росте городов.
Войны возникают в результате инстинкта драчливости. Религия – следствие любопытства и инстинкта самоуничтожения, а капитализм возник под воздействием инстинктов скупости и стяжательства.
Другой представитель инстинктивизма в социологии – Эдвард Росс (1866-1951). Находился под сильным влиянием Смолла и Уорда. Вошел в историю американской социологии как создатель психологической концепции социального порядка и контроля, в основе которого лежат соответствующие инстинкты.
Основной тезис: «Человек инстинктивно испытывает потребность в лучшем порядке, чем тот, которого он может достичь».
Что изучает социология? Ее предмет составляет изучение социальных процессов, как результата взаимодействия социальных групп и индивидов, обусловленных инстинктивными импульсами.
Социальный порядок – отсутствие враждебных социальных столкновений, где притязания социальных групп удовлетворяются в соответствии с установленными правилами. Порядок устанавливается за счет определенного «социального пожертвования» индивида или социальной группы во имя общественных интересов. Это закон существования общества. Человек испытывает потребность в защищенности, поэтому он испытывает постоянную потребность в стабильности и лучшем порядке.
Обратной стороной этой потребности является чувство угрозы своему благополучию, неуверенности, требующей социального контроля.
Социальный контроль – это преднамеренное влияние общества на поведение человека с целью стабилизации и воспроизводства господствующей системы. Рычагами социального контроля выступают страх наказания, собственная выгода, общественное благо. Росс разработал цепь социального контроля, состоящую из следующих звеньев:
• Установки индивида, его готовность реагировать на социальные ценности (позитивно, негативно), т.е. ориентация.
• Ценности. Общепринятые в данной социальной системе образцы, как мера оценки. Ориентация личности или группы относительно какой-либо сферы деятельности или поведения в целом.
• Нормы – правила, ожидания и стандарты поведения в сфере взаимодействия людей.
• Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.
Цепь социального контроля:
Установки → ценности → нормы → санкции.
Суть цепи: установки ориентируют на ценности, которые служат для обоснования норм, нормы основывают санкции.
Типы механизмов контроля:
1. Внутренний – этический, основанный на развитом чувстве ответственности.
2. Внешний – политический, основанный на силе, авторитете. Использует аппараты воздействия: законодательство, образование, суды.
Типология повиновения:
1. Лично-неофициальное повиновение, основанное на согласии, которое возникает в результате личных ценностных ориентаций.
2. Безлично-официальное повиновение, формируется двумя противоборствующими силами: социальной дифференциацией (дезорганизованный порядок и согласие) и контролем (обеспечивает общественный порядок). Ориентировано на большие массы.
Задача социологии состоит в том, чтобы путем изменения содержания и направленности психических процессов, т.е. внутренних установок индивида, содействовать индивидуальному порядку, устанавливать гармонические внутренние и внешние отношения социальных групп и институтов, т.е. способствовать социальному порядку.
7. Значение инстинктивизма в социологии:
Инстинктивизм обратил внимание на человека и такие важные стороны его психики, как: установки, инстинкты, чувства, интересы, привычки – влияющие на его поведение.
Недостатком этого направления является абсолютизация психологических свойств личности и подмена социологического подхода к общественным процессам психологическим инстинктивизмом.
Вопросы и темы докладов и курсовых работ
1. Раскройте сущность психологического эволюционизма в социологии: в чем сходство с бионатурализмом и в чем с психологическим направлением?
2. Охарактеризуйте особенности теоретических воззрений основателя психологического эволюционизма Л. Уорда.
3. В чем проявился психологический эволюционизм в научных взглядах Фр. Гиддингса? Каково значение «социального рода»?
4. Какую роль играют интересы в социальной жизни людей, формировании социальных групп и социальных институтов (А. Смолл, У. Самнер)?
5. Как понимали предмет социологии, ее задачи и методологические принципы представители психологического эволюционизма?
6. В чем специфика инстинктивизма в социологии? (У. Мак-Дугалл, Э. Росс)
7. В чем значение психологического эволюционизма и инстинктивизма для развития социолигии?
Литература, обязательная для изучения:
1. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М. 1996
2. Гиддингс Ф. Направления дальнейших исследований в социологии // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.
3. Уорд Л. Психические факторы цивилизации // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.
4. Зборовский Т. Е. История социологии: Учебник. - М.: 2004.
5. История социологии: Учеб. Пособие // А. Н. Елсуков и др. – 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк, 1997.
Дополнительная литература
1. Баразкова Е. С. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург, Бишкек, 1997.
2. Громов И. А., Мацакевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология, СПб., 1996.
3. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
4. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.
5. Култыгин В. П. Классическая социология. М., 2000.