Вальтер беньямин и социология архитектуры

Вальтер Беньямин в своей знаменитой работе «Произведение искусства в эпоху его технической вос­производимости» в рамках марксистской социологии вслед за подробным анализом Марксом базиса прогнози­рует дальнейшее развитие всех видов искусств как части надстройки. Говоря об архитектуре, Беньямин рассуж­дает об ее универсальности и вечности относительно других искусств. Беньямин отмечает, что архитектура, наряду с эпосом и, в настоящее время, с кино, с древ­нейших времен была искусством коллективного вос­приятия в отличие, например, от живописи. Он пишет, что архитектура «с давних времен представляла про­тотип произведения искусства, восприятие которого не требует концентрации и происходит в коллективных формах. Законы ее восприятия наиболее поучительны. Архитектура сопровождает человечество с древнейших

времен, при этом многие формы искусства возникли и ушли в небытие. …Однако потребность человека в по­мещении непрестанна. Зодчество никогда не прерыва­лось. …Архитектура воспринимается двояким образом: через использование и восприятие. Или, точнее говоря, тактильно и оптически. …Тактильное восприятие про­ходит не столько через внимание, сколько через при­вычку» [13]. В своем «Сочинении о пассажах» Беньямин анализирует парижские пассажи как первые прообразы универсальных магазинов, созданные в период с 1822 по 1837 год, долгое время остававшиеся одной из досто­примечательностей Парижа и отражавшие «город, даже весь мир в миниатюре». Пассажи, по оценке Беньями­на, – это идеал капиталистического общества мечты, от­раженного в утопии Фурье. В пассажах Фурье увидел ар­хитектурный канон фаланстера. Фаланстер у Фурье – это город пассажей. «Этот составленный из людей механизм производит страну с молочными реками и кисельными берегами, древнюю мечту, которую утопия Фурье на­полнила новой жизнью». И как внутренним импульсом утопии Фурье было появление машин, так технологи­ческой причиной появления реальных пассажей стало использование в строительстве первого искусственного материала – металлических конструкций. Кроме того Беньямин отмечает, что общественные предпосылки для интенсивного применения стекла в качестве строи­тельного материала возникали лишь столетие спустя, а бетон открыл новые возможности пластического мо­делирования в архитектуре [14]. Архитектура пассажей у Беньямина является носителем общественной ми­фологии, в коллективном сознании ей соответствуют образы, в которых новое пронизано старым, но одно­временно стремится в будущее. «Первобытный опыт, хранящийся в бессознательном коллектива, рождает, в сочетании с новым, утопию, оставляющую свой след

в тысяче жизненных конфигураций – от долговремен­ных построек до мимолетной моды» [14].

Наши рекомендации