Цивилизационная социология архитектуры питирима сорокина

Одно из наиболее интересных исследований в об­ласти социологии архитектуры мы видим в рамках ци­вилизационного подхода Питирима Сорокина. В его

главной работе «Социальная и культурная динамика» на высоком уровне обобщения эмпирического матери­ала автор прослеживает на протяжении тысячелетия движение и смену друг другом трех типов культур. Идеа­циональная культура характеризуется тем, что ее глав­ные ценности нематериальные, т.е. идеациональные, их невозможно почувствовать, увидеть, понять, а можно только принять на веру [22. – C. 65]. Чувственная культу­ра, наоборот, отличается материальными ценностями, которые можно почувствовать, увидеть, измерить и ис­следовать [22. – C. 65]. Эти культуры периодически сме­няют друг друга. Когда идеациональная культура идет на спад, а чувственная нарастает, то в определенный мо­мент времени наступает идеальная культура [22. – C. 165]. Когда же чувственная культура идет на спад, то идеаль­ная культура не возникает – наступает время реакции на чувственную культуру, например, антивизуализм как отрицание визуализма, но все равно находящийся в рам­ках чувственной культуры. Это время различных измов – таких как кубо-футуризм, модернизм и пр. Архитектур­ные стили изменяются в соответствии с типами культур. Идеациональная архитектура, простая по внешнему виду, имеет богатое внутреннее содержание и направ­лена на идеациональные, религиозные цели. «Что каса­ется содержания идеациональной архитектуры, то оно устремлено к трансцедентальным ценностям... Его фор­ма пронизана символизмом» [22. – C. 190]. Б'

ольшая часть идеациональной архитектуры связана, в основ­ном, с религиозными, магическими и другими сфера­ми, когда здания возводятся ради сверхэмпирического и трансцедентального предназначения [22. – C. 191]. Чувственная архитектура визуальна по внешнему виду и имеет светское, потребительское назначение [22. –

C. 191], а идеальная архитектура соответствует своему названию. Примером лучшего образца идеациональ­

ной архитектуры Сорокин считает храм Айя-София [Софийский собор в Константинополе (Собор Святой Софии – Премудрости Божией (Стамбул) – прим. М.В.] (проста по внешнему виду со своим неповторимым внут­ренним содержанием). К образцам идеальной архитек­туры Сорокин относит Парфенон V века до н. э. и готику ХIII века. Образцы чувственной визуальной архитекту­ры – это сооружения барокко, рококо, модерна. Архи­тектура авангарда, по мнению Сорокина, это не идеаль­ная архитектура, а изм – реакция на крайний визуализм модерна и эклектики, но все равно находящийся в рам­ках визуальной культуры (эффекты все визуальные, со­держание – не идеациональное). Поскольку авангард это изм, то он довольно быстро сменился традионным возвратом к неоклассике (например, сталинский ампир в СССР). Современная архитектура небоскребов из стек­ла и бетона также находится в рамках визуальной архи­тектуры, так как желание построить самый большой дом и пр. несомненно является визуалистским подходом, не имеющим никакого идеационального содержания. Сорокин считает, что изменения, которые происходили в архитектуре ХХ века, не дают возможность прогнози­ровать переход к идеациональной или идеальной архи­тектуре в будущем [22. – C. 200].

Наши рекомендации