Этапы развития отечественной социологии труда
1. Середина XIX в. – 1917 год (дореволюционный период)
Характеризуется развитием промышленности, значительным увеличением городского населения и капитализации отношений в деревне. Становление социологии труда как особой социологической дисциплины произошло не одномоментно. Ученые внесшие вклад в становление социологии труда, различались не только по направлению и предмету научных поисков (экономисты, правоведы, историки и т.д.), но также несходством идейных и политических убеждений.
Основной вопрос социологии труда XIX в. – это вопрос перспективы развития промышленного капитализма в России. В последней трети XIX в., в России активно развивается промышленный капитализм, изменяется социальная структура общества, растет численность наемных рабочих.
В 1869г. Вышла книга В. В. Берви-Флеровского, близкого по своим взглядам к народникам, « Положение рабочего класса в России», основная ее идея – развитие товарищества между капиталистом и работником, разделение производственного продукта по трудовому вкладу. Подходит к вопросу о самоуправление, когда работники могут с пользой участвовать в управлении предприятием. Вклад В.В. Берви-Флеровского: - обобщение большого статистического материала и личных наблюдений, касающихся социально-экономического развития трудящихся в разных губерниях России. Анализ типов хозяйства (помещичьего, фермерского и крестьянско-общинного ведется с привлечением как экономических так и социальных категорий – описание труды и быта людей, их образа, уровня жизни. Он оспаривает точку зрения тех, кто видит в коллективном труде исторически исчерпывающую, малоэффективную форму работы.
Внесли вклад в разработку проблем социологии труда русские экономисты-статики- А. А. Чупров, А. А. Кауфман, Ю. Э. Янсон и т.д.
А. А. Чупров- разрабатывал методологию социального познания. Выделял «социальную технику» как систему планомерного использования рабочей силы в производстве, как систему методов рациональной организации труда в целях достижения максимальной эффективности.
Вклад К.А. Пажитного: - сопоставление положения рабочего класса России с другими капиталистическими странами: по уровню жизни, связи с деревней, соц-псих облику профессиональных групп. Системное изложение эмпирических данных. Вывод – попытка вмешательства государства в отношения между трудом и капиталом оказалась совершенно неэффективной.
С 1882 г. В России была введена фабричная инспекция, отчеты которой стновятся главным источником информации по «рабочему вопросу». Правда, вначале они составлялись нерегулярно, носили больше описательный характер и быстро устаревали, но тем не менее был ценный материал.
С начала 20х гг. – середина 50-х гг. XX в.- связан с формированием научной основы социологии труда на фоне дискуссии вокруг вокруг системы Ф.У. Тейлора в плане принятия или неприятия тейлоризма в России. Создание научной организации труда было проблемным в экономически и культурно отсталой стране и связывалось с необходимостью изменения принудительного характера труда в России, уменьшением степени привязанности заводов к сельской местности, преодолением привычек крепостного труда. Постепенно многие специалисты пришли к убеждению, что главным путем роста производительности труда является его рационализация. Однако в выборе средств мнения существенно расходились.
Тейлор создал научную систему знаний о законах рациональной организации труда
· научное исследование каждого отдельного типа трудового действия
· отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев
· сотрудничество между администрацией и рабочими в деле внедрения научной организации труда
· равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами
А. К. Гастев адаптировал учение Тейлора к ситуации в России. Создает науку воздействия материальных условий труда и форм его организации на физическую и социальную предрасположенность человека к интенсивной культурной работе – социальный инженеризм. Главное – дать каждому рабочему не застывшую норму или стандарт, а психологическую установку на совершенствование приемов труда и организации рабочего места. Ученый поставил вопрос о комплексной совершенно новой науке о труде и управлении - прикладной "социальной инженерии". Эта наука была призвана заменить прежнюю теоретическую социологию и решить проблему синтеза важнейших аспектов организации трудовой и управленческой деятельности: технического, психофизиологического, экономического. Гастев А.К. рассматривал социальную инженерию, как относительно самостоятельную отрасль исследований. Ее отличительная особенность заключалась в преимущественной направленности не столько на социальное познание (открытие научных фактов или эмпирических закономерностей), сколько на изменение социальной действительности (внедрение инновационных и практических рекомендаций). Эта наука, по замыслу автора, находится на стыке социальной и естественной областей знания. У последней она заимствует точные экспериментальные методы и приверженность к достоверным фактам. Предметом изучения А.К. Гастева являлись не вообще существующие управленческие процессы, а процессы, протекающие в различных сферах общественного производства.
Основополагающим тезисом его теории было утверждение о том, что никакая техника или машина не помогут, если не появится, не воспитается новый тип работника.
С.Г. Струмилин. как и А. Гастев, подробно рассматривал социологические факторы трудового поведения работников. В 20-е гг. он активно участвует в исследовании наиболее актуальных проблем социологии труда: стимулирования и мотивации труда, оптимального соотношения между трудом и отдыхом и т.д. Большой вклад Струмилин внес в разработку методов исследований. Ему принадлежит один из методов построения индекса производительности труда «индекс Струмилина».
Интересные социологические идеи содержатся в работах Н. А. Витке (лидерство),В. В. Добрынина, Э. К- Дрезена, В. М. Бехтерева(изучению психологических механизмов коллективной деятельности).Вопросы которые поднимаются все те же, лидерство, мотивация, организация аппарата управления.
3. 50-наше время. – период возрождения отечественной социологии после 30-летней опалы.
Возрождение советской социологии в середине 50-х гг., в период так называемой «хрущевской оттепели», объясняется целым рядом объективных причин.
Идеологическое послабление, наступившее после XX съезда КПСС (1956), развенчавшего культ личности, послужило непосредственной причиной для реабилитации самого слова «социология», идентифицировавшегося прежде всего с эмпирическими исследованиями. Отказ от жестко-административных методов усилил внимание к человеческому фактору в производстве. Разрешение образовывать на предприятиях собственные фонды стимулирования, хотя и весьма ограни ченные, привело к развитию движения, известного под названием социальное планирование.
Начинают проводиться масштабные социологические исследования по влиянию научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, отношения работников к труду (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, Г.В. Осипов).
Возобновляются исследования бюджетов времени – не только рабочего, но и внерабочего (Г.А. Пруденский).
В 60-70-е гг. проводится большое количество эмпирических исследований по самым различным направлениям и проблемам социологии труда.
В этот период были опубликованы крупные монографии по социологии труда. Проблематику социального планирования разрабатывали М.А. Антонов, З.И. Файнбург, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов, Ю.Е. Волков и другие. Они занимались изучением вопросов совершенствования профессионально-квалифицированной структуры предприятия, улучшения условий труда и быта, стимулирования труда и развития социальной активности работников. В методических рекомендациях по социальному планированию, как правило, определялись следующие направления: совершенствование квалификационной и профессиональной структуры предприятия отрасли, улучшение условий труда и охраны здоровья, совершенствование труда и т.д.
Начиная с 60х регулярно проводятся исследования проф ориентации молодежи, престижа и выбора профессии.