Л и т е р а т у р а
а). Основная литература
1. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. М: Аспект Пресс, 2007;
2. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003
б) дополнительная литература:
Дениис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М.,1997
2. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати: Антология. М.,2001.
3. Горшков М.К. Общественное мнение. М.,1988;
4. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.,1999;
5. Прохоров Е.П. Проблемы эффективности журналистской деятельности. М.,1987
6.Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.,2002;
7. Фомичева И.Д. Провинциальный читатель в России. М.,1992;
8. Четыре теории прессы /Сильберт Ф.,Шрамм У., Питерсон Т., М.,1998.
9. Шарков Ф.И.Теория коммуникаций, М., 2004
Вопросы к экзамену
1. Исторические предпосылки возникновения журналистики.
2. Коммуникация (общение, обмен информацией) как объективная необходимость.
3. Социально-политические предпосылки: необходимость в директивно- управленческой информации и влияния на общественное мнение; первые газеты древнего мира.
4. Идеологические предпосылки: ораторская публицистика древнего мира; публицистика эпохи Реформации и Просвещения.
5. Экономические предпосылки: интеграционные процессы в Европе; создание информационного пространства путем налаживания коммуникаций. Первые прообразы газет.
6. Возникновение первых рукописных торгово-экономических листков и газет ("аввизо", "Фугерцайтунгген" и др.). Первые газеты начала XVII века в Европе. Российские рукописные "Куранты" и петровские "Ведомости".
7. Материально-технические предпосылки возникновения журналистики: изобретение техники печати на Востоке; печатный станок Гутенберга и развитие типографского дела; первые книги.
8. Культурно-образовательные предпосылки: влияние эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения на культурно- образовательные процессы и появление массовой аудитории; эволюция письменности и печатного дела в России.
9. Свобода слова и печати как социально-политическая, нравственно- этическая и правовая категория.
10. Концепция свободы печати: "Ареопагитика" Дж. Мильтона и его доводы в пользу свободы печати и против цензуры.
11. Суждения о свободе печати Дж. Локка.
12. Суждения о свободе печати Д. Юма.
13. Суждения о свободе печати Дж. Эраскина и Дж.Миля.
14. Концепция подчинения печати интересам государства (власти): суждения Платона о свободе слова.
15. "Левиафан" Т.Гоббса о свободе печати.
16. Ж.- Ж. Руссо и Г. Гегель о свободе печати.
17. Концепции социального равенства и свободы печати В. Вейтлинга.
18. К. Маркс и Ф. Энгельс о свободе печати в буржуазном обществе. В.И.Ленин о свободе печати.
19. Авторитарная система журналистики; характерные черты авторитарной системы.
20. Феодально-монархический тип журналистики.
21. Религиозно-клерикальный тип журналистики.
22. Фашистские и диктаторские системы журналистики.
23. Советская система журналистики.
24. Либертарианская система журналистики и ее характерные черты.
25. Теория социальной ответственности прессы: характерные черты этого вида журналистики.
26. Современная российская журналистика: к вопросу о типологической характеристике системы.
27. Философские и научные концепции о роли журналистики в обществе.
28. Информационно-коммуникативная и регулирующая социальные роли журналистики.
29. Производственно-экономическая и духовно-идеологическая социальные роли журналистики.
30. Понятие "функций" и система функций журналистики.
31. Социальные и социально-психологические функции журналистики. Идеологические и организаторские функции журналистики.
32. Культурно-рекреативные и образовательные функции журналистики.
33. Рекламно-справочные и консультационные функции журналистики.
34. Функции журналистики и общественное мнение.
35. Системный подход в изучении журналистики.
36. Моделирование как метод познания систем.
37. Модели систем журналистики западных ученых: от схемы К. Шеннона к "пентаде" Г. Лассуэлла;
38. Модель массовой коммуникации У. Шрамма;
39. Модель массовой коммуникации Дж. и М. Райли;
40. Психологическая модель массовой коммуникации Г. Малецке;
41. Социальная модель М. Де Флера.
42. Модели систем журналистики российских ученых: модель системы журналистики Е.П. Прохорова.
43. Модель телевизионной журналистики Э.Г. Багирова.
44. Универсальная модель системы журналистики.
45. Подсистемы журналистики разных уровней.
46. Подсистема управления журналистикой: роль социально-политического фактора в правовом положении журналистики.
47. Издатель/владелец СМК и его роль в системе журналистики.
48. Журналист/редакция: права и обязанности в отношениях с властью и издателем.
49. Влияние экономического фактора на систему журналистики: частные и государственные СМИ и проблемы их независимости; реклама в СМК.
50.Влияние идеологического фактора на систему журналистики.
51.Подсистема производства и распространения массовой информации: социально-психологический и профессионально-творческий портрет журналиста; методы творческой деятельности журналиста.
52.Информационный поток (массовая информация) как главный элемент системы журналистики: действительность и отраженная действительность; информация - текст - жанры; дискретный характер информационных потоков.
53.Каналы распространения массовой информации: особенности печати.
54.Радио и телевидение в системе СМК.
55.Инфраструктура для СМК: информационные агентства, пресс-службы, интернет-сайты.
56.Типология СМК.
57.Подсистема потребления массовой информации: аудитория как потребитель массовой информации.
58.Социологический и психологический портрет аудитории.
59.Дифференциация аудитории и типология СМК.
60.Как складывается общественное мнение: отражать или формировать; социальные действия аудитории.
61.Подсистема обратной связи в журналистике.
62.Влияние идеологического фактора и фактора интереса на типологию СМК.
63.Культурно-образовательный фактор и качество СМК.