Плюсы и минусы этого метода.

Разные источники по-разному оценивают точность гнездовой выборки по сравнению со случайной. [3, 29; 6, 49-50].

Главный «козырь» этого типа отбора в том, что он гораздо проще в организационном плане. Действительно, гораздо проще выбрать несколько групп и опросить их целиком, чем бегать за каждым респондентом. Это дает нам выигрыш в средствах и во времени.

Но при этом необходимо следить, чтобы количество групп в генеральной совокупности было достаточно большим, иначе ни о каком принципе случайности не может быть и речи. Более того, возможны перекосы из-за того, что на момент опроса не удается застать всех членов группы. К тому же объем выборки при гнездовом отборе обычно больше, чем при случайном отборе.

  1. Квотная выборка в социологическом исследовании.

Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса:

Случайные (вероятностные) – это такие способы отбора, когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную, чаще всего равную, вероятность быть выбранным.

Неслучайные – все остальные способы отбора.

Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки - списки элементов генеральной совокупности. Они должны отвечать требованиям полноты, точности, отсутствия дублирования, адекватности целям исследования и удобства работы.

Строго говоря, лишь вероятностные выборки являются репрезентативными, следовательно, только для них может быть рассчитана статистическая погрешность.

К вероятностным способам отбора относят:

Простой случайный отбор, в рамках которого элементы отбираются либо с помощью таблицы случайных чисел, либо с помощью генератора случайных чисел: Механический отбор, Кластерный (гнездовой) отбор, Стихийный отбор, Целевой отбор, Типологический отбор, Квотный отбор.

Квотный отбор воспроизводит доли генеральной совокупности по значимым характеристикам. Для его реализации необходимо иметь данные относительно их распределения в генеральной совокупности. В целях повышения качества выборки квотирование проводится по нескольким критериям одновременно. Например, по полу и возрасту.

Квотный отбор довольно популярен у социологов, поскольку он организационно проще вероятностного, а моделирование случайности достигается использованием, так называемых маршрутов, в рамках которых могут отбираться улицы, дома, квартиры и т.д. Сторонники квотной выборки утверждают, что при правильном ее использовании она по качеству не уступает вероятностной.

Квотная выборка применяется тогда, когда до начала исследования известны статистические данные о контрольных признаки элементов генеральной совокупности. Это позволяет построить выборочную совокупность, воссоздав важнейшие пропорции генеральной совокупности, а на основании этих пропорций рассчитать соответствующие квоты. Информацию, которая образует квоты, получают из документов государственной или ведомственной статистики. Чаще всего используют показатели по полу, возрасту, образованию, типу поселения и т.п.

  1. Стратифицированный отбор единиц наблюдения в социологическом исследовании.

Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса:

Случайные (вероятностные) – это такие способы отбора, когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную, чаще всего равную, вероятность быть выбранным.

Неслучайные – все остальные способы отбора.

Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки - списки элементов генеральной совокупности. Они должны отвечать требованиям полноты, точности, отсутствия дублирования, адекватности целям исследования и удобства работы.

Строго говоря, лишь вероятностные выборки являются репрезентативными, следовательно, только для них может быть рассчитана статистическая погрешность.

К вероятностным способам отбора относят:

Простой случайный отбор, в рамках которого элементы отбираются либо с помощью таблицы случайных чисел, либо с помощью генератора случайных чисел: Механический отбор, Кластерный (гнездовой) отбор, Стихийный отбор, Целевой отбор, Типологический отбор, Квотный отбор.

Стратифицированный (районированный) отборпредставляет собой деление генеральной совокупности на страты с последующим формированием выборки для каждой страты в отдельности. Страты должны максимально отличаться друг от друга и быть однородными внутри. Деление может происходить по территориальным, административным, производственным, социальным и другим признакам. Чаще всего используется пропорциональное размещение выборки, когда число опрашиваемых в страте соразмерно ее доле в генеральной совокупности. В случае сравнения страт между собой – равное.

Районированный отбор, во-первых, удобнее вероятностного в организационном плане, поскольку поиск респондентов изначально ограничен неким слоем, например, районом города. Во-вторых, параметры, по которым задаются страты, не подвержены случайным колебаниям (статистической погрешности), как в вероятностном отборе, что обеспечивает более высокую точность. В-третьих, в случае если из каждого слоя проводился вероятностный отбор, выборка сохраняет свойство репрезентативности.

Многоступенчатый отбор-это такой вид отбора, в рамках которого совокупность объектов, отобранная на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем.

Единицы отбора–элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе многоступенчатой выборки.

Единицы наблюдения–элементы выборочной совокупности последней ступени многоступенчатого отбора, подвергающиеся изучению в исследовании.

Как правило, выборки в реальных исследованиях всегда многоступенчатые. Применяя многоступенчатый отбор, социолог должен иметь в виду, что увеличение количества ступеней ведет к увеличению ошибки, а использование невероятностных способов отбора делает такую выборку нерепрезентативной.

  1. Многоступенчатый способ формирования выборочной совокупности.

Большинство выборок в социологии носит многоступенчатый характер обусловлено необходимостью экономить ресурсы и время , а так же организованным возможностям , но нужно помнить что с помощью числа отбора снижается репрезентативность , поэтому не используют больше 4-х мах ступеней

Тип или способ диктуется целями и задачами отбора выбор типа отбора обосновывается в программе исследования процедуры(методы программы).

Этапы построения выборки.

1)один алгоритм выборки зависит от сложности объекта об общих теоретических построения выборки.

Объект конкретизирует , уточняет представление о (гс). В случае если полная основа выборки недоступна (т.е случайный отбор невозможен )значимые(выбор) задачи исследования с точки зрения критерия для построения и стратифицированной или квотной выборки чаще всего выступают со. Демократические признаки.

2 этап. Определение объёма выборки , величина выборочной совокупности

Факторы

- требования точность результатов исследования, чем точнее мы хотим получить результаты, тем больше объём.

Степень точности выбирается заранее с помощью расчёта ошибок выборки. Чем меньше ошибка выборки (относительно параметров выборочной совокупности от генеральной), тем точнее исследование т.е выборка. Существует классификация по степени , если ошибки выборки 3% и меньше ,такие сверх надёжные; 3-5% надёжное исследование , 5-10% прикидочное , 10-20% ориентировочное исследование , больше 20 неточный результат, требуется точность , а следует величина ошибки выборки определяется задачами исследования.

-Степень однородности (гс), Чем однородней (гс) , тем меньше объём выборки можно взять.

-Предполагаем дробность анализа данным чем более дробный тем больше выборки надо взять т.е увеличение подгрупп в анализе ведёт к увеличению , объёма выборки. Практика исследования выработала представления о некоторых типичных V выборки для опросов разного уровня , считается что общероссийский опрос 1500-2000 человек.

Регион. Опросы 500-1000 чел. Считается, что минимум объёма выборки 400 чел при интерпретирования превышает несколько тысяч.

3 этап: Сбор сведений о распределение значимых признаков совокупности , выбор числа ступени отбора , определения способа и единиц отбора на каждой ступени.

4 этап: Составление основы выборки если на последний ступени предполагается случайный или механический отбор.

Требования к основе выборки

1) Полнота (полный список всех единиц (ГС).

2) Отсутствия дублирования (повторения нескольких элементов).

3) Адекватность с реальностью.

4) Удобство в использовании.

В качестве основы выборки могут выступать любые документы.(деканат , избирательные участки списки).

  1. Опросные методы в социологическом исследовании. Назначение, классификация видов.

Опрос – это метод сбора первичной вербальной информации об изучаемом объекте, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом)

Наши рекомендации