Социальная обусловленность права.
Социальная обусловленность права – это его способность отражать объективные потребности и выражать со-циальные интересы различных индивидов, групп и общностей. Понятие социальной обусловленности права рассматривается социологией права как отражение механизмов правообразования и правотворчества. Правообразование представляет собой реализацию в обществе правообразующего интереса различных социальных групп таким образом, чтобы права одних не ущемляли свободы других. Правообразующий интерес – это выражение общего интереса в регулируемой сфере общественной жизни. Социологические исследования позволяют изучить социальные интересы всех элементов социальной структуры общества и выразить их в обобщенном правообразующем интересе. Таким образом, учет интересов всех членов социума в механизме правообразования превращает социальное управление в правовом социальном государстве в активное и сознательное правотворчество всех граждан.
Правотворчество как особая деятельность, в результате которой образуется и развивается система правовых норм, может осуществляться следующими способами:
- санкционирование государством уже фактически сложившихся норм поведения
- непосредственная выработка новых норм компетентными правотворческими органами.
Таким образом, через механизмы правообразования и правотворчества право выступает в роли важного ин-струмента социального управления, основной целью которого является достижение общественного согласия, обеспечение общественного прогресса, снижение уровня социальных конфликтов.
Теневое нормотворчество.
Теневое нормотворчество – это создание неофициальных правил поведения, которыми руководствуются значительные группы людей. Среди основных причин теневого нормотворчества выделяют:
- пробелы в праве
- неудовлетворительное функционирование официальных норм
- изначальное зарождение права «снизу» неофициально, то есть в фактических отношениях людей.
Таким образом в подобных условиях создаются альтернативные нормы, которые более точно отражают интересы больших групп людей. Как следствие этого, этими нормами пользуются вопреки официальным нормам или наряду с ними. Следовательно, в реальной жизни наряду с юридическим правом существует фактическое право, право, рожденное самой жизнью, без участия государственных правотворческих органов.
Теневое нормотворчество может проявлять себя и как позитивное явление, и как негативное (например, появ-ление преступной субкультуры, формирование в этой среде особых норм и т.п.). В социологической науке отмечается, что самое вредное следствие теневого нормотворчества заключается в ослаблении официальной правовой системы. Особенно ярко это проявляется в «неписанных правах» руководителей (притеснять, расширять должностные обязанности, угрожать).
52.Социальная ценность права.
Социальная ценность права заключается в том, что оно способно служить целью и средством удовлетворения социальной справедливости, справедливых потребностей и интересов граждан. Социальную ценность права можно выразить через следующие положения:
- Право согласовывает частный и общий интересы. Не отвергая частный интерес, право, все же, нивелирует его, сообразую с общим интересом, способствует развитию отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.
В отличие от других социальных регуляторов, право отвечает за нормальное функционирование всей системы общественных отношений.
- Право является универсальным социальным регулятором. Это связано с тем, что право (нормы права) имеет такие специфические признаки, как общеобязательность и государственное принуждение. В силу этого никакие иные регуляторы не могут преобладать над правом в упорядочении социальных отношений.
- Право обладает инструментальной ценностью. Именно право придает действиям людей организованность, обеспечивает их подконтрольность, а также осуществляет социальное регулирование, необходимое для обеспечения свободы и стабильности.
- Право является показателем уровня свободы в обществе. Оно определяет пределы свободы, а также ответ-ственность за нарушение этих пределов. Кроме того, право определяет пределы действия одних регуляторов и ограничивает действия других. Благодаря этому обеспечивается сбалансированность и непротиворечивость всей системы социального регулирования.