Широта охвата различных областей социальной практики; доступность использования; небольшие финансовые затраты; технологичность
Специфика метода опроса состоит в том, что: источником социологической информации является человек; источником социологической информации является документ; источником социологической информации являются социальные
факты;
Источником социологической информации являются социальные институты.
94. Познавательные возможности и методы опроса:
безграничны;
Ограничены; очень малы; малоинформативны.
95. Информацию, которая содержится в документах можно разделить на:
первичную и вторичную;
Главную и второстепенную; основную и дополнительную; полезную и ненужную.
96. К наблюдению как методу обращаться:
При получении дополнительного материала; при получении основного материала; при получении главных результатов исследования; при построении основных выводов исследования.
97. В основе классификации спортивной карьеры лежат:
возрастные категории, периодизация спортивной тренировки, раз
новидности спорта;
период обучения в школе;
период обучения в вузе;
Период достижения максимальных результатов.
98. Кризис начала спортивной специализации связан:
С адаптацией к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе; с большими физическими нагрузками; с большим эмоциональным напряжением; с большим психологическим напряжением.
99. Тренеру нужно знать причины, вызывающие кризис спортивной карь
еры, потому что:
необходимо спрогнозировать нежелательные, кризисные ситуации, заранее к ним подготовится;
Улучшить спортивные результаты спортсмену; повысить свою профессиональную компетентность; улучшить условия тренировки.
100. Существует несколько уровней развития спорта, которые осваивает
спортсмен, а именно:
3 уровня: массовый спорт, спортивно-воспитательная деятельность (СВД), профессиональный спорт;
2 уровня: массовый спорт, профессиональный спорт; 2 уровня: массовый спорт, СВД;
4 уровня: массовый спорт, СВД, профессиональный спорт, любительский спорт.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Адаптивный спорт— спорт для лиц с ограниченными возможностями.
Анализ документов— один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. К документам в прикладной социологии относятся, в первую очередь, различные печатные и рукописные материалы, созданные для хранения и передачи информации. При более широком подходе в состав документов включают теле-, кино- и фотоматериалы, а также звуковые записи.
Анкетирование— это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты.
Анкетирование прессовое— это вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования характеризуется также низким процентом возврата анкет и практически исключает возможности исследователя влиять на формирование выборочной совокупности.
Анкетирование раздаточное— предусматривает личное вручение анкеты респонденту.
Валеологическое воспитание— формирование здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
Внешний анализ документов— это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического, социального контекста. Так, зная истинное положение дел в соответствующей сфере жизни общества, конкретных областях, районах страны, будучи знакомым с деятельностью трудовых коллективов, исследователь легко обнаружит тенденциозность в освещении проблем, поднимаемых некоторыми авторами документов.
Внутренний анализ документов— это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Здоровый образ жизни— это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основные категории, определяющие содержание данного феномена.
Институционализация— процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы.
Интервью свободное— отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса используется, как правило, при определении проблемы исследования, уточнении ее конкретного содержания и др. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы.
Интервью фокусированное— используется, как правило, при сборе мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Респондент при этом уже заранее ознакомляется с предметом беседы (читает книгу или статью, участвует в работе семинара по данной проблеме и пр.).
Вопросы подготавливаются заранее. Их перечень обязателен, но последовательность и формулировка могут корректироваться.
Интервью формализованное (стандартизированное)— самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера.
Исследование аналитическое— самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты.
Исследование описательное— более сложный вид конкретно-социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, чаще используется для получения как можно более полной, всесторонней информации о состоянии дел в анализируемом подразделении (спортивном обществе, команде, коллективе физической культуры).
Исследование разведывательное (пилотажное)— наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии, т.е. методических документах, спомощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации (анкеты, бланки интервью, опросные листы; карточки для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и пр.).
Культура— совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Личность— устойчивая совокупность социально значимых черт, присущих человеку как социальному существу. Среди них социологи выделяют впервую очередь социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности.
Массовый спорт— спорт, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеют место, но в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации.
Метод социологического исследования— это способ построения и обоснования системы знания.
Методика социологического исследования— это сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфи-
ческой предметной области с целью накопления и систематизации эмпирического материала.
Методология— учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности, общей стратегии научного поиска, позволяющей определить наиболее общие подходы к изучению объекта.
Наблюдение в социологии— это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. Наблюдение как метод сбора научной информации — всегда непосредственное переживание и фиксирование значимых социальных явлений.
Образ жизни— совокупность существенных черт, характеризующих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе (их поведение, нормы и ценности, которые определяют образец жизни данного конкретного общества) — собирательное понятие.
Образование— социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями.
Общество— социокультурная система, представляющая собой результат взаимодействия двух подсистем — культуры и социальной системы. От других социальных образований — групп, общностей, организаций — общество отличается длительностью существования и самодостаточностью, т. е. оно обладает всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.
Общественное— понятие, которое используется, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, культурной, политической.
Объект КСИ— под этим термином, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть общности, группы, процессы, явления ит.д.
Опрос— это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым.
Олимпийское воспитание — это освоение ценностей физической культуры в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциала.
Олимпийский спорт— спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма.
Олимпийская культура— это специфическая философия жизни, включающая духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал, в результате чего возрастает роль олимпийского образования, содержание которого, на наш взгляд, должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры.
Программа КСИ— теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методике и технике изучения объекта и предмета анализа.
Профессиональный спорт— спорт, обусловленный коммерческими интересами и являющийся материальным источником существования спортсменов.
Процедура социологического исследования— это последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования.
Система физического и спортивного воспитания— совокупность идей, методов и способов, структурно организованных по единым принципам с целью реализации определенных политических, биологических и социальных идей в сфере физического воспитания и спорта.
Социальное— совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Социальный институт— совокупность норм, предписаний и требований, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
Социология — научное, т.е. базирующееся на определенных эмпирических и логико-методологических приемах, изучение общества и его структурных механизмов, обеспечивающих его функционирование и развитие.
Социология прикладная— раздел социологии, нацеленный на изучение практически важных для общества социальных проблем и процессов. Ее задача заключается в выработке практических рекомендаций, используемых «заказчиком» (организацией или учреждением) для совершенствования его деятельности и устранения дисфункций.
Спорт— уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества.
Спортивная карьера— многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на высокие спортивные достижения и связанная с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.
Спортивная культура— составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности. Учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревновательной деятельности, которая преследует цель первенства и рекорда вследствие физического и духовного совершенствования человека.
Социологическое исследование— это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог.
Стиль жизни— способ жизнедеятельности отдельного индивида.
Техника социологического исследования— это совокупность специальных приемов, цель которых — наиболее рациональное использование того или иного метода.
Физическая культура— совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, существенных для физического совершенствования человека.
Физкультурное воспитание— это педагогический процесс формирования физической культуры личности.
Ценность— социально приобретенный элемент структуры личности, выступает как фиксированное, устойчивое представление о желаемом.
Ценностные ориентации личности— выражают соотнесенность господствующих в обществе культурных символов и ценностей со структурой личности, основополагающими жизненными ориентациями, установками, потребностями.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Глава I. Основные понятия и категории социологии............................................... 5
Социология как наука об обществе......................................................... 5
Определение социологии как науки.................................................. 5
Социология в системе социальных наук......................................... 6
Научный статус социологии: объект, предмет и методы........... 8
Структура социологии......................................................................... 10
Функции социологии............................................................................ 11
Общество как специфический объект познания и основная
категория социологии.......................................................................... 12
Что такое общество. Понятие общества......................................... 12
Социальные и социетальные системы............................................ 14
Общество как социетальная система............................................... 15
Общество и индивид............................................................................. 17
Государство................................... 18
Гражданское общество........................................................................ 18
Типология обществ................................................................................ 19
Эволюция общества.............................................................................. 21
Глава II. Социология физической культуры и спорта как наука,
ее место в системе наук..................................................................... 23
Введение в социологию физической культуры и спорта.................. 23
Общее представление о социологии физической культуры
и спорта.............................................................................................. 23
Социология физической культуры и спорта как научная
и учебная дисциплина.................................................................... 26
Базовые понятия учебного курса «Социология физической
культуры и спорта»......................................................................... 27
Социология физической культуры и спорта: методология,
проблематика, история становления и развития............................ 32
Содержание и структура, цель и задачи, функции
социологии физической культуры и спорта............................ 32
Сходство и основные отличия социологии физической
культуры и спорта от других специальных наук................... 36
Исторические аспекты развития социологии спорта.................. 37
Глава III. Социологическая концепция физической культуры и спорта ....44Физическая культура и спорт в системе современного
социума..................................................................................................... 44
Физическая культура и спорт как социальный институт.......... 44
Социальные функции физической культуры................................. 46
Специфические функции спорта....................................................... 48
Физическая культура и спорт в образе жизни общества
и стиль жизни человека................................................................. 50
Место и роль физической культуры и спорта в социальных
институтах общества..................................................................... 53
Социокультурное содержание физической культуры и спорта
и пути его освоения обществом и личностью................................ 55
Ценностный потенциал физической культуры и спорта
как основа формирования физической культуры личности... 55 Инновационные компоненты педагогической системы
освоения ценностей физической культуры и спорта............ 59
Основные направления в деятельности СМИ
по пропаганде ценностей физической культуры и спорта 69 Роль средств массовой информации в оценке значимости
олимпийского спорта..................................................................... 75
Социологические характеристики физической культуры
и спорта, их основные различия и пути интеграции................... 78
Историко-культурологические предпосылки возникновения
спорта и физической культуры................................................... 78
Социальная природа спорта и физической культуры................ 80
Спорт и физическая культура — самостоятельные
социальные феномены: функциональные различия
и методологические несовпадения............................................. 83
Изменение векторов взаимоотношений спорта
и физического воспитания, пути его интеграции................... 85
Глава IV. Социологические проблемы физической культуры............................... 90
Проблемы социального и биологического в физической
культуре личности.................................................................................. 90
Природа человека с позиции соотношения
социального—биологического................................................... 90
О естественной природе и социальной сущности человека..... 93
Методологический анализ биосоциальной проблемы
развития физической культуры................................................... 95
Система движущих сил физической культуры
в современном обществе...................................................................... 97
Физическая культура как часть культуры общества,
ее место в системе явлений культуры........................................ 97
Исторический характер физической культуры,...............................
ее изменения на различных этапах развития общества...... 99
Социальные факторы, способствующие развитию
физической культуры в современном обществе................... 101
Социологический анализ отношения современного
поколения к культурным ценностям тела и физической
культуре........................................................................................... 108
Глава V. Социологические проблемы спортивной деятельности........................ 122
Социологические проблемы спорта высших достижений
и современного олимпийского движения..................................... 122
Отличительные характеристики спорта высших
достижений и современного олимпийского движения ... 122 Социальные противоречия, определяющие кризисную
ситуацию в развитии спорта высших достижений........... 125
Развитие олимпийского движения, проблемы
гуманизации спорта высших достижений...................... 127
Спорт высших достижений в XXI в.: социологический
прогноз развития........................................................ 129
Спортивная карьера и проблемы социальной адаптации
спортсменов после завершения карьеры............................ 131
Понятие и отличительные черты спортивной карьеры........ 131
Основные противоречия, обусловливающие кризисы
спортивной карьеры.................................................... 133
Особенности социальной адаптации спортсменок.............. 137
Спорт и социализация личности..................................... 148
Понятие личности в социологии....................................... 148
Социальная роль спорта в развитии общества
и социализации личности............................................. 149
Социализация спортсмена.......................................... 152
Социальная ответственность спортсмена........................... 156