Понятие и типология знаков. Знак, как средство передачи информации
Коммуникационные каналы
Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия контакта, по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т.е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.
Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений, которое выражает смысловое содержание. Причем движение происходит в физическом пространстве и в астрономическом времени. Итак, коммуникационные каналы – материальная сторона социальной коммуникации.
Естественные коммуникационные каналы – это каналы, использующие врожденные, естественно присущие людям средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве. Таких каналов два: невербальный (несловесный) и вербальный (словесный).
Невербальный канал – древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Содержание демонстрация эмоциональных состояний – гнев, боль, страх и т.д. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми.
Вербальный канал доступен только роду человеческому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком.
Понятие, виды и функции кодов
Код – это язык, на котором производится высказывание.
Напишу позже, есть в тетради.
Понятие и типология знаков. Знак, как средство передачи информации.
Знак – это посредник между сущностью явлений, их смыслом и их образом, идеями, находящимися за пределами чувственного восприятия, с одной стороны, и отражением предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств – с другой.
Знаки скоординированы между собой и в совокупности образуют систему. Например, язык – это знаковая система, в основе организации которой лежит универсальный принцип: каждый знак имеет свои “дифференциальные признаки”, отличающие его от любого другого элемента системы.
Классические типологии знаков построены в соответствии с пониманием общей теории знака. Ч.Пирс различает три типа знаков:
1) иконические – образ, имеет естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография);
2) индексы (знаки, указывающие на объект, строящиеся на реальной смежности означающего и означаемого), например, указание пальцем, стрелкой, окриком;
3) символы - знаки не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в дискурсе и мысли (слова, некоторые символы-аллегории: орел, осел, медведь и т.п.).
Сравнивая значения знаков, Пирс отмечает, что самым простым знаком является иконический, он принадлежит прошлому опыту и не способен передавать информацию. Индекс существует в настоящем опыте и способен передавать информацию. Но ни иконические, ни индексы не утверждают что-либо. В отличие от них символы способны составить суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение партнера и предсказывать будущее состояние (действие, реакцию и т.п.).
Знак актуализирует содержание только в соотнесении с подобными себе элементами. Знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации.
С точки зрения теории коммуникации важным аспектом изучения семиотики коммуникации является социальная обусловленность знака.
Семиотика изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое», распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин «знак» понимается в широком смысле как некоторый объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.
Таким образом, каковы бы ни были знаковые системы – они предмет семиотики. Общая семиотика подразделяется на ряд частных наук: биосемиотику, этносемиотику, лингвосемиотику.