Я сомневаюсь в пользе социальной
инженерии'
Придя в социологию, я неожиданно увидел, что у социологов работа заканчивается там, где для меня, инженера ВПК, она только начиналась. То есть для меня конечный продукт — это когда «изделие» полетело и попало туда, куда надо, а у них конечный продукт — текст. Написал, напечатал — и все. В такой ситуации они постоянно спорят о том, кто что и когда (первым!) что-то сказал, написал, а поскольку «опытной проверки» истинности, как правило, нет, то дискуссия довольно быстро переходит в личную склоку и т.п. Я тогда (по неопытности и молодости) пред-Задорин Игорь Вениаминович — начальник отдела исследования и анализа общественного мнения Администрации Президента РФ, в недавнем прошлом генеральный директор Фирмы «Адапт» (ЦИРКОН), ныне научный руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН.
ложил: давайте-ка продолжим социологию в область прикладной деятельности и попытаемся дополнить науку инженерным делом. К сожалению, мне много позже довелось узнать, что такое понятие (социальная инженерия) уже давно существует в литературе. Но тогда я не знал абсолютно никаких работ по этой теме, у меня сам термин возник исключительно из моей бывшей практики. Социальные исследования (анализ и описание социальной реальности) — социальная инженерия (проектирование и создание инструментов деятельности в этой социальной реальности). Потом, года через полтора — два, я начал серьезно сомневаться в правильности сочетания в одном проекте исследовательских и инженерных работ. Если одни и те же люди (предприятие) получают деньги сначала за то, чтобы выяснить что-то о социальной реальности, а потом за то, чтобы эту реальность изменить (предложить инструмент изменения) в соответствии с полученным знанием, то весьма вероятно, что результат исследования будет неосознанно подгоняться под априори существующий образ бу-
рованием нововведений и социологическим обеспечением организационно? перестройки, а также с технологией инновационного социологического исследования, которое по целям и структуре существенно отличается от исследований описательного плана92.
В 80-е гг. произошла качественная переоценка логики, структуры и целей прикладного исследования. Из побочного метода познания, растворенного в других видах исследования, оно становится самостоятельным mnoiv деятельности. Прикладные исследования, т.е. разработки, ориентированные на проектирование и внедрение нововведений, должны иметь:
а) собственный язык и терминологию;
б) специфический вид гипотез, которые формируются на основе не теории, а практических соображений и представляют «веер» альтернативных вариантов;
в) наряду с детально проработанной системой практических рекомендаций, план сроков и этапов их внедрения;
г) свои методы и организацию исследования;
д) особую систему этических норм, профессиональную подготовку ученых-прикладников, пакет заказов и принципы оплаты труда (хоздоговортворческое содружество);
е) четкую систему оценки практической эффективности результатов внедрения93.
Наиболее трудоемким видом прикладного исследования являются социальные технологии (подобный термин введен в начале 80-х гг.). В отличие от традиционного социологического исследования, программа и инструментарий которого создаются каждый раз практически заново, социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социального управления, например, i
дущего инструмента (или затем задним числом интерпретироваться «в соответствии» с уже созданным инструментом). Кроме того, я почувствовал, что пока находишься на исследовательском этапе, тебя может не волновать нравственная нагрузка, связанная с последствиями работы. Исследователь, на мой взгляд, не должен нести ответственности за то, кто и как использовал знания, ставшие результатом его работы. Более того, результаты социальных исследований, по всей видимости, должны быть известны и принадлежать всем, всему обществу. А вот социальный инженер должен десять раз подумать, для кого он создает инструмент изменения социальной реальности (например, давая рекомендации, основанные на результатах социологических исследований), и с какими целями этот инструмент будет использоваться. Моральная ответственность социолога
(исследователя) и политконсультанта (имидж мейкера), например, в рамках предвыборное кампании, существенно разная, и я не всегда го тов потянуть ответственность второго.
Интервью с Игорем Задориным // «Кентавр». 1998 № 19: http://www.zircon.rU/russian/publication/6; 98030000.shtml
Пригожий А.И. Социология организаций. М., 1980; Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф Теория и практика социального планирования. М., 1975. Андреева Г.М. Социальная психология М., 1980. С. 374-391.
аттестации, подборе кадров и их расстановке. Это позволяет тиражировать применяемые заводскими социологами методические приемы.
Социальная технология достаточно проста в употреблении, поскольку внедренцы идут накатанным путем, но сложна в изготовлении. На ее создание уходят многие годы. Социальные технологии различаются по типам трудоемкости, оригинальности, простоте и доступности, эффективности, сфере применения. Сегодня применяются два главных типа: технология подготовки решений (социальная диагностика и проектирование) и технология их реализации. К нашему времени заводские социологи накопили значительный опыт решения прикладных задач в сфере социального управления и социальной инженерии: уменьшение текучести кадров и сокращение числа конфликтов, внедрение прогрессивных систем адаптации молодежи, новых форм организации труда и другие программы, созданные социологами (Ти-распольское швейное объединение, производственного объединения «Кур-ганприбор», Днепропетровский машиностроительный завод, автомобильные объединения АЗЛК, ВАЗ, ЗИЛ, КамАЗ).
В последние годы социальная инженерия как сфера теории и научно-практической деятельности приобретает все более широкое распространение. Опубликованы десятки книг и статей, в том числе работы Г.А. Антонюка, А.К. Зайцева, А.И. Кравченко, И.Н. Поповой, А.И. Пригожина, Л.Д. Сысоевой, Ж.Т. Тощенко, В.В. Щербины и др., развиваются кафедры, внедренческие центры. Во второй половине 1990-х гг. (с 1997 до 2001 г.) в Москве существовал учебный Институт социальной инженерии (ИСИ МГУДТ, директор — проф. Ю.М. Резник)94, издававший журнал «Личность. Культура. Общество»95. Идеология деятельности ИСИ заключается в ориентации на создание и развитие первой в России высшей школы гражданского профессионального гуманитарного образования. Специальности (специализации), по которым происходила подготовка кадров в ИСИ, включали: менеджмент (операционный менеджмент, управление маркетингом); психология (организационная психология, психология менеджмента); социология и социальная антропология (социология организаций, антропология организаций и управления). Особое внимание уделялось при этом социальной и культурной антропологии.
Согласно самому общему определению социальная инженерия понимается сегодня, и это положение зафиксировано в программных установках ИСИ, как совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним, или — комплексный подход к изучению и изменению социальной реальности, основанный на использовании инженерного подхода и наукоемких технологий.
Специалисты в области социальной инженерии занимаются, главным образом, социальными проблемами на производстве или в сфере взаимодействия с общественностью, и, как правило, имеют комплексную подготовку
94 1 октября 2001 г. Институт социальной инженерии МГУДТ покинула прежняя команда— ушлидиректор, а также ведущие специалисты и преподаватели. Причиной такого шага послужило расторжение договора о совместной деятельности между Институтом социальной инженерии и администрацией Московского государственного университета дизайна и технологии. Ныне директоромИнститута социальной инженерии Московского государственного университета дизайна и технологий является В.А. Семенякин.
95 Веб-адрес: http://www.lko.ru/news.htm
по ряду наук, применяя в своей исследовательской и практической деятель ности данные социологии, социальной психологии, физиологии, психоло гии, экономики и др. Наиболее часто применяются такие методы, как лабо раторные и полевые исследования, наблюдения и моделирование (включа использование макетов и тренажеров), исследование критических (экстре мальных) ситуаций, эксперимент, теория игр, линейное программирование теория информации, тестирование и т.д. Главным отличием социальног инженера от узкого специалиста является именно методологическая и тех нологическая широта подготовки. Социоинженерный подход определи, выбор основного направления развития этих специальностей в ИСИ — фор
мирование управленческой элиты стра
ны путем качественного профессио
нального образования и его интеграци!
с прикладными научными исследова
ниями и консультационными услугами
Нередко социальная инженерия мыс
лится как междисциплинарная облает
знаний, формирующаяся на пересечении трех гуманитарных специальностей
социология, психология и социальная антропология.
Сегодня социальной инженерией занимаются в основном частные фирмы m «управленческому консультированию». При этом предметом исследования ста новятся факторы стимулирования и повышения трудовой мотивации, удовлет воренностьусловиями и организацией труда, атакже стиль руководства. Социо инженерный подход используется также и в сфере Public Relations, когда необхо димо определить технологию коррекции социальных установок, выявит: механизмы формирования общественного мнения. Полученные в ходе исследо ваний результаты оформляются в научном отчете в виде процентных распреде лений, эмпирических закономерностей и обобщаются в систему практических ре комендаций по улучшению политики в сфере трудовых отношений. Научньк выводы консультант обязательно обсуждает с менеджерами и руководством пред приятия, формулируя это на языке, доступном для их понимания. В отличие о-других специалистов-прикладников социальный инженер имеет дело главным об разом не с рядовыми сотрудниками, а с верхним эшелоном менеджеров96.
Итак, социальная инженерия сегодня представляет собой комплекс прак тически ориентированных знаний в области управления социальными струк турами и процессами, развивающийся по следующим направлениям:
1) строительство социальных институтов, например, государственное строительство, реорганизация системы высшего образования и т.д. («социе тальный» блок);
2) региональное строительство (региональный блок);
3) формирование местных сообществ (муниципальный блок);
4) строительство организаций или «организационная инженерия» (организационный блок);
5) формирование целевых групп и команд («групповая» инженерия).
*-м.: Резник Ю.М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения// Социологические исследования. 1994. № 2; Современная западная социология: Словарь. М., 1990. Автор А-И. Кравченко; Социальная инженерия. Курс лекций / Под ред. Ю.М. Резника, В.В. Щербинь м-, 1994; Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. МОТ. М., 1986. Т. 2; Encyclopedia о management. N. Y., 1963; Appied sociology: opportunities and problems. N. Y., 1965.
Избирательные технологии и другие способы продвижения лидеров или их команд являются составной частью всех блоков социоинженерной деятельности.
В образовательной практике идеи социальной инженерии реализуются по следующим направлениям: теория и методы социальной инженерии; диагностика организаций; прогнозирование и моделирование развития организаций; организационное проектирование и программирование; социальное планирование; внедрение социальных новшеств в организации и т.д.; практикум по социальным технологиям; методы разрешения конфликтов97.