Брак и семья как социальный институт

Семья - это одна из первых исторических форм социальной общности людей и социальных отношений, элемент структуры общества, его "ячейка". Значимость семьи обусловлена ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода и важнейшей ролью семейного производства, семейной экономики в обеспечении благосостояния её представителей. Фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника, в посреднической роли. Она связывает отдельного человека с социальной структурой. Общество не сможет существовать, если его потребности, такие как производство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, социализация подрастающих поколений и др., не будут удовлетворяться. Только если индивиды будут мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, оно само сможет выжить.

Особенно велико экономическое значение семьи в области организации потребления и быта. В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определённые бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передаёт, но и создаёт духовные ценности, такие, как супружество и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.

Формирование семьи уже на ранних этапах развития общества осуществлялось на основе брака и кровнородственных отношений.

Понятие "брак" произошло от глагола "брать" и возникло вследствие того, что мужчина, создавая семью, забирал к себе женщину на постоянное проживание. Постепенно смысловое значение термина "брак" изменялось и в настоящее время брак рассматривается как социальный институт, представляющий собой совокупность социальных норм, санкционирующих взаимоотношения мужчины и женщины, систему их взаимных прав и обязанностей, существенных для функционирования семьи. Исторически взаимоотношения мужчины и женщины в браке регулировались обычаями и традициями рода (племени), затем эта роль стала принадлежать религии, и, наконец, государству. В настоящее время одни брачные нормы имеют юридический характер и регламентируются правовыми нормами, другие – имеют традиционный характер и регулируются нормами нравственности и морали. Правовые нормы регулируют основания вступления в брак, аспекты совместного владения имуществом, расторжения брака, возраста вступления в брак и др. Нормы морали и нравственности регулируют различные аспекты добрачного выбора партнёра (возраст, статус и т.д.), ухаживания, добрачного поведения, отношений между супругами, ответственности за совместное ведение хозяйства, воспитания детей, норм вступления в брак, причины развода и т.д. Кровнородственные отношения формируются с момента вступления мужчины и женщины в брак и представляют собой отношения, возникающие между супругами и родителями супругов, между супругами и их детьми, а также между супругами и ближайшими родственниками.

Семья представляет собой сложное и потому многозначное социальное образование, поэтому в социологии она рассматривается как малая социальная группа и как социальный институт. Сложность научного определения семьи как социального образования обусловлена ее тысячелетней историей, недостаточной научной исследованностью человеческих сообществ и этапов их развития в разных уголках нашей планеты, многочисленными научными походами в ее изучении. Как древнейшая человеческая система, семья имеет исторически определенную и изменяющуюся форму отношений между супругами, между родителями и детьми, родственниками.

Понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации. Понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа, отражать это в специальных терминах, но это вовсе не означает удвоения предмета - это все разные аспекты единого поля деятельности. В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить "мостик" между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Формально это предполагает изучение системных свойств семьи: целостности, связей с внешними и внутренними системами, структуры, уровней организации и др. Однако лишь содержательный анализ сущности семьи, законов ее изменения в полной мере реализует системный подход в пределах социологического видения и поэтому об успехе системного анализа лучше всего судить при рассмотрении теорий семьи и семейных изменений. Это замечание относится также и к другому направлению интеграции институционального и группового подходов, связанному с изучением "образа жизни" семьи, сопоставлением "семейного" и "одиночно - холостяцкого" образа жизни в зависимости от их распространенности в тех или иных обществах, в те или иные времена.

Итак, с одной стороны, семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, представители которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье, как социальной группе, вырабатывается совокупность правил и норм, образцов поведения и санкций, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, между детьми, между представителями семьи и внешней социальной средой. С другой стороны, семья – это важнейший социальный институт, реализующий ряд возложенных на него функций.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это — функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. По мнению А.Г. Харчева, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная, хозяйственно-потребительская функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Наиболее значимой среди специфических функций семьи является социализирующая функция, включающая в себя: физическое и эмоциональное развитие детей, социальное развитие детей, развитие ценностных ориентаций ребёнка, формирование психологического пола ребёнка, умственное развитие детей.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению каждого представителя семьи - все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

В XX столетии социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

На реализацию функций семьи оказывают влияние следующие факторы:

1. Демографический. Структура семьи.

2. Социокультурный. Образовательный и культурный уровень родителей.

3. Социально-экономический. Имущественные характеристики семьи и трудовая занятость родителей.

4. Технико-гигиенический. Бытовые условия проживания семьи.

Типы семейных структур многообразны и формируются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.

В зависимости от характера супружества принято выделять следующие типы семей: моногамные и полигамные. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак). Если одновременно при структурировании семейных групп учитываются и система супружества, и система родства, то возникают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).

В зависимости от родства принято различать экзогамные и эндогамные семьи. Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Запрет на половые отношения между членами брачных родов дает полную агамию, тогда как временная агамия характеризуется воздержанием от сексуальных отношений на определенное время в определенные периоды, например, на время сезонных работ на основе половых табу. Данная терминология обычно используется при обсуждении вопросов происхождения брака и семьи и помогает отличать групповой брак от индивидуального, агамию от табу инцеста, а также используется и при обсуждении проблем контрацептивного поведения.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-супружества-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца либо матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство и физиологическое отцовство и соответственно материнство. Отсюда на основе принципов патри- или матрилокали-зации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного "государства", и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. Однако в зависимости от особенностей распределения власти и влияния в семье и от того, совместно или авторитарно принимаются семейные решения, возможно выделение большего числа семейных структур. Так, американский социолог Моррис Зелдич, помимо вышеназванных трех типов семей, где имеется одна структура влияния и где один супруг принимает решения (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями), выделяет еще так называемую партнерскую семью с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена, то с доминированием жены. Синкратический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются еще семьи с более чем одной структурой влияния, причем при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а при принятии решений одним из супругов - автономная семья.

Далее, по социальному положению супругов или родителей супругов, либо родственников, семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам.

По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены. В современных городских семьях чаще всего приходится говорить об унилокальности семей, так как наличие жилища определяет локализацию молодоженов (кстати, различают иногда эванкюлелокальные семьи, проживающие в доме родных дяди-тети, и также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме).

Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра). Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье. В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им и в новую семью. Рост разводов увеличил долю таких семей, которые в прошлом возникали практически только из-за смерти одного из супругов. В прошлом дети из повторных семей гораздо реже, чем сейчас, могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Соответственно усложнились отношения родства между детьми, имеющими только кровных родителей и имеющими кроме них еще приемных мать или отца.

В связи с тем, что дихотомия "нуклеарная и расширенная семья" является достаточно условной и часто подвергается критике из-за распространенной склонности приписывать нуклеарной семье новые, "хорошие" качества "современной семьи", а расширенной семье — "старые", "плохие" свойства семьи прошлого, "традиционной семьи", имеются попытки снять, противопоставление этих моделей семьи.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, на супружество-родительство и родство отца и матери с детьми, детей между собой - это как бы дополнение к нуклеарной основе супружества. Напротив, расширенная семья всея своей структурой обнаруживает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нуклеарные семьи именуются супружескими (конъюгальными, в терминологии У. Гуда), а расширенные – кровнородственными.

В современном обществе состояние семьи как социальной группы и социального института характеризуется следующими тенденциями:

1. Увеличение доли городских семей. В настоящее время для всего мирового сообщества характерны интенсивные процессы урбанизации, что сказывается на изменении соотношения между сельскими и городскими семьями.

2. Уменьшение прочности брачно-семейных отношений, высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости, увеличение числа неполных семей.

3. Уменьшение среднего размера семьи. Для современных условий характерна тенденция доминирования нуклеарной семьи (состоящей из родителей и детей) над расширенной семьёй (состоящей из родителей, детей, ближайших родственников). Ослабевают родственные связи.

4. Снизилась покупательная способность семьи, что обусловливает изменение её состава. В современных семьях, в большинстве случаев доминирует установка на одного ребёнка, многие семьи являются неполными (бездетными).

5. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, к обострению конфликтности – стрессы, депрессии. Отмечается ослабление роли семьи в деле социализации молодого поколения (рост среди подростков самоубийств, преступности, наркомании, алкоголизма и т.д.).

6. Растет экономическая и социальная независимость женщин и их духовное раскрепощение как следствие вовлечения в общественную и профессиональную деятельность вне дома. Трудовая активность женщин, с одной стороны, повышает благосостояние семьи, а с другой стороны, обуславливает их большие требования к брачно-семейным отношениям и большую решительность при разводе, тем самым делая семью менее устойчивой. Это неизбежное явление, связанное со становлением новых отношений.

7. Традиционный тип патриархальной семьи с жестким распределением семейных ролей и обязанностей постепенно заменяется равноправными семейными отношениями между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми. Эти процессы сопровождаются изменением брачно-семейной идеологии, взглядов мужчин и женщин на семейную жизнь, распределение ролей в семье, супружескую верность, характер отношений между поколениями.

8. Изменение процессов формирования семьи. В современном обществе изменяются причины создания семьи.

9. Увеличение моделей семьи. В настоящее время кроме традиционной модели брака получают широкое распространение незарегистрированный брак (сожительство), гостевой брак, сепаративная семья, сложные семейные связи.

Несмотря на все изменения и противоречия, в современном обществе семья показывает свою жизнеспособность, адаптируясь и творчески преобразуя свое внутреннее содержание перед лицом быстрых изменений в индустриальном и постиндустриальном мире. Незыблемость семьи как основной формы жизни людей кажется неоспоримой, потому что какие бы трансформации ни переживал этот институт, большинство взрослого населения во всем мире сегодня предпочитает жить в семье.

Наши рекомендации