Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.).

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества. Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при исследовании ее функций как социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны с ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная методологическая особенность социологического анализа религии состоит в том, чтобы учитывать позицию личности, точку зрения актера, то есть самого действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент также чрезвычайно важен, ибо чисто внешнее, объективное наблюдение и изучение религии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука", а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значение религии. Имеющийся на сегодня эмпирический материал, накопленный социологией религии за вековую историю своего существования, дает основание предположить в качестве наиболее существенных черт религии связь религиозного опыта и практики с "предельными, конечными условиями человеческого существования", к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и другие драматические моменты. Социологи полагают, что возникновение и существование религии во всех без исключения обществах как раз и объясняются стремлением человечества не только найти ответы на эти фундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с тем сформировать сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность и нашли моральную опору и утешение в религиозной деятельности. Наиболее существенная черта религии, религиозных символов и действий, заключается в их соотнесенности с конечными условиями человеческого существования – рождением и смертью человеческого существа, его жизненными трагедиями, бесконечностью окружающего мира и др. Именно этот смыслообразующий компонент религии дает основание рассматривать ее в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла "конечных условий человеческого существования" встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства.[5] Своеобразную культурологическую трактовку религии предлагает Т.Парсон. Исходя из разработанной им информационно-кибернетической модели системы человеческих действий, в соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимосвязями (прямыми и обратными) четырех подсистем – биологического организма, личности, социальной и культурной систем – он так трактует религию: "В социокультурной сфере то, что обычно называют религией, находится на самом высоком уровне кибернетической иерархии сил, которые, в смысле определения общей направленности человеческих действий среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования, контролируют процессы человеческих действий". Несмотря на некоторую условность этого истолкования религии, ввиду отождествления общества с кибернетическим механизмом, оно, подобно предыдущим интерпретациям, подчеркивает смыслообразующий момент религиозных ценностей, обуславливающих их уникальное место в системе культуры. Культурологический подход к пониманию сущности религии широко распространен в западной социологии, он имеет под собой определенный исторический фундамент, но его защитники не принимают во внимание социальную эволюцию религии, которая привела к заметному ослаблению позиций религии в обществе. В системе современной культуры научное знание, в неменьшей мере, чем религиозное, определяет смысл и значение многих видов человеческой деятельности. Односторонность культурологической трактовки религии может быть преодолена, если дополнить его институциональным подходом, в соответствии с которым религия рассматривается как социальный институт, а ее содержание раскрывается в ходе анализа выполняемых им в обществе функций. Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

31.Структура и социальные функции религии. Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости.Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

-общественную подсистему;

-феномен культуры.Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии. Структура религии В структуре религии выделяют: 1. религиозное сознание; 2. религиозную деятельность; 3. религиозные организации. Функции религииМировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же - играть прямо противоположную роль.

32.Понятие новых религиозных движений (неокультов). это религиозная или духовная группа, зародившаяся сравнительно недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве религии, деноминации или «церкви» окульты называют «молодежными религиями»,поскольку в число их адептов входят преимущественно молодые люди от 18 до 25 лет. Для привлечения последователей неокульты, как правило, создают целую сеть общественных организаций — образовательных, медицинских, спортивных и др. Неокульты обладают характеристиками, свойственными традиционным религиям; определение «нетрадиционые» в их наименовании обусловлено тем, что они имеют недавнее происхождение и воспринимаются как необычные, неустоявшиеся, в то время как развитые религии прочно связали себя с историей и культурой народов. Образование нетрадиционных религиозных движений, как Правило, начинается с возникновения харизматических культов — т.е. культов, во главе которых стоит харизматический (обладающий «экстраординарными» духовными способностями) лидер. Последний провозглашает себя носителем особого откровения, и вокруг него складывается группа последователей — община, «семья». Утверждаются особые правила, согласно которым организуется жизнь общины; формируются техники контроля за обращенными, коллективный культ.

33. Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. из них:81 % — православные (около 76% от общей численности населения); 10,5 % — католики (около 10% от общей численности населения);2 % — другие религии(иудаизм — 1%, протестантизм и ислам — по 0,5%)[Религиозная деятельность всех конфессий в Беларуси особенно активизировалась с конца 80-х годов нашего века. На начало 2004 г, в РБ официально зарегистрировано 26 конфессий (эта цифра не меняется в течение последних 7 лет). Из числа верующих абсолютное большинство относит себя к какой-либо конфессии, т.е. предпочитают исповедовать веру в традиционно оформленных (институциональных) схемах: к православной конфессии себя относят около 80% верующих, к католицизму (включая греко-католиков и католиков латинского обряда) -10-15%, к протестантизму (включая "христиан в целом") -2-5%.., к другим конфессиям - около 4% (включая 0,3% иудеев и 0,1-0,3% мусульман).Специфика конфессий определяется прежде всего ее геополитическим положением - на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочередным доминированием католицизма и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории РБ, всегда характеризовались поликонфессиональностью". Религиозная пестрота - историческая, естественно сложившаяся черта нашей культуры.

34.Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в РБ. Наша страна является многоконфессиональным гос-вом, в кот. зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений.Конфессиональная политика гос-ва напр. на поддержание и укр-ние межконфессионального мира и согласия в бел.общ-ве, р-тие взаимод-вия с традицион. конфессиями, в первую очередь с Белорусской Православной церковью.Политика нашего гос-ва напр. на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях и обесп-ние права каждого гра-нина на свободу вероисповеданий. Все конфессии у нас равны перед з-ом. Ст. 31 Конституции предоставляет право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В Ст. 7 речь идет о том, что гос-во не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деят-ть. Религ. же организации не выполняют гос-ные ф-ии. Гос. система образования и воспитания в РБ носит светский характер. Эти подходы нах-ся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религ., полит. и иных убеждений, своего происхождения и соц. положения.В РБ запрещены:1. Создание и деят-ть религ. организаций, напр. против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;2. Создание религ. организаций в гос. органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;3. Вовлечение несовершеннолетних в религ. организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.

35.Социологические исследование в познании общества. Социологические исследования представляют целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания о исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.В соответствии с характером исследовательской деятельности, выделяют эмпирические и теоретические исследования. Эмпирическое социологическое исследование направлено на получение первичной социологической информации об объекте. Теоретическое социологическое исследование имеет целью разработку абстрактных моделей (теорий, концепций, идей, методов, гипотез) без непосредственного контакта с объектом исследования. В зависимости от глубины анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых задач, кратности исследования выделят различные виды социологических исследований. Виды соц исследований:1) Разведывательные,2) Пилотажные,3) Описательные,4) Аналитические,5) Точечные («срезовые»),6) Повторные: трендовые, панельные, лонгитюдные.Соц исследование представляет собой сложную научную процедуру, которая состоит из ряда стадий и этапов. Как правило, соц исследования являются выборочными: изучается не весь социальный объект, а его определённая часть – выборочная совокупность. Это вызвано тем, что соц явления, имеющие массовый характер не могут быть исследованы «сплошным» способом, т.к. это требует значительных затрат. Выборочный метод призван реконструировать интересующие свойства объекта исследования на меньшем количестве обследуемых единиц. Выборочная совокупность (выборка) –это та часть социального объекта, которая подлежит изучению исследователя. Генеральная совокупность – все элементы, входящие в объект исследования. Способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной совокупности называют репрезентативностью. В соответствии с целями и задачами исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объём выборочной совокупности, т.е. численность респондентов – участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах

36.Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. В соответствии с характером исследовательской деятельности, выделяют эмпирические и теоретические исследования. Эмпирическое социологическое исследование направлено на получение первичной социологической информации об объекте. Теоретическое социологическое исследование имеет целью разработку абстрактных моделей (теорий, концепций, идей, методов, гипотез) без непосредственного контакта с объектом исследования. В зависимости от глубины анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых задач, кратности исследования выделят различные виды социологических исследований. Виды соц исследований:1) Разведывательные,2) Пилотажные,3) Описательные,4) Аналитические,5) Точечные («срезовые»),6) Повторные: трендовые, панельные, лонгитюдные.Соц исследование представляет собой сложную научную процедуру, которая состоит из ряда стадий и этапов. Как правило, соц исследования являются выборочными: изучается не весь социальный объект, а его определённая часть – выборочная совокупность. Это вызвано тем, что соц явления, имеющие массовый характер не могут быть исследованы «сплошным» способом, т.к. это требует значительных затрат. Выборочный метод призван реконструировать интересующие свойства объекта исследования на меньшем количестве обследуемых единиц. Выборочная совокупность (выборка) –это та часть социального объекта, которая подлежит изучению исследователя. Генеральная совокупность – все элементы, входящие в объект исследования. Способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной совокупности называют репрезентативностью. В соответствии с целями и задачами исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объём выборочной совокупности, т.е. численность респондентов – участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах

37.Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования.Программа социологического исследования— это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

38.Структура программы социологического исследования: теоретико-методологическая и методико-процедурная части.Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные предпосылки исследования социального объекта.В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три основные функции: методологическую, методическую и организационную. Рассмотрим характеристику каждой из них.Методологическая функция состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему; сформировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте и др. Методическая функция состоит в том, что программа позволяет разобрать общий логический план исследования, использовать методы сбора и анализа информации.Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.В социологической литературе общепринятым считается, что структура программы социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методико-процедурного. Первый,методологическийраздел программы, состоит из следующих элементов:1. Формулировка проблемы, определение цели и задач исследования.

Непосредственным поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы. Такого рода противоречия составляют сущность проблемы.2. Определение объекта и предмета исследования.

Общая характеристика объекта и предмета социологического исследования было дано выше. Здесь приведем лишь примеры, что может быть объектом и предметом социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. Объект исследования - студенты Гродненской области. Предмет исследования - динамика физкультурно-спортивной активности студентов. 3. Логический анализ основных понятий.Для практического осуществления программы социологического исследования необходимо проведение процедуры логического анализа основных понятий. Это связано, в первую очередь, с тем, что каждый инструментарий социологического исследования - это комплекс гармонично сочетающихся вопросов, своеобразная логико-семантичская модель какого-либо социального явления.4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

На этапе определения объекта и предмета исследования обязательной процедурой является его системный анализ. Его цель - построение гипотетической модели объекта как системы, раскрыв комплекс его элементов и связей. 5. Формулировка, выдвижение гипотез.

Наряду с определением проблемы, выделением объекта и предмета социологического исследования обязательным процедурным моментом исследования является формулировка гипотез. Второй,методико-процедурныйраздел программы включает в себя разработку стратегического и рабочего планов исследований. Этап подготовительного исследования

Разработка программы исследования.

Утверждение программы.

Составление проекта выборки.

Разработка инструментария пилотажного исследования.

Тиражирование инструментария пилотажного исслед-ния.

Проведение разведывательного исследования.

Анализ результатов пробного исследования.

Этап основного исследования.

Коррекция (при необходимости) инструментария пилотажного исследования.

Тиражирование инструментария основного исследования.

Разработка инструкций для групп сбора первичной информации.

Формирование групп сбора информации.

Согласование оргвопросов по месту проведения опроса.

Проведение опроса.

Выбраковка анкет.

Подготовка первичной документации к обработке.

Составление аналитической задачи для ЭВМ.

Ввод и обработка первичных данных.

Заключительный этап.

Верификация полученных данных и их анализ.

Составление отчета.

Разработка практических рекомендаций.

39.Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:анализ документов; социологическое наблюдение; опрос(анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос); социальный эксперимент; некоторые социально психологические методики (групповые тесты). Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такиесобытия называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателяразличают следующие разновидности этого метода.1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение; 2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения; 3. включенное наблюдениеимеет место тогда, когданаблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производитьсяоткрытым способомили жеинкогнито.Возможен еще один вариант — так называемоестимулирующее наблюдение,в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются; 4. самонаблюдение- наблюдательрегистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях. Метод опросапредставляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Наши рекомендации