Цель изучения дисциплины

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю:

Заведующий кафедрой

___________Г.И. Осадчая

Протокол № 1от 27 августа 2012 г.

Факультет

Социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра социологии социальной работы

Симоненков С.Ю.

Учебно-методические материалы

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА

Социальная работа

Москва 2012 г.

УДК 316.62

ББК 60.94

С 37

Учебно-методические материалы по дисциплине «Система социального мониторинга» подготовлена Симоненковым Сергеем Юрьевичем, кандидатом социологических наук, доцентом.

Рецензенты:

  1. Осадчая Г.И. – профессор, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии социальной работы РГСУ
  2. Носкова А.В. - профессор, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии МГИМО

Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры социологии социальной работы

Факультета Социальной работы, педагогики и ювенологии

Протокол № 1 от 27 августа 2012 года

©Издательство РГСУ 2012

©Симоненков С.Ю. 2012

Стандарт дисциплины

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

по дисциплине система социального мониторинга.

Специалист должен:

ЗНАТЬ -Основные требования к проведению мониторинговых исследований, методологические и методические особенности данного вида исследований -факторы, детерминирующие качество социальных услуг и их характеристики; специфику построения инструментария в мониторинговом исследовании; -методы сбора и обработки информации, полученной в ходе
УМЕТЬ Давать объективную оценку социальным явлениям и процессам, учитывать специфику анализируемого явления, социального факта, логически обосновывать высказанное положение, понимать потребности общества, личности, группы в решении возникающих проблем, использовать социологический инструментарий как механизм регулирования социальных действий
ВЛАДЕТЬ -Понятийным аппаратом социологии социальной работы ПК, -методами социологического анализа

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине система социального мониторинга.

Индекс Дидактические единицы Всего часов

Цель изучения дисциплины

Целями учебной дисциплины «Система социального мониторинга» является приобретение студентами знаний, технологий и методов анализа документов в социальной работе, соотнесенные с общими целями ООП ВПО, с последующим применением навыков на практике, а также применением технологий и методов анализа документов в научно-исследовательской и профессиональной деятельности.

Учебная программасистема социального мониторинга

Раздел 1. (название) Сущность и содержание социальных мониторинговых исследований. Выявление связей, характеристик, закономерностей функционирования и тенденций развития в социальных системах и процессах. Стандарты построения мониторинговых исследований. Индикаторы и показатели мониторинга социальных проблем. Требования к организации мониторинга. Общие подходы к выбору методологии социального мониторинга. Виды мониторинговых исследований в социальной сфере. Современные направления теоретико-методологических разработок в области социального мониторинга. Новые формы мониторинговых социальных исследований. Выборочный метод. Методы вероятностного отбора: простая случайная и многоступенчатая выборка; систематический и комбинированный отбор; серийная, многоразовая и стратифицированная выборка. Специфические особенности социологической выборки. Репрезентативность выборки и ошибки в выборочном исследовании. Оценка параметров генеральной совокупности по выборочным данным. Разработка инструментария: анкет, тестов, вопросов и учетных карточек для наблюдения и эксперимента. Методические принципы конструирования вопросника, классификация вопросов.
Тема 1.Мониторинговые исследования: сущность и содержание
Тема 2.Объект и предмет в мониторинговом исследовании
Тема 3. Мониторинговые исследования: особенности проведения
Тема 4.Нормативно-правовая база мониторинговых исследований социальных процессов
Тема 5. Мониторинговые исследования: требования к организации
 
Раздел 2. (название)   Этапы обработки. Обработка, интерпретация и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов рекомендаций и проектов. Основные процедуры социологического измерения. Анализ и обобщение. Качественные и количественные методы анализа. Понятие «услуги», «качество услуги» и «качество социальной услуги». Основные виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые. Характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих качество социальных услуг. Основные составляющие системы качества социальных услуг. Показатели качества услуги. Классификация показателей качества услуг. Факторы, оказывающие влияние на качество услуг. Анализ качества социальных услуг: экономическая и социальная составляющая. Алгоритм методики оценки качества услуг Основные этапы оценки. Принятие решение о качестве услуги. Разработка мероприятий по улучшению качества услуги.
Тема 1. Методологические и методические особенности мониторинговых исследований
Тема 2. Система показателей мониторинга социальной сферы
Тема 3. Выборка в мониторинговом исследовании
Тема 4. Специфика построения инструментария в мониторинговом исследовании
Тема 5. Особенности обработки результатов мониторинговых исследований и подготовки аналитических материалов
Тема 6. Требования к отчету по результатам мониторинга

Учебно-тематический план занятий по дисциплине

Система социального мониторинга

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 60 часов

Аудиторные занятия 26 часов

Самостоятельная работа 34 часов

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Контр. точки по мод.-рейтинг. системе Зачет Экзамен
  Тема 1. Мониторинговые исследования: сущность и содержание                                        
  Тема 2. Объект и предмет в мониторинговом исследовании                          
  Тема 3. Мониторинговые исследования: особенности проведения                          
  Тема 4. Нормативно-правовая база мониторинговых исследований социальных процессов                          
  Тема 5. Мониторинговые исследования: требования к организации                          
Раздел 2.
    Тема 1. Методологические и методические особенности мониторинговых исследований                                          
  Тема 2. Система показателей мониторинга социальной сферы                          
    Тема 3. Выборка в мониторинговом исследовании                                        
    Тема 4. Специфика построения инструментария в мониторинговом исследовании                                        
  Тема 5. Особенности обработки результатов мониторинговых исследований и подготовки аналитических материалов                        
  Тема 6. Требования к отчету по результатам мониторинг                        
Общая трудоемкость часы                                        
Всего с зач.                          
з.е.                          
                               

Список литературы по дисциплинесистема социального мониторинга

Основная литература:

1. Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теории, практика.уч.пособие для студентов вузов. РГСУ

Дополнительная:

1 Жуков В.И. Социология социальной сферы, РГСУ, 2009;

2. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога.Изд 4,М:Либроком,2010

3. Ядов В. А.Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие для студ. вузов / В. Я. Ядов ; авт. гл. 6 - В. В. Семенова. - 5-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2011. - 568 с;

Содержание

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 3-4 стр.
Цели изучения дисциплины 4 стр.
Учебная программа дисциплины 4 стр.
Учебно-тематический план 5 стр.
Перечень основной и дополнительной литературы 7 стр.

Наши рекомендации