Семья как социальный институт
Семья – старейший социальный институт, сопровождающий человечество с начала его становления. Подчеркивая это, великий мыслитель Жан – Жак Руссо писал, что самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Спецификой этой социальной структуры является то, что семья одновременно выступает и как социальный институт, регулирующий ролевые отношения в семье, и как первичная социальная группа, члены которой связаны тремя видами связи: супружества, родительства и родства. Если какой – либо связи нет в семейной группе, то тогда говорят о неполной семье.
В основе семьи лежит брак. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливаемых с целью образования семьи и продолжения рода. Санкционируя брак государственной регистрацией, церковным обрядом или заключением брачного договора, общество берет на себя определенные обязательства по защите семьи и одновременно налагает на людей, вступающих в брак, ответственность за материальное обеспечение семьи и за воспитание детей.
Брак как социальный институт прошел длительный путь развития. Благодаря фундаментальным исследованиям брачно-семейных отношений такими учеными как И. Баховен (работа «Материнское право»), Л. Морган (работа «Древнее общество») удалось проследить путь развития брачных отношений от группового брака (характеризуется неупорядочными половыми отношениями) до современных форм брака.
В современных развитых странах основными формами брака являются моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины) и полигамия (брачный союз более, чем двух партнеров).
Полигамия в свою очередь имеет две разновидности: полигиния (многоженство), которая существует в странах, где господствующей религией является ислам, и полиандрия(многомужество). Последняя форма брака встречается крайне редко в некоторых обществах Южной Индии и Тибета и объясняется двумя причинами: преобладанием мужского населения и правом наследования земли только старшим сыном. В этом случае все братья женившегося мужчины автоматически могут становиться мужьями этой женщины и дети, рожденные в такой семье, имеют одинаковые права.
По способу выбора партнеров брак может быть экзогамным (когда брачный партнер выбирается за пределами своей группы – расовой, национальной, классовой, религиозной и т.д.), и эндогамным (когда партнер выбирается внутри своей социальной группы).
Функции семьи определяются потребностями общества и потребностями самой семейной организации. И тот, и другой фактор исторически изменяются, а значит, частично изменяются и функции семьи, но многие из них остаются неизменными и сопровождают семью с ее первых шагов. Уникальной функцией во все времена была и остается репродуктивная функция – воспроизводства населения и продолжения себя в детях. Тесно с ней связана и необходимая человеку функция сексуального общения. Очень важной функцией является воспитательная функция. Это не только формирование родителями личности ребенка: приучение к правилам поведения, развитие его способностей и интересов, укрепление здоровья и т.д., но и постоянное влияние детей на своих родителей и родственников. Этот процесс взаимного воспитания идет непрестанно в течение всей жизни. Не случайно семья рассматривается социологической наукой как главный агент процесса социализации. Хозяйственно-организаторская функция. Семья создает материальную основу семьи, обеспечивает экономические связи между ее членами, содержит несовершеннолетних, поддерживает нетрудоспособных, прививает трудовые навыки детям и, в конечном счете, формирует осознанную потребность в трудовой деятельности. Защитная функция семьи проявляется в том, что она содержит и поддерживает детей, инвалидов, больных и престарелых членов семьи. Рекреационно-досуговая функция семьи направлена на полезное использование свободного времени – организацию проведения досугового времени, на восстановление и укрепление физических, эмоциональных и духовных сил человека. Очень важной функцией семьи является функция психологического общения: эмоциональная поддержка, психологическая защита и т.д. Есть у семьи и такая функция как социально-статусная. Она заключается в том, что семья передает определенный (по крайней мере, стартовый) статус членам семьи. Поскольку современный мир открыт, публичен, доступен, постольку именно семья с ее постоянными связями и взаимодействиями может воспитать коммуникативные способности у своих членов семьи, научить коммуникативному поведению.
Современная социологическая наука придает коммуникативной функции семьи особое значение. И хотя ряд функций семьи все больше берут на себя другие социальные структуры (школы, дома быта, досуговые учреждения), семья и в XXI веке продолжает существовать и воспроизводиться как социальный институт и социальная общность. Каждая семья на протяжении своего существования не остается неизменной, переходит из одного состояния в другое и, наконец, заканчивает свое существование. Жизненный цикл семьи – это последовательность значимых этапных событий в существовании семьи. Устойчивые, длительно существующие семьи (от вступления в брак и до конца жизни супругов) послужили ученым в качестве «идеального типа» для выделения этапов жизненного цикла семьи.
Первая стадия от вступления в брак до рождения первенца называется стадией бездетности.
Вторая стадияохватывает период от появления первого ребенка до рождения последнего – стадия репродуктивного родительства. Это самый полнокровный период в развитии семьи, потому что здесь реализуются многочисленные функции семьи и все основные цели.
Третья стадия социализационное родительство – занимает период от рождения последнего ребенка до создания им своей собственной семьи.
Четвертая стадия – прародительства или стадия «пустого гнезда». Она начинается созданием собственной семьи последним ребенком, заполняется хлопотами по воспитанию внуков и правнуков и заканчивается с уходом из жизни обоих прародителей или одного из них.
Ясно, что эта схема динамики семьи носит идеальный характер, отражает типичные этапы жизни семьи. Ведь далеко не каждая семья проходит через все стадии. Измены, разводы, болезни, смерть могут оборвать жизнь семьи на любой ступени. Особенно усложняют выживание семьи кризисные состояния общества – войны и другие социальные потрясения. Как показывают исследования проводимые социологами Америки и Европы в прошлом, средний срок жизни семьи исчислялся несколькими десятками лет (≈50 лет), а в конце XX и начале XXI века этот показатель упал до 9,5 лет. Это, конечно не означает, что не будут заключаться повторные браки и возникать новые семьи, но это будет уже жизнь другой семьи.
Изучая семью, как социальный институт социологи провели классификацию типов семьи по многим показателям. Во-первых, в зависимости от степени типов родства членов семьи различают семью расширенную и нуклеарную.
Расширенная семья состоит не только из родителей и их детей, но также включает других родственников – бабушек и дедушек, тетей и дядей и т.д., живущих под одной крышей и ведущих общее хозяйство. Такую семью называют еще традиционной или кровнородственной, т.к. в традиционных обществах этот тип семьи был господствующим. На современном этапе появляется новый тип расширенной семьи, так называемая модифицированная. Модифицированная расширенная семья – это такая семья, когда многочисленные родственники живут уже не вместе, но поддерживают тесные постоянные связи. Членов таких семей объединяет сеть общих обязанностей и обмен услугами, экономическая помощь, советы и участие в судьбе молодежи расширенной семьи и общая активная память о предках.
Нуклеарная семья состоит из родителей и их детей, живущих вместе. Распространен этот тип семьи в развитых странах, где взрослые дети после брака имеют возможность жить самостоятельно. Социология связывает появление такого типа семей с развитием индустриального и постиндустриального общества, дающего возможность активной социальной мобильности. Однако по статистике до их пор в современном мире преобладающей формой семьи является расширенная семья.
В зависимости от экономического господства и властных отношений различают патриархальнуюсемью (где главную роль в семье отводится отцу), матриархальную (где главную роль играет мать) и эгалитарную (от фр. слова - равенство), где существует равное распределение социальных ролей между супругами. Проводимые социологические исследования все более подтверждают, что семья в развитых странах становится все более симметричной. Симметричная семья постиндустриального общества характеризуется не только равным распределением обязанностей, но и новым типом объединения членов семьи. Не на базе совместной трудовой деятельности, как это было в прошлом, а на базе общего потребления.
Существует типология семей по количеству детей в семье. Различают бездетные, однодетные, малодетные имногодетные семьи. Анализ современных семей по этим параметрам дает неутешительную картину. Растет количество бездетных семей и семей сознательно ограничивающихся одним ребенком, одновременно сокращается число многодетных семей. Есть еще и другие основания для классификации семьи, например, по месту проживания молодых супругов. Различают матрилокальную (когда молодая семья живет с родителями жены), патрилокальную (с родителями мужа), неолокальную (образовавшиеся семья живет самостоятельно) семью. Социологическая наука постоянно изучает институт семьи, как основу общества. Семья возникла намного раньше религии, государства, рынка, образования. Семья единственный незаменимый производитель самого человека, продолжение рода Homo sapiens. Сила и притягательность семьи заключается в той целостности, которые присущи ей и как малой социальной группе и как социальному институту, в многофункциональности этой структуры, создающей возможность реализации всей совокупности многообразных потребностей человека – физиологических, социальных, материальных. Вторая половина XX века и начало нового XXI века дают тревожные сигналы о сложностях этого института. Заметны процессы деформации семьи, так как все больше происходит разводов (распадается каждый 3 - 4 брак), происходит падение брачности, уменьшение рождаемости, растет беспризорность и т.д.
Все это свидетельствует не только об ослаблении какой-то одной сущностной составляющей семьи (брака), но, что более важно, о крахе и других составляющих - родительства и родства. Социологи все чаще стали говорить об институциональном кризисе семьи, последствия которого расцениваются некоторыми из них как настоящая болезнь всей современной цивилизации. Реальная опасность этой болезни заключается в том, что в обществе идет смена ценностных ориентаций в отношении института семьи. Если в прошлом, на протяжении тысячелетий семья для человека была незыблемым условием собственного выживания (наряду с адаптацией к природе), то в постиндустриальном обществе идет все большее распространение внесемейных приоритетов. Индивидуализм, карьерный рост, безудержное стремление к увеличению благосостояния, сексуальная свобода и т.д. подрывают потребность в семейной организации жизни. Это отмечается практически всеми социологическими направлениями, но особенно ярко это видно в марксистско ориентированных теориях и доктринах феминизма. Поскольку институциональный кризис семьи захватывает все больше стран, обретает глобальный характер, то и решать задачу модернизации института семьи предстоит всему мировому сообществу.