Агенты и институты социализации
Социология.
Лекция 9.
лектор Малышев Максим Алексеевич
Социализация. Социальная структура.
Социализация – это процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе. Главное назначение социализации – переход человека из биологического существа в социальное, обретение личности самостоятельности и определении своего места в обществе. Этот процесс начинается с рождения и заканчивается смертью. В результате социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного я. Осознание человеком собственного я складывает из трёх компонент:
1. Того, как по нашему мнению...
2. Того, как они реагируют на то, что видят
3. Того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию.
Социализация осуществляется в результате межличностного взаимодействия. Вне социальных связей нельзя говорить о самооценке личности и оценке её со стороны общества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла и значения тех или иных поступков, социальных норм и ценностей, освоение социальных ролей.
Интернализация – превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения. Это превращение осуществляется в результате социального взаимодействия. Самооценка и самопознание изолированного индивида невозможно. Такие люди не становятся полноценными членами общества по причине их изоляции от общества, они усваивают повадки животных, но при этом не становятся личностями. В современной западной социологической науке существует многообразие подходов этапов социализации:
1. Теория ролей (Джордж Герберт Миль). Социализация понимается как непрерывный процесс освоения социальных ролей на основе межличностного взаимодействия. Формирование собственного я происходит не только как реагирование человека на какой-то стимул, но и по причине его принадлежности к какой либо социальной группе, что делает его носителем определённых прав и обязанностей. Социализация включает три стадии, связанных с принятием для себя ролей других людей:
a. Имитация (Дети копируют поведение взрослых, не понимая его).
b. Игровая (Дети понимают поведение взрослых как исполнение определённых ролей, на этой стадии формируется человеческое я)
c. ... (Дети учатся распознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целых групп)
2. Социализация как ответ на кризис (Эрих Эриксон). Он считал, что социализация – это преодоление кризисов, которые выступают основой развития личности в течение всей жизни. Он выделял 8 стадий, где переход от одной стадии к другой осуществляется путём преодоления или разрешения кризиса. 5 первых стадий приходятся на детство, а три последующие соответствуют этапам жизни взрослого человека. Последние три этапа – одиночество, застой (средний возраст) и отчаяние (старость).
Этапы социализации соответствуют наиболее важным вехам в становлении личности – детство, юность, студенчество, выбор профессии, служба в армии, выход на пенсию. Все эти жизненные циклы можно объединить в два больших этапа – ранняя социализация (до 18 лет) и поздняя социализация (с 18 лет).
Агенты и институты социализации
Агенты и институты социализации – это социальные группы, институты, которые воздействуют на личность с тем, чтобы человек усваивал определённые ценности и осваивал конкретные социальные роли. По характеру воздействия агента социализации выделяют первичную и вторичную социализации и их агентов. Агенты первичной социализации – это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида – родители, родственники, друзья, учителя и т. д. Агенты вторичной социализации – администрация школы, ВУЗа, армия, СМИ, полиция). На различных этапах социализации роль агентов неодинакова:
1. Основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет – это семья. На этом этапе социализации у ребёнка формируется мотивация на привязанность к людям, желание доверять им, подчиняться определённым требованиям
2. Дополнительные агенты формируют конкретные качества ребёнка в возрасте от 3 до 8 лет. На этом этапе происходит начало обучения, постепенное вытеснение первичных агентов социализации.
3. СМИ обеспечивают усвоение ценностей и стандартов поведения
4. Малые социальные группы – ровесники – на стадии от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеке к взрослости.
Социальная структура
Термин «структура» в переводе с латинского означает «строение, расположение, порядок». Социальная структура представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между элементами, придающими обществу устойчивость:
1. Социальный статус
2. Социальная роль
3. Социальный институт
4. Социальная общность
5. Социальные нормы и ценности
6. Социальные взаимодействия
7. Социальное действие
8. Социальные отношения.
Социальный статус.
Возникновение социальных статусов и ролей было вызвано общественным разделением труда, которое закрепляло за различными группами людей определённые функции, в осуществлении которых они специализировались, однако индивид наряду с выполнением функций занимает в обществе определённую позицию или имеет определённый статус, обусловливающий его общественное положение. В соответствии с занимаемой социальной позицией каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами. Социальное положение – характеристика индивида с различных сторон, которая включает в себя его профессиональную принадлежность, материальное положение, политические возможности, демографические свойства, уровень образования, национальность, место проживания. Каждая социальная позиция наделена совокупностью прав и обязанностей, вытекающих из конкретного статуса. На основе статусов и ролей формируется семья, образование, экономика, суд, государство.
Социальный статус представляет собой социальную позицию человека в обществе или группе, наделённую определёнными правами и обязанностями и связанную посредством них с общественным мнением. В общественном мнении с их помощью вырабатывается иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних людей ценят и уважают больше, чем других. Место в такой иерархии называет рангом. Различают высокий, средний и низкий ранги.
Статусный набор – это совокупность всех статусов, занимаемых индивидом. В статусный набор входят следующие элементы:
1. Главный статус (наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие и по которому определяют его положение в обществе). Как правило, это основная работа человека.
2. Личный статус – это положение, которое занимает человек в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
3. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает, как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности и т. д.). По происхождению социальный статус подразделяют на виды:
a. Прирождённый. Это то положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения. Прирождёнными считаются только три статуса – пол, национальность, раса.
b. Приписываемый. Это положение, которое человек приобретает с рождения или которое будет признано обществом или группой
c. Достигаемый. Это положение, которого человек достигает своими усилиями.
Социальная роль – это ожидаемое поведение, которое обусловлено определённым статусом. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больше групп обязанностей на него возлагается. С социальной ролью тесно связан социальный имидж– совокупность представлений, как должен вести себя человек в соответствии с собственным статусом.