Сущность, типология социальных групп
Все люди являются членами различных социальных групп. Именно в группах они находят самовыражение. Ребенок через семью усваивает присущие другим группам взаимосвязи, отношения.
Общество – совокупность самых разных групп, больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества. Численность групп на земле превышает численность людей, т.к. один человек членствует сразу в нескольких группах. Социальная группа – посредник между отдельным человеком и обществом.
В природном мире число элементов всегда больше числа множеств, классов, в которые они реально входят. А у людей – наоборот. Каждый человек живет по законам группы. Более того, многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность – являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы – закладывается фундамент социальной жизни.
Социальная группа – это совокупность взаимодействующих друг с другом индивидов, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы другими людьми.
Она характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием; 2) относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливой однородностью состава; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
В социальной группе обязательно имеются разделяемые ожидания членов группы относительно друг друга, происходит координация действий, кооперация и солидарность по поводу общих целей и культурных образцов.
Каждый человек выделяет в своей жизни группы, к которым он принадлежит – ингруппы, и считает их своими (моя семья, мой класс, моя группа), членов таких групп он называет «мы». Другие группы, к которым он не принадлежит, человек называет «они», «не мы», это – аутгруппы.
В древней истории отношения в обществе были примитивными, ингруппами были только родственные группы. При встрече незнакомцы искали родственные связи, если находили, то идентифицировали себя с одними и теми же группами, традициями, ценностями, нормами; если не обнаруживали, относились друг к другу настороженно и даже враждебно.
В современном обществе социальные отношения строятся на огромном комплексе связей помимо родственных, но поиск ингруппы при встрече незнакомцев сохраняется. Человек ищет соответствующих себе по статусу, по хобби, по политическим и религиозным ориентациям и т. п.
Огромное число ингрупп в современном обществе может пересекаться с аутгруппами. Ингрупповые идентификации, пересекаясь по многим направлениям, не снижают интенсивности самоопределения различий, а сложность включения индивида в группу делает более болезненными исключения из ингрупп. Например, человек, получивший высокий статус, имеет все основания перейти в высшее общество, но не может этого сделать, т.к. там он – чужой. Чем общество примитивней, тем труднее в нем «чужакам», их считают частью животного мира, «не различают понятий «посторонний» и «враг».
Очень по-разному происходит включение и в ингруппы. Один и тот же человек в одной из них может быть уважаемым, в другой – незаметным. Также по-разному человек оценивает и окружающие его аутгруппы. Отношение к аутгруппам называется социальной дистанцией. Она измеряется путем раздельного рассмотрения взаимосвязей, в которые люди вступают с представителями других групп.
Каждый индивид в своем поведении соотносит себя с нормами и ценностями, принятыми в группе. Такие группы называются референтными. Референтные группы и ингруппы могут совпадать, а могут и не совпадать.
Внешние группы (аутгруппы), нечленские будут для индивида референтными, если, во-первых, он считает свой статус выше статусов остальных членов ингруппы; во-вторых, если его мобильность выше мобильности остальных членов группы; в-третьих, если он считает, что группа не реализует его ожидания.
В разных группах люди осуществляют разные виды деятельности, и она (группа) может быть референтной только в реализации какой-то конкретной деятельности.
Референтные группы бывают нормативными и сравнительными. Группа может быть источником норм поведения, социальных установок, ценностных ориентаций. Группа также может быть своеобразным эталоном, с помощью которого индивид оценивает себя и других.
По характеру взаимоотношений группы делятся на первичные и вторичные.
Под первичными понимаются группы, в которых каждый член видит других членов как личностей и индивидуальностей, контактируя с ними. Отношения в группе носят неформальный, личный характер. Люди имеют общие чувства и надежды, удовлетворяют свои потребности в общении. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства.
Термин ввел в социологию Ч. Кули (1864 – 1929), он отличал высокий уровень эмоциональности межличностных контактов в таких группах. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, участвует в жизни всего общества. Главным признаком первичных групп, таким образом, являются межличностные отношения.
Вторичные группы существуют для достижения целей, соответствующих потребностям их членов. Они могут иметь дружественные отношения своих членов, но основным принципом их существования является выполнение специфических функций. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, больше ценится умение выполнять определенные функции.
Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Различение групп на первичные и вторичные характеризует типы групповых связей. Место в системе других групп, их роль в жизни человека больше характеризует термин «малая группа». Она является основным объектом социологического анализа.
Малой группой называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга, постоянно взаимодействующих между собой.
Научный анализ малых групп – явление XX в. В связи с появлением новых обществ, бюрократических государств, формированием новых классовых структур и распадом закрытых группировок в традиционных сообществах все большее внимание уделяется не тому, что ломалось и уходило в прошлое, а новому, идущему на смену. На первый план вышла связь индивида с группой, их взаимозависимость.
Будучи крошечными социальными системами, группы решают проблемы, типичные для любой системы: как адаптироваться к реальности непосредственно данной ситуации, как достичь целей, как сохранить сплоченность, как удовлетворить потребность своих членов. Хотя малые группы и отличаются по уровню культуры, ценностям, – все они решают один набор проблем.
Признаками малой группы чаще признаются следующие:
1) ограниченное число членов группы (от 2 до 20 чел., но чаще всего 7 чел.);
2) стабильность состава – группа держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников;
3) внутренняя структура – это система неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения;
4) число связей увеличивается гораздо быстрее увеличения численности группы (в группе из 3-х человек возможны 4 типа отношений, из 4-х – 11, а из 7 – 120 связей);
5) чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Поэтому оптимальной является группа 5 – 7 человек;
6) размеры группы зависят от характера деятельности группы.
Люди обычно знают, почему они вступают в различные группы.
Важнейшими причинами являются в первую очередь удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, причастности; во взаимопомощи и взаимозащите; во взаимоинтересе.
Малая группа может иметь разные формы, среди которых сходными являются диада и триада. Члены малых групп удовлетворяют в них свои индивидуальные потребности и цели, а групповые цели в них могут отсутствовать.
Групповая цель – это обязательный атрибут большой группы, так как деятельность ее членов рационализирована настолько, что утрата цели приводит к распаду группы.
По-разному в них осуществляется и контроль. В малой группе главным видом контроля является групповое мнение, в больших группах, где личностные контакты нерегулярны, не вырабатывается личное мнение, используется вертикальный способ контроля: от лидера к членам.
И первичные, и особенно вторичные группы могут быть формальными. У формальных групп цели всегда обозначаются официально, они фиксируются, также фиксируется и время создания группы. В таких группах всегда есть официально признанное руководство, в них помимо неофициальных межличностных контактов осуществляются и регламентированные целями, задачами, организацией статусно-ролевых действий официальные, субординированные отношения.
Групповой процесс
Взаимодействие членов групп между собой называется групповой динамикой. Существует множество видов отношений и взаимодействий: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и т.д.
Совместимость представлений, «автопортрет» группы, который представляет собой интегрированное целое, но не сумму свойств его членов, называется групповой идентичностью. Это комплекс целей, норм, ценностей и моделей поведения, которые существуют в группе и в сущности ее и конструируют.
В группах с течением времени существования складывается групповая культура. Это совокупность материальных и нематериальных составных элементов, из которых складывается жизнь группы. В большинстве своем они наследуются и служат реализации групповых целей.
Совокупность воздействий группы на отдельного ее члена, побуждающая его к конформности, – групповое давление.
Группа может подчиняться одному или нескольким своим членам, но в процессе управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим и авторитарным, кратковременным и длительным; атмосфера в группе может быть дружественной и нет, активной и пассивной и т.п.
Сплоченность можно определить как меру тяготения членов группы друг к другу, во-первых, и как совместную целеустремленность к целедостижению, во-вторых. Она может быть развита в группах больше или меньше. Ее принято учитывать в четырех уровнях: 1) лидер группы ориентирован на целедостижение и свои усилия затрачивает на принуждение остальных членов; 2) у лидера есть сторонники, которые помогают ему ориентировать остальных на целедостижение; 3) в группе есть ядро, которое и вместе с лидером, и без него ориентировано на целедостижение и способно повести за собой остальных членов группы; 4) целедостижение является устремлением всех членов группы, групповое мнение оказывает давление на всех членов группы и их действия носят цельный характер.
Сплоченность имеет больше значения в тех группах, где существует разделение труда, которое придает ее членам больше независимости.
В социальных группах идет непрерывный групповой процесс –формирование микрогрупп, налаживание межличностных отношений. Это больше характерно для формальных групп как первичных, так и вторичных. Практически все они включают в себя три микрогруппы с разной долей ориентирования на целедостижение: 1) сильно ориентированная; 2) слабо ориентированная, для этих главное – взаимные встречи и формальная включенность в общий процесс; 3) инертная часть группы, которая подключается и к первым, и ко вторым. Внутри этих подгрупп постоянно происходят изменения симпатий, но внешние переходы крайне редки. Такие подгруппы принято называть кликами. В каждой из них есть свой лидер.
Лидерство в группе – это фокусирование группового процесса. Члены группы как бы делегируют лидеру (по умолчанию в неформальных и официально в формальных) власть и право принимать решение в интересах всей группы.
Лидерство – отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.
Типичная для лидера манера поведения – система приемов воздействия на других и контроля над ними – называется стилем лидерства. Стили могут быть разными, но базовых существует три, остальные – их моделирования:1) авторитарный – жесткие приемы воздействия, пресечение инициативы, единоличное решение, детальный контроль; 2) демократический – мягкие приемы, поощрение инициативы, совместное обсуждение и принятие решений, общий контроль; 3) попустительский –отстранение от реального руководства, невмешательство в действия подопечных, анархия.
В формальных группах при выполнении простых видов деятельности, при низкой квалификации исполнителей авторитарный стиль эффективен, но он не подходит при руководстве группой специалистов.
Без лидеров группы долго не существуют, даже малые, потому что у них есть объективно востребованные функции. Главная из них – мобилизация членов группы на целедостижение и вторая – сохранение жизнеспособности группы.
При длительном существовании в группах развивается своя субкультура, формируются групповые нормы и традиции, среди которых нужно выделить совместный труд, планирование, контроль, защиту чести, целеустремленность и гордость за группу. Возникают и внешние атрибуты групповой принадлежности. Все это приводит к нивелированию, выравниванию взаимных притязаний членов группы, к появлению взаимной терпимости.
Но в жизнедеятельности социальных групп часто возникают ситуации, когда между ними существует соперничество, оно возможно также и внутри группы. Соперники пытаются опередить друг друга, навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже устранить его совсем. Это приводит к конфликту – столкновению интересов. Каждая из сторон стремится достичь целей, т.е. добиться вознаграждений за предпринимаемые усилия путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося добиться того же.
Разные группы отличаются друг от друга дозволенными способами выражения притязаний и уровнем терпимости к конфликтной ситуации.
Группы с тесными связями, с высокой частотой взаимодействия и взаимной вовлеченностью имеют тенденцию к подавлению конфликта. Но если это не удается, то в таких группах конфликт принимает острые формы, сопровождается эмоциональной насыщенностью. Всеохватывающая вовлеченность индивидов в дела группы приводит к мобилизации всех возможных ресурсов. То есть чем выше сплоченность группы, тем реже, но интенсивнее ее внутренний конфликт, способный привести к уничтожению внутригрупповых отношений. В межгрупповом же противостоянии такая группа будет сильней.
Помимо перечисленных социология исследует и другие сообщества, возникающие в обществе в процессе жизнедеятельности. Понятие «группа» применяется к нескольким видам сообществ.
Квазигруппы – это спонтанные образования с неустойчивыми взаимосвязями и однообразным кратковременным взаимодействием. Они существуют очень недолго, например: аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (лектором), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности; толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.
Агрегация – совокупность индивидов, физически, пространственно находящихся в одном месте, не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Социальная категория – общность людей с одной или несколькими сходными характеристиками, например: молодежь 18 – 20 лет, мужчины ростом свыше 120 см.
Вопросы к теме
1) Определите, к какому типу групп относятся: бомжи, монахи, смерды, чиновники, друзья, семья.
2) Какие потребности приводят индивида в группу?
3) Назовите четыре главных признака группы.
Темы рефератов
1. Одноклассники – специфическая социальная группа.
2. Особенности лидерства в формальных группах.
3. Групповой процесс в учебных группах.
4. А. С. Макаренко о сплоченности коллективов.
Библиографический список
1. Андреева Г. И. Социальная психология. – М., 1995.
2. Белл Р. Т. Социолингвистика. – М., 1980.
3. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.
4. Кон И. С. Социология личности. – М., 1968.
5. Кремень В. Г. Коллективность и индивидуальность: цивилизованный срез проблемы // Социс. – 1990. – № 8.