Церковные инициативы по борьбе с проблемой алкоголизма в России
Раздел ХI п.6 «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви»[9] посвящен проблемам, связанным с употреблением алкоголя. С опорой на текст Священного Писания, «Основы» указывают как на приемлемость умеренного винопития, так и на строгое осуждение, которое порок пьянства, влекущий за собой множество других грехов, находил как и с Писании, так и у святых отцов. Далее «Основы» касаются непосредственно причины, подталкивающей наших сограждан к бегству в мир иллюзии, который предлагает алкоголь – это «духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров». Таким образом, девиантное поведение, которое являет алкоголик, с точки зрения Русской Православной Церкви, является симптомом серьезного духовного заболевания. Исходя из этой трактовки, Церковь «с пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь».
В 2013 г. Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности подготовила проект «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»[10]. Как указывается в этом документе, Церковь с самого начала появления в стране проблем с алкоголизацией населения еще в середине XIX в. приняла участие в трезвенном движении, благословляя обеты трезвости и создавая общества трезвости. В современной России социальное служение Церкви не может не включать как профилактику алкоголизма, так и реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью. В области профилактики алкоголизма можно выделить три направления:
1) утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности;
2) работа с лицами, систематически употребляющими алкоголь, включающая в себя просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлечение в общинную жизнь, деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных);
3) социальная, трудовая, психологическая, медицинская, семейная реабилитация лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом и их родственников, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости.
Координация церковной деятельности по утверждению трезвости осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском уровнях.
В качестве общецерковного координатора борьбы с алкоголизмом выступает Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
В его функции входит
- разработка и поддержание общецерковных программ по утверждению трезвости и оказанию помощи лицам, страдающим алкогольной зависимостью, и их родственникам;
- подготовка методических материалов для епархий;
- проведение обучающих семинаров для должностных лиц и добровольцев;
- разработка вместе с Учебным комитетом курсов для учебных заведений Русской Православной Церкви по подготовке специалистов в сфере организации и осуществления деятельности по утверждению трезвости;
- обмен опытом с зарубежными благотворительными организациями, в том числе волонтерскими;
- объединение православных обществ трезвости.
На следующем уровне епархиальные архиереи определяют направления и приоритеты деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма в зависимости от имеющихся потребностей и сложившейся практики.
На епархиальном уровне могут быть созданы подразделения по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, которые займутся распространением методических и информационных материалов, проведением обучающих семинаров, а также курсов подготовки церковных специалистов по организации работы в области утверждения трезвости, привлечением клириков, мирян и учащихся духовных учебных заведений к практической деятельности по профилактике алкоголизма, созданием в епархиях объединений мирян − специалистов в этой области: врачей, психологов, педагогов, социальных работников; оказанием помощи в укреплении материальной базы епархиальных, приходских и монастырских программ в области утверждения трезвости, в том числе через проведение епархиальных целевых денежных сборов; координацией деятельности приходских братств, обществ и общин трезвости; создание при соответствующем епархиальном отделе телефонной справочно-консультационной службы по вопросам помощи страждущим и их близким.
На приходском уровне организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости находятся в компетенции настоятеля, в непосредственном администрировании и выполнении этой работы ему помогает штатный приходской социальный работник или добровольные помощники.
Проект концепции предусматривает создание при приходах братств, обществ, общин трезвости, информационных и консультационных центров, горячей телефонной линии, домов трудолюбия, реабилитационных центров, клубов и школ трезвости, групп само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни, а также реализацию иных форм работы; осуществление профилактических и реабилитационных программ с участием священнослужителей, специалистов и добровольных помощников; формирование групп добровольцев и привлечение специалистов, готовых и способных участвовать в деятельности по утверждению трезвости; организацию обучения добровольцев; сотрудничество с государственными и общественными организациями, осуществляющими антиалкогольную деятельность в рамках совместных проектов; сбор средств как внутри прихода, так и вне его для финансирования социальных приходских программ в области профилактики алкоголизма; просвещение детей и молодежи прихода; взаимодействие с образовательными, социальными и медицинскими учреждениями.
Монастыри могут участвовать в утверждении трезвости в тех же формах, что и приходы с учетом особенностей жизни обителей.
Воспитание народа в духе трезвости, как уже говорилось выше, было предметом попечения Церкви во взаимодействии с государством еще с конца XIX века. По словам руководителя центра по алкогольной угрозе Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Валерия Доронкина, если сегодня в России действуют около 90 обществ трезвости, 150 приходов ведут активную работу по помощи зависимым людям, то до революции таких было 2000[11]. В настоящее время происходит только начало возрождения подобного сотрудничества государства и Церкви, примером которого может служить конференция «Соработничество Церкви и государства в деле защиты от алкогольной угрозы», которая прошла в 2009 г. в Москве, в рамках Всемирного русского народного собора. Ее работу возглавили наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), писатель В.Г. Распутин – сопредседатели Церковно-общественного Совета по. защите от алкогольной угрозы, а также член Бюро Президиума ВРНС генерал-лейтенант В.Я Шатохин. В работе конференции приняли участие представители Церкви и власти, общественных организаций и правоохранительных органов[12]. Соработничество Церкви и государства может осуществляться по всем направлениям.