Требования к оформлению доклада

ПРЕДИСЛОВИЕ

Опыт написания научно-исследовательских работ студентами НСИ показывает, что основные затруднения в данной учебной деятельности связаны со следующими проблемами.

1. Незнание различий между рефератом и курсовой работой, между курсовой и выпускной квалификационной работой, между выпускной квалификационной работой и дипломной работой.

2. Выбор проблематики исследования и формулирование его темы.

3. Подбор и использование библиографии.

4. Определение актуальности, новизны, практической значимости исследования.

5. Затруднение в грамотном формулировании гипотезы.

6. Планирование и распределение времени написания исследовательской работы.

7. Незнание или неумение пользоваться методологией исследования.

8. Трудность в планировании, проведении и описании исследования.

9. Затруднения в оформлении приложения (сводные таблицы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.).

10. Неумение пользоваться научным языком.

Данное учебно-методическое пособие помогает решить указанные проблемы в организации и оформлении научного исследования в соответствии с требования, предъявляемым к научно-исследовательским работам.

Предлагаемое пособие содержит определения, рекомендации к написанию и оформлению основных видов самостоятельных и научно-исследовательских работ, выполняемых студентами кафедры социологии, экономики, менеджмента НСИ (далее кафедры СЭМ): доклад, контрольная работа, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, дипломная работа.

Пособие рекомендовано для студентов 1-5 курсов. В работе учтена специфика очного и заочного обучения.

КОНСПЕКТ

Конспекты источников бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.

1. Плановый конспект - конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

2. Свободный конспект - конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

3. Текстуальный конспект - конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

4. Тематический конспект - конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

ДОКЛАД

Первое, с чем приходится сталкиваться студенту в процессе обучения - это подготовка доклада.

Доклад - это вид самостоятельной работы, используемый в учебных и не учебных занятиях, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяющий познавательные интересы студентов, формирующий способность сопоставлять точки зрения и критически мыслить.

Доклад является самостоятельной учебно-исследовательской работой студента, на тему, предложенную преподавателем. Возможен самостоятельный выбор темы студентом на интересующую его проблему, при этом она должна затрагивать проблематику изучаемого курса и быть согласованной с преподавателем.

Доклад на 1 курсе выполняется под руководством преподавателя, который помогает выбрать необходимую литературу и структурировать текст доклада, позднее - данный вид работы носит самостоятельный характер.

Объем доклада составляет 3-6 страниц.

Этапы работы над докладом

1. Выбор или формулирование темы.

2. Подбор и изучение основных источников (как правило, при разработке доклада используется не менее четырех источников).

3. Обработка и систематизация информации.

4. Разработка плана доклада.

5. Написание доклада.

6. Определение выводов.

7. Обсуждение доклада с преподавателем.

8. Публичное выступление по изученной теме и её обсуждение в аудитории. Выступление с докладом не должно превышать десяти минут.

9. Анализ и рефлексия проделанной работы. Определение возможных перспектив дальнейшей работы над темой.

Структура доклада

1. Титульный лист (см. Приложение А).

2. Развернутый план, на основе которого делается выступление.

3. Основной текст, разбитый на абзацы, а при необходимости на параграфы.

4. Список использованных источников.

Требования к оформлению доклада

1. Объем доклада может колебаться от трех до шести печатных страниц, все приложения к работе не входят в её объём. Правила оформления текста представлены в разделе 7 данных методических рекомендаций.

2. Доклад должен быть выполнен последовательно с сохранением логики изложения, научным языком.

3. В тексте доклада должны иметься ссылки на используемые источники. Ссылки на источники и правила оформления списка используемых источников представлены в разделе 8 данных методических рекомендаций.

Содержание выступления по докладу

1. Обращение к аудитории. Например: «Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется доклад на тему....».

2. Основные тезисы доклада с примерами и пояснениями.

3. Обращение к аудитории с просьбой задавать вопросы (перед ответом на вопрос докладчик должен поблагодарить спрашивающего).

4. Заключительное обращение к аудитории с благодарностью за внимание и вопросы.

Критерии оценки доклада

1. Соответствие содержания теме доклада.

2. Глубина проработки материала.

3. Последовательность изложения.

4. Ответы на вопросы аудитории.

5. Соответствие оформления доклада требованиям.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа - одна из форм проверки усвоенных знаний, получение информации о характере познавательной деятельности студента в рамках изученной темы, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Различают контрольные: аудиторные, домашние, текущие, экзаменационные, письменные, практические, фронтальные, индивидуальные.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является её большая объективность по сравнению с устным опросом. Виды и характер письменных контрольных работ, их разнообразие зависит от содержания и специфики изучаемой дисциплины, уровня общего развития студентов. Важно, чтобы система заданий письменных контрольных работ выявляла как знания студентов по определенной теме (разделу, курсу), так и понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерности, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме. Из выше сказанного следует, что контрольная работа - это своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки. На кафедре СЭМ домашние контрольные работы часто используются при заочной и очно-заочной форме обучения, где учебным планом предусмотрено определённое их количество и сроки выполнения.

Наши рекомендации