Лекция 2.
Таблица. Типы социологических выборок и их основные характеристики |
Основные характеристики социологических выборок |
Выборка (выборочная совокупность) – совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению; множество людей, которых социолог опрашивает. Это уменьшенная модель генеральной совокупности. Выборка как способ или процесс действия – это отбор объектов генеральной совокупности в выборочную. Выборка должна максимально отражать, репрезентировать объект исследования (генеральную совокупность). Генеральная совокупность – это множество элементов, которые являются объектом данного исследования. Например, если объект изучения – все трудоспособное население страны, то генеральная совокупность представляет собой всех женщин в возрасте 16–54 лет и мужчин в возрасте 16–59 лет. Например, если объект исследования – пенсионеры; предмет исследования – экономическая активность пенсионеров; то генеральную совокупность будут составлять все пенсионеры – женщины в возрасте старше 55 и мужчины – старше 60 лет, а также все категории людей, вышедшие на досрочную пенсию (военнослужащие, лица, работавшие на «вредных» производствах и т.д.) и лица, получающие пенсию по инвалидности. По специальным формулам социолог рассчитал, что ему достаточно опросить 2,5 тыс. пенсионеров. Это и станет его выборочной совокупностью. Т.е. это то количество людей, которое необходимо опросить в ходе социологического опроса. Репрезентативная выборка – это выборка, в которой есть все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представленные приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой они выступают в данной генеральной совокупности. Тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность. объем выборки сообщает о том, какое их количество попало сюда. Репрезентативность выборки показывает, насколько она соответствует представлениям о генеральной совокупности в целом, т.е. объекту исследования. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. |
Типы социологических выборок |
1. Случайная выборка | 2. Неслучайная выборка (невероятностная) Смысл: выбор респондентов по субъективным критериям (доступность для опроса, типичности, равное представительство и др.) |
1.1. Простой случайный отбор | 1.2. Метод систематической (или механической) выборки Смысл: респондентов выбирают из списка через равные интервалы (шаги) (каждый 2-й, 10-й) или осуществляется отбор заданного числа респондентов | 1.3. Серийная (гнездовая или кластерная) выборка Смысл: в качестве кластеров (серий, гнезд) выступают семьи, бригады, классы, студенческие группы, школы, районы, города и т.д. Выбирают определенное количество респондентов от каждого кластера | 1.4. Стратифицированная выборка Смысл: выбирают определенный процент (5-10%) или одинаковое число единиц (200-300) респондентов от каждого страта, слоя, т.е. социальной, возрастной или др. гр. | 2.1. Направленная (целевая) выборка | 2.2. Стихийная выборка. Смысл: в газете/журнале/интернетстранице/инструкции к лекарству исследователь публикует объявление о наборе респондентов для опроса, или сама анкета, или ссылка на нее, на что респонденты откликаются. Исследователь в некоторой степени контролирует выборку (обращаясь к читателям определенного журнала), но решение о включении в выборку принимает сам респондент |
1.1.1. Метод жребия (или лотерейный метод) Смысл: респондентов выбирают из списка по жребию | 1.1.2. Метод таблиц случайных чисел Смысл: респондентов выбирают из списка с помощью спецтаблиц случайных чисел | 2.1.1. Выборка доступных случаев Смысл: выбирают тех респондентов, которые доступны для опроса | 2.1.2. Отбор типичных случаев Смысл: выбирают наиболее типичных представителей среди респондентов в данной группе | 2.1.3. Квотная выборка Смысл: выбирают респондентов в соответствии с квотой по возрастному, половому, материальному и т.д. принципу | 2.1.4. Метод снежного кома. Смысл: Каждый предыдущий респондент указывает на местонахождение последующего респондента |
1. Одноступенчатая выборка Смысл: респонденты сразу отбираются из генеральной совокупности для опроса | 2. Многоступенчатая выборка Смысл: респонденты отбираются из генеральной совокупности для опроса в несколько этапов (от города, области, района, округа). Данная выборка осуществляется только в региональных, общенациональных, международных масштабах |
| | | | | | | | | | |
Таблица. Конкретно-научные или эмпирические методы социологии Конкретно-научные (эмпирические) методы – это способы и приемы получения первичной информации об общественных фактах, событиях, явлениях. |
Методы | Их характеристика |
а) Социологическое наблюдение | Социологическое наблюдение – это способ сбора первичных эмпирических данных, связанный с направленным, систематическим, непосредственным визуальным, слуховым восприятием и регистрацией тех характеристик изучаемого социального объекта, которые необходимы для данного социологического исследования и поддаются контролю и проверке. Фиксация результатов наблюдения производится обычно на месте и в момент его осуществления в форме записей в бланке или дневнике наблюдения, а также в форме фотографии, аудио- или видеозаписи. |
Классификация наблюдений Классифицировать наблюдения можно по различным основания. а-1) В зависимости от степени формализации процедуры, наблюдения бывают: ▪ а-1.1) стандартизированными (контролируемыми) – социологические наблюдения, при которых исследователь заранее определяет важные элементы изучаемой ситуации и уделяет внимание только им; ▪ а-1.2)нестандартизированными – социологические наблюдения, при которых элементы процесса, подлежащего изучению, заранее не определяются. а-2) В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследованияразличаютнаблюдения: ▪ а-2.1)включенные – социологические наблюдения, характеризующиеся тем, что наблюдатель находится внутри объекта изучения – социальной группы, трудового коллектива и т.п.; ▪ а-2.2)невключенные – социологические наблюдения, специфика которых заключается в том, что социолог изучает объект со стороны, не входя в него. а-3) В зависимости от места проведения наблюдений могут быть: ▪ а-3.1)полевые – социологические наблюдения,осуществляемых в естественных условиях; ▪ а-3.2) лабораторные – социологические наблюдения, проводимых в искусственно созданной обстановке. а-4) В зависимости от регулярности проведениянаблюдений различают: ▪ а-4.1)систематические наблюдения – социологические наблюдения, которые проводятся по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией необходимых признаков в целях выявления закономерностей процессов или явлений; ▪ а-4.2)случайныенаблюдения – социологические наблюдения, фиксирующие интересные, по мнению исследователя факты, не определяемые заранее. |
Плюсы и минусы социологического наблюдения Плюсы: 1. возможность фиксации особенностей поведения людей в момент их проявления; 2. отсутствие посредника между исследователем и исследуемым; 3. возможность получения данных о поведении респондента вне зависимости от его умения или желания сообщать о своих поступках. Минусы: 1. социолог невольно нарушает естественный ход наблюдаемого события, участвуя в нем; 2. факты, фиксируемые при наблюдении, носят локальный характер; 3. фиксация наблюдаемых процессов происходит, как правило, после произошедшего события и при этом некоторые детали забываются, добавляется субъективизм наблюдателя. |
б) Анализ документации | анализ документации– способ получения социологической информации, связанный с изучением документов как материальных носителей такой информации. |
Классификация документов (от лат. dokumentum – свидетельство) 1. По способу фиксации информации выделяют: а) письменные документы: - а-1) вербальные (буквенные) – книги, пресса, письма; - а-2) статистические (цифровые) – данные переписей населения, социологических опросов, сборники статистических материалов; б) фонетические документы – документы, рассчитанные на слуховое восприятие (грампластинки, магнитофонные записи); в) иконографические документы – свидетельства, воспринимаемые визуально (картины, фотографии, видеозаписи). 2. По статусу источника: а) неофициальные документы – источники, созданные частными лицами по собственной инициативе (личные письма, дневники, семейные альбомы); б) официальные документы – документация различных организаций (отчеты, обзоры, доклады, ведомости, данные служебных архивов). 3. По степени опосредованности источника: а) первичные документы – документы, созданные на основе непосредственного опыта автора; б) вторичные документы – документы, созданные на базе обобщения первичных документов. 4. По критерию авторства: а) индивидуальные документы – источники, созданные одним авторам; б) коллективные документы – свидетельства, принадлежащие перу нескольких авторов. |
Методы анализа документации Методы анализа документации тесно связаны со спецификой документов и целью исследования. Основные методы (приемы) анализа документации: 1. традиционный метод– прием, подразумевающий качественное определение, понимание и толкование содержания документов, выяснение их достоверности. Две стороны традиционного анализа: а) внешняя сторона выявляет обстоятельства, сопутствующие появлению документа; б) внутренняя сторона дает возможность исследовать содержание документа и установить степень субъективности автора при описании событий. 2. Формализованный прием анализа документов (контент-анализ) –прием,обеспечивающий количественный подход к анализу больших массивов документов, перевод текстовой или иной документальной информации на язык количественных показателей. Формализованный прием обобщает материалы сообщений печати и других средств массовой информации, а также протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения. |
Плюсы и минусы контент-анализа Плюс контент-анализа – метод преодолевает единичность и субъективность, характерную для традиционного приема. Минус контент-анализа – метод неполно и поверхностно раскрывает содержание документа. |
в) социологический эксперимент | Социологический эксперимент – способ получения социальной информации, при котором создается необходимая ситуация воздействия на исследуемый социальный объект какого-либо фактора и осуществляется наблюдение и фиксация последствий этого воздействия. Отличие социологического эксперимента от естественнонаучного заключается в том, что его объектом являются люди. Поэтому спецификой данного метода исследования является сложность и в ряде случаев невозможность, моделирования воздействия всего многообразия факторов, а, следовательно, неполное и вероятностное соответствие результатов эксперимента социальной практике и т.д. |
Виды социологического эксперимента: в-1) По специфике решаемой задачи, различают: ▪ в-1.1) научные эксперименты, в ходе которых осуществляется проверка гипотез, содержащих еще недоказанные или неподтвержденные сведения научного характера; ▪ в-1.2) прикладные эксперименты, нацеленные на получение практического эффекта, например, необходимые для принятия оптимального управленческого решения. в-2) По характеру логической структуры, эксперименты бывают: ▪ в-2.1) параллельные, спецификой которых является существование двух видов групп – экспериментальных и контрольных. Первая группа людей подвергается воздействию определенных факторов, вторая – нет; ▪ в-2.2) последовательные эксперименты – опыты с одной группой испытуемых, выступающей как контрольная до эксперимента и как экспериментальная – во время и после воздействия. в-3) По характеру экспериментальной ситуации, опыты подразделяют на: ▪ в-3.1) полевые, т.е. проходящие в естественных условиях объектов (в производственной среде, классе, студенческой группе) с сохранением обычных связей объектов; ▪ в-3.2) лабораторные эксперименты – исследования, проводимые в искусственной среде (лаборатории). |
г) Социометрия | Метод социометрии – это способ количественных измерений, позволяющий оценивать взаимоотношения в малых социальных группах и на этой основе определять их неформальную структуру, выявлять неофициальные микрогруппы в коллективе и взаимосвязи между ними. Это прием социальной психологии. Сущность метода состоит в выборе по определенному критерию каждым респондентом предпочитаемогоим одного или нескольких человек, годных, с его точки зрения, для совместной деятельности. После обработки и отображения индивидуальных выборов выясняется неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений в нем. |
Эффективность и своеобразие Метод социометрии является для исследователя достаточно эффективным средством оперативного изучения неизвестных ему коллективов. Своеобразие этого метода заключается в том, что социометрия может проводиться посторонним для коллектива лицом в крайне сжатые сроки. |
д) Социологический опрос | социологический опрос – способ получения первичной социологической информации путем постановки в устной или письменной форме вопросов к отдельному человеку или группе людей и получения ответов на них. Это самый распространенный методсоциологического исследования. По подсчетам некоторых ученых, с помощью опроса в нашей стране собирается до 70% информации. Опрос широко используется в процессе изучения общественного мнения, для получения данных об оценках и предпочтениях определенной группы людей, не поддающейся прямому наблюдению. |
Классификации опросов д-1) В зависимости от количества (численности) опрашиваемых, опрос может быть: ▪ д-1.1) сплошной опрос (Всеобщая перепись населения страны); ▪ д-1.2) выборочный опрос, т.е. произведенным среди уменьшенной копии определенной части населения (т.н. выборочной совокупности); ▪ д-1.3) специализированный (экспертный) опрос, проводимым среди специалистов, обладающих глубокими специальными знаниями в области предмета социологического исследования,могущимидать экспертные оценки и заключения. д-2) В зависимости от формы, опрос может быть: ▪ д-2.1) устный опрос (интервьюирование), предполагающим проведение беседы исследователя с респондентом. Виды интервью - д-2.1.1) формализованное (стандартизированное) интервью, проводимое по жесткому плану; - д-2.1.2)неформализованное (нестандартизированное) интервью – беседу по теме. Плюс интервью – возможность респондента уточнить вопрос, а интервьюера уточнить, что нельзя представить в качестве ответа. Минусы интервью: - значительные временные затраты, - отсутствие анонимности беседы, - сложность при обобщении материала, высокая квалификация социолога. ▪ д-2.2) письменный опрос (анкетирование), заключающимся в самостоятельном ответе респондента на изложенные в письменном виде вопросы исследователя-социолога. Плюсы анкетирования: - относительная временная малозатратность проведения, - относительная простота в обобщении результатов. Минус анкетирования – сложность в составлении социологической анкеты. |
Структура социологической анкеты: 1. введение, содержащее - цели и задачи исследования, - название проводящей исследование организации, - краткую инструкцию по заполнению анкеты; 2. содержательная часть, включающая вопросы, содержание которых зависит от объекта и предмета исследования; 3. заключение, содержащее вопросы о социально-демографических данных респондента: - пол, - возраст, - образование, - уровень доходов и т.д. Таблица. Типология анкетных вопросов | | Основание для типологии | Типы анкетных вопросов | 1. | По предметному содержанию | - Вопросы о фактах (получение информации о реальности); - Вопросы о знании (проверка знаний респондента); - Вопросы о мнении (выяснение оценок событий); - Вопросы о мотивах (выяснение причин действий). | 2. | По логической природе | - Основные вопросы (большая и главная часть анкеты); - Вопросы-фильтры (отсечение некомпетентных лиц); - Контрольные вопросы (проверка правдивости или устойчивости мнений); - Наводящие вопросы (оказание помощи респонденту). | 3. | По психологической функции | - Контактные вопросы (цель – пробудить интерес к опросу); - Буферные вопросы (переключение внимания при переходе от одного вопросного блока к другому); - Прямые вопросы (выяснение позиции респондента); - Косвенные вопросы (предполагающие ответ в безличной форме, от имени коллектива, группы). | 4. | По характеру ответов на поставленные вопросы | - Открытые вопросы (пустые строчки, предполагающие собственный ответ респондента); - Закрытые вопросы (с вариантами ответов); - Полузакрытые вопросы (комбинация вариантов ответов и собственного ответа). - Шкальные вопросы (предполагает ответ в виде шкалы); - Вопросы-меню (возможность выбора сочетания ответов); - Альтернативные вопросы (ответы носят взаимоисключающий характер). | Вопросы должны быть поставлены четко и недвусмысленно. |
|