Тема 3. Связь массовой коммуникации с социальными институтами
Содержание курса для заочной формы обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | Самостоя-тельная работа | ||
В том числе по видам учебных занятий | ||||||
Лекции | Семинарские занятия | Прак-тика | ||||
Понятие массовой коммуникации | ||||||
Место массовой коммуникации в современном обществе | ||||||
Связь массовой коммуникации с социальными институтами | ||||||
Восприятие массовой коммуникации | ||||||
Каналы и жанры массовой коммуникации | ||||||
Эффективность массовой коммуникации | ||||||
Социологические исследования массовой коммуникации | ||||||
Тенденции развития массовой коммуникации | ||||||
ИТОГО |
Разделы, темы, их краткое содержание
Тема 1. Понятие массовой коммуникации.
Лекционный материал. Коммуникация. Аудитория. Содержание коммуникации. Компоненты коммуникационного процесса: координация, трансляция, трансмутация. Виды коммуникации. Классификация коммуникаций по широте аудитории и по доступности содержания. Поиск критерия массовости коммуникации.
Семинарское занятие. Участники процесса коммуникации: коммуникатор, реципиент. Отличие массовой коммуникации от межличностной, конфиденциальной (private) и специальной. Социологический подход к массовости коммуникации.
Тема 2. Место массовой коммуникации в современном обществе.
Лекционный материал 1. Возникновение и распространение массовых коммуникаций в обществе. Массы, массовое общество, массовые коммуникации. Функциональный подход: роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума.
Лекционный материал 2. Коммуникации и целеполагание; коммуникации как способ формирования целей развития. Основные функции массовой коммуникации: познавательная и интеграционная. Частные функции: легализация протестных настроений, подача альтернатив.
Семинарское занятие 1. Факторы возникновения и распространения массовой коммуникации. Урбанизация. Переход от группового контроля к массовому контролю. Эффект "сломанных перегородок". Массовая коммуникация как компенсация дифференциации. Другие факторы: рост свободного времени и сбережений потребителей, плюрализм информации, динамизм социальных процессов.
Семинарское занятие 2. Дискуссия: адекватна ли массовая коммуникация в наибольшей степени массовому обществу?
Тема 3. Связь массовой коммуникации с социальными институтами.
Лекционный материал 1. Коммуникационные функции социальных институтов. Необходимость вертикально организованных институтов в массовой коммуникации. Включение СМК в систему агентов социализации. Глобализация массовой коммуникации: СМК переходят через институциональные границы.
Лекционный материал 2. Отношение государства и политического режима к СМК. Первичное деление: тоталитарная и демократическая модель взаимоотношений. Анализ роли государства и общества по отношению к СМК: модель "инженера", модель "архитектора", модель "помощника", модель "патрона".
Семинарское занятие. Потребность социальных институтов в коммуникации. Являются ли СМК социальным институтом? Институциональные функции массовой коммуникации. Анализ достоинств и недостатков моделей взаимоотношений коммуникаторов и политических режимов. Взаимоотношения СМК с социальными институтами религии, образования, науки, экономики, медицины.