Тема 3. Связь массовой коммуникации с социальными институтами

Содержание курса для заочной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия (час.) Самостоя-тельная работа
В том числе по видам учебных занятий
Лекции Семинарские занятия Прак-тика
Понятие массовой коммуникации
Место массовой коммуникации в современном обществе
Связь массовой коммуникации с социальными институтами
Восприятие массовой коммуникации
Каналы и жанры массовой коммуникации
Эффективность массовой коммуникации
Социологические исследования массовой коммуникации
Тенденции развития массовой коммуникации
ИТОГО

Разделы, темы, их краткое содержание

Тема 1. Понятие массовой коммуникации.

Лекционный материал. Коммуникация. Аудитория. Содержание коммуникации. Компоненты коммуникационного процесса: координация, трансляция, трансмутация. Виды коммуникации. Классификация коммуникаций по широте аудитории и по доступности содержания. Поиск критерия массовости коммуникации.

Семинарское занятие. Участники процесса коммуникации: коммуникатор, реципиент. Отличие массовой коммуникации от межличностной, конфиденциальной (private) и специальной. Социологический подход к массовости коммуникации.

Тема 2. Место массовой коммуникации в современном обществе.

Лекционный материал 1. Возникновение и распространение массовых коммуникаций в обществе. Массы, массовое общество, массовые коммуникации. Функциональный подход: роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума.

Лекционный материал 2. Коммуникации и целеполагание; коммуникации как способ формирования целей развития. Основные функции массовой коммуникации: познавательная и интеграционная. Частные функции: легализация протестных настроений, подача альтернатив.

Семинарское занятие 1. Факторы возникновения и распространения массовой коммуникации. Урбанизация. Переход от группового контроля к массовому контролю. Эффект "сломанных перегородок". Массовая коммуникация как компенсация дифференциации. Другие факторы: рост свободного времени и сбережений потребителей, плюрализм информации, динамизм социальных процессов.

Семинарское занятие 2. Дискуссия: адекватна ли массовая коммуникация в наибольшей степени массовому обществу?

Тема 3. Связь массовой коммуникации с социальными институтами.

Лекционный материал 1. Коммуникационные функции социальных институтов. Необходимость вертикально организованных институтов в массовой коммуникации. Включение СМК в систему агентов социализации. Глобализация массовой коммуникации: СМК переходят через институциональные границы.

Лекционный материал 2. Отношение государства и политического режима к СМК. Первичное деление: тоталитарная и демократическая модель взаимоотношений. Анализ роли государства и общества по отношению к СМК: модель "инженера", модель "архитектора", модель "помощника", модель "патрона".

Семинарское занятие. Потребность социальных институтов в коммуникации. Являются ли СМК социальным институтом? Институциональные функции массовой коммуникации. Анализ достоинств и недостатков моделей взаимоотношений коммуникаторов и политических режимов. Взаимоотношения СМК с социальными институтами религии, образования, науки, экономики, медицины.

Наши рекомендации