Вопрос № 1 Концепции общества в мифологических, философских и богословских учениях Древнего Востока, Античности, Средневековья, Нового Времени
Семинар № 3
Тема: Предпосылки и причины возникновения социологии. Вклад О. Конта в развитие социологии. Натуралистическое и психологическое направления социологии.
Вопрос № 1 Концепции общества в мифологических, философских и богословских учениях Древнего Востока, Античности, Средневековья, Нового Времени.
Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества. Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода. Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность?» и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. На Востоке переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших религиозно-этической опорой в обществе.
В период античности первое представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы»,«О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальном расслоении . Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители; воины и производители. Свою теорию предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Пристальное внимание к проблемам социального разделения античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.
В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. Центральными темами стали проблемы государства и власти. Наиболее видной фигурой социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский. Учение Фомы Аквинского стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни, но не остановило Реформацию католицизма( широкое религиозное и политическое движение в средневековой Европе,направленное на реформирование католичества) Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина,. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества.
В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих воззрений на человека и общество и заменой их новыми концепциями, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания. В этот период получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов. (Вольтер,Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые стали основой будущей социологической науки: общество, культура, классы, и др.). Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами, но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей статуса отдельной науки. Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов. Это Спенсер со своей теорией социального дарвинизма,Тард с теорией подражания,и др. В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени своего основателя Карла Маркса. Им была разработана концепция социального конфликта в виде социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и проанализированы все формы классовой борьбы.
Так,в процессе жизни, рождались различные концепции, стремящиеся объяснить всё происходящее с тех или иных позиций. При этом, на разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. В настоящее время социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий.