Структура, функции и виды социологического исследования

Социология, как и всякая наука, имеет как свой научный (академический), так и практический характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования. В свою очередь, каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, например, в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д.

Эмпирическое социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об исследуемом социальном объекте. В зависимости от глубины и целей исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое.

В ходе разведывательного исследования уточняются цели, задачи и гипотезы, осуществляется доработка и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено для получения оперативной информации.

В описательном исследовании осущест­вляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.

Аналитическое исследование является самым сложным и углубленным видом социологического исследования. Его подготовка – достаточно ответственная операция, требующая тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.

Функции социологического исследовании:

· изучение реального состояния социальных явлений и процессов;

· определение факторов, воздействующих на их изменение;

· выявление ведущих тенденций развития общественных отношений, а также помощь в нахождении оптимальных путей их совершенствования;

· помощь в оценивании эффективности претворения управленческих решений в жизнь;

· анализ и обобщение социального опыта, прогнозирование социальных ситуаций;

· изучение социальных противоречий и помощь в выработке практических рекомендаций по преодолению недостатков социальной практики.

Различают четыре этапа осуществления социологического исследования.

1. Подготовительный этап. Включает в себя определение (вместе с заказчиком) темы, целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовки программы исследования, определение генеральной и выборочной совокупности, разработку и тиражирование инструментария, формирование исследовательской группы, определение сметы исследования и графика работ, соответствующую организационную и материально-техническую подготовку.

Важнейшим моментом подготовительного этапа исследования является разработка программы социологического исследования, включающей в себя два основных раздела:

· теоретико-методологический (определение задач, целей, объекта и предмета исследования, описание проблемной ситуации, формулировка гипотез, интерпретация и операционализация понятий, обоснование выборки);

· процедурно-методический (характеристика эмпирических методов сбора первичной социологической информации, разработка инструментария и методики его использования, определение методов количественной и качественной обработки полученных данных, определение плана исследования и графика работ).

2. Полевой этап. Включает сбора первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования.

3. Этап подготовки и обработки первичной информации. Включает проверку и в подготовку для обработки на ЭВМ собранные на этапе полевых исследований материалов, после чего осуществляется сам процесс обработки и получение различных зависимостей.

4. Заключительный этап. Включает обобщение данных, их объяснение и истолкование, получение практических выводов и рекомендаций. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговые документы зависят от глубины исследования и интересов заказчика. Основным заключительным документом социологического исследования является научный отчет. В него входят:

· программа исследования;

· характеристика респондентов;

· представление и анализ полученных данных;

· теоретические обобщения и выводы;

· приложения (графики, таблицы, схемы, диаграммы).

Вопрос 24

Программасоциологического исследования включает в себя методологическую и процедурную части и представляет собой «изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с общими целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием проведения процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки»* .

Программа должна четко установить изучаемую проблему, направление исследования, определить принципы их реализации, а также приемы, методы, средства, принципы получения и анализа информации.

Программа должна предписывать определенные действия социологам по эффективности сбора информации, обеспечивать контроль этой деятельности.

В программе социологического исследования фиксируется

инструментарий –система методических и технических приемов проведения исследования, заключающихся в определенных операциях и процедурах, которые оформлены и зафиксированы в инструкциях, анкетах, протоколах, диаграммах и других документах.

Весь инструментарий исследования должен быть хорошо продуман, выверен, скомпонован. Объем инструментария должен быть минимален, лаконичен и при этом понятен и конкретен.

На результаты социологического исследования значительным образом влияют методы сбора и анализа информации.

Программа дополняется рабочим планомисследования, где указываются этапы и сроки исследовательских работ, оцениваются и распределяются материальные средства и т.д.

Таким образом, программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Выборочная совокупность (выборка) – определенная доля индивидов или случаев, взятых из большой группы по определенным признакам. В конкретном социологическом исследовании эти индивиды или признаки представляют всю группу в целом.

Существуют различные способы формирования и методы расчета объема выборки. Этому вопросу посвящена обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно используются. Непременным условием достижения высокого качества исследования является репрезентативность выборки.

Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информацииявляются: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент.

Как правило, социологическое исследование начинается с анализа документов, т.е. таких элементов культуры, в которых содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов. В социологии при изучении документов определились два основных метода их анализа: традиционный (содержательный или качественный) и формализированный (количественный или контент-анализ).

Опрос является самым часто используемым методом сбора первичной социологической информации и предусматривает устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.

Наблюдение как метод сбора первичной информации строится на основе чувственного отражения действительности с четко определенной научной целью. От обыденного чувственного опыта социологическое наблюдение отличается тем, что оно всегда носит целенаправленный характер, определяется специальной программой, и его результаты фиксируются в специальных документах. Лабораторное наблюдение преобразует этот метод в процесс экспериментального изучения социального объекта.

Эксперимент как метод изучения социального объекта (чаще всего группы) в специально заданных, варьируемых и контролируемых условиях используется как в социологии, так и в социальной психологии. Основным требованием социального эксперимента является добровольность его участников и гарантия от негативных последствий.

В зависимости от методов получения первичной социологической информации различаются и методы ее обработки. Так, при анализе и обработке данных, полученных в результате опроса, используются такие методы, как: ранжирование, шкалирование и корреляция.

Существуют как количественные, так и качественные методы анализа социологической информации. К количественным методам относятся: группировка, корреляционный анализ и факторный анализ. Качественными методами анализа и обобщения являются: типологизация и моделирование.

Вопрос 25

Наши рекомендации