Взаимодействие театра со зрительской аудиторией
Итак, в настоящий момент театральная жизнь меняется, формируются новые правила общения с публикой, театр напрямую стал зависеть от потребностей социума. Зритель является непосредственным потребителем культурной услуги, предоставляемой театром. В данном случае следует говорить о специфике зрительской аудитории и о стратегии ее формирования в театрах различных социальных общностей.
Самая важная определяющая зрительского спроса является функция потребления. Существуют определенные инструменты, которые оказывают влияние на поведение зрителя как на потребителя театральных услуг. Однако считать театрального зрителя «чистым» потребителем в данном случае неправильно, ведь зритель не только «покупает» услугу, но и сам «отдает» нечто большее, чем просто оплачивает билет на спектакль. «Социальное бытование театра как вида искусства и его взаимодействие с другими искусствами теснейшим образом связано с функционированием потребностей художественных. Театр не только «производит» представления для публики, но и порождает публику для представления, он «моделирует» аудиторию, формирует «микрообщество». Приглашая зрителя к сопереживанию, соучастию, к диалогу, театр пробуждает в его сознании определенные идеи, интересы, потребности, жизненные ориентации».[8]
Описать свойства потребления продуктов культуры, каким и является театральная постановка, возможно, выделяя факторы, влияющие на поведение потребителя театрального искусства. Такими факторами являются:
– Социальные (социальные роли и социальный статус). Социальные группы, к которым принадлежит отдельный зритель и с которыми он взаимодействует (семья, друзья, соседи, коллеги, общественные организации и т.п.) могут быть как определяющими его интерес к театру, так и нежелательными, – группы, ценностные представления и поведение которой «уводит» зрителя от театра.
– Социо-культурные (субкультуры). Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. Существуют группы лиц одной национальности, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы, субкультуры со своими предпочтениями и запретами представляют религиозные группы, отдельными культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы. Также специфическим образом жизни отличаются и различные географические социумы и общественные классы. Именно по причине существования и функционирования вышеуказанных субкультур наблюдается большое количество различных театров, например, по этническим интересам (театры национального искусства).
Каждому общественному классу присущи свои индивидуальные характеристики: а) лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково; б) люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе; в) общественный класс определяется на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и т.п.; г) индивиды могут переходить в другой класс. Для каждого общественного класса характерны собственные предпочтения в потреблении. Поэтому зрительская аудитория формируется относительно определенного социального класса населения. В этом, кстати, кроется одно из главных отличий театра столичного и театра провинциального. Первый все чаще перемещается в узкие рамки классовой принадлежности.
– Психологические (внешне- и внутреличностные). Внешнеличностные включают в себя внешние характеристики отдельного зрителя (возраст, этап жизненного цикла, род занятий, тип личности и представление о самом себе). Театр является общественным учреждением культуры и то, как человек выглядит, «на сколько» он выглядит, что он думает непосредственно о себе и окружении и как он это делает, его образ жизни – все это реализуется в театре с того момента, как человек переступил его порог. Основными внутриличностными факторами являются мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и отношение. Здесь следует отметить, что мотивы зрителя как потребителя, его положительное или отрицательное восприятие спектакля формируются в основном благодаря рекламе.
Вышеуказанные факторы наиболее сильно проявляются в столичных театрах. Провинциальный город существует как бы в оппозиции столице, его семиотика опирается на некоторый набор представлений, общих мест, характерных объектов, одним из которых и является театр. Именно поэтому роль театра в жизни провинциала более исключительна, чем столичного жителя.
Интересно, что в рамках культурной парадигмы провинция часто осмысливается через театр (слово «провинциальный» часто связано с театром). Данная особенность определяет формирование зрительской аудитории на основе культурно-социальных и социальных факторов. Если в столичных театрах большая заполняемость зала говорит либо о престиже театра, либо о правильной репертуарной и рекламной политике, то в театрах провинциального города часто классовая грань между зрителями стирается. Ввиду этого политика театров по привлечению зрительской аудитории в зависимости от его местонахождения значительно отличается. Здесь существует четкое правило: чем больше город, чем больше театров в нем, тем больше усилий приходится прилагать для привлечения зрителей.
В более маленькой социальной общности политика привлечения зрителя заключается в задействовании простейших рекламных инструментов. И здесь большую роль играют «свободные» коммуникации, т.е. распространение информации в виде общих мнений и личных предварительных оценок (слухов). В столицах такого рода механизм распространения информации имеет не решающее значение, т.к. существуют также и мнения общепризнанных специалистов (критиков), более гибкие инструменты рекламы. Изучение потенциального потребителя и факторов, которые им движут в процессе возникновения мысли о посещении театра и до момента окончания спектакля является основным направлением в формировании зрительской аудитории.
Сегодня изучение целевой аудитории является не слишком востребованным механизмом управления в большинстве театров. Существует ряд театров, где изучение аудитории не является профилирующим направлением в управлении. Так, детские театры заведомо ориентированы на юную зрительскую аудиторию, поэтому изучение такого рода аудитории носит характер ознакомления с тем, чем, проще говоря, живет современный ребенок. В данном случае, речь идет, скорее, не о целевой аудитории, а о потенциальном потребителе.
В контексте темы нашего исследования необходимо также более подробно рассмотреть способы взаимодействия между зрителем и актером. Обогащая личностный опыт зрителя, театр расширяет его границы, удовлетворяет запросы и устремления, реализуемые в сценической игре актеров. Природа театра заключается в непосредственном общении зрителей между собой, а также зрителей и актеров, в соединении творческого познания жизни и ее сценического воплощения. В ходе общения в стенах театра опыт актеров становится достоянием зрителей. И тогда реакция зрителя совмещается с эмоцией актера, что может внести исправления в трактовку характеров, в отношения персонажей, – т.е. реализуется в принципе «обратной связи», который проявляется в полной мере именно в театре.
Любой профессиональный актёр, исполняющий роль на театральной сцене, использует тот же арсенал средств, которыми располагает человечество для установления непосредственной социальной коммуникации – речь и жест. Общение на сцене ничем не отличается от непосредственного взаимодействия в жизни, однако в данном случае эффективность коммуникации увеличивается благодаря наличию повышенной эмоциональной окраски интонации и жеста. Искусство актёра – это искусство общения, что позволяет говорить о социальном восприятии созданного актёром образа, который воспринимается зрителем как социальное существо, как конкретный человек в реальном облике актёра.
Художественное восприятие роли определяется её идейным содержанием, исполнительским мастерством актёра и всей целостной структурой спектакля. Социальное восприятие роли обусловлено теми представлениями о человеке, которые довольно устойчиво существуют в каждом обществе. Существует множество доказательств, что для значительной части зрителей актёр выступает как носитель социальных ценностей (например, письма зрителей в печатные издания и непосредственно к актёрам). Именно зрительское признание, «соучастие» в процессе становления популярности актера формирует его потребности и склонности. Актёр, прежде всего, – творец, художник; его влияние на зрителей есть приобщение их к искусству и в этом кроется главная задача актерского мастерства.
Отношения между актёром и зрителем наполняются конкретным социальным содержанием, в них впечатления всей жизни человека неотрывны от впечатлений, полученных от сыгранной артистом роли. Представление об актёре в сознании массового зрителя всегда преобразуется в общий образ, в котором совмещаются и взаимодействуют личность и художник. Поэтому-то совокупность ролей, сыгранных актёром, и человеческие качества самого актера сливаются в сознании зрителей в условно-реальный образ. Это идеальный образ, в котором всегда есть присущее не самому актеру, а его сыгранным персонажам, и который выступает как реальность для зрителя. Поэтому, когда у зрителя есть возможность увидеть артиста в качестве самого себя, а не своих ролей, то эта возможность является социальной ролью самого актера. Условно-реальный образ актера формирует общественные идеалы, обнажая нравственные и социальные проблемы. И именно поэтому актер имеет большую силу воздействия на массовое сознание, что подтверждает огромное социальное значение профессии актера.