Понятие социального развития. Прогресс и регресс
В понятийном аппарате современной теоретической социологии произошло разделение категорий «социальное изменение» и «социальное развитие». Под социальным развитием все чаще понимаются не все изменения в социальных системах, а лишь их определенный тип. На этот счет можно встретить различные точки зрения. Причины дискуссионности данного вопроса в социологии состоят в неоднозначности понимания в современной науке того, что есть развитие.
В одних случаях под развитием понимается движение по восходящей линии, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому, более высокому. Понятие «развитие» применяется здесь к процессам совершенствования, улучшения, усложнения и в данном значении совпадает с содержанием понятия «прогресс».
В других случаях под социальным развитием имеются в виду лишь такие изменения объектов, в результате которых возникает их новое качественное состояние (без его оценки): осуществляются более или менее глубинные структурные изменения, ведущие к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Результатом развития в этом случае является новое количественное и качественное состояние объекта, которое может предполагать и повышение, и понижение уровня его организации.
Учитывая неоднозначность понятия «развитие», в Социологическом энциклопедическом словаре дана широкая трактовка процессов развития, имеющих место в социальной сфере жизни общества. Под социальным развитием понимается совокупность экономических, социальных, политических и духовных процессов, развертывающихся в обществе. Таким образом, социальное развитие может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным.
Процесс социального развития характеризуется тремя чертами:
– необратимостью – постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
– направленностью – та линия или линии, по которым совершается накопление перемен;
– закономерностью – не случайный, а необходимый процесс накопления перемен.
Под социальным прогрессом понимается определенный тип или направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному, неуклонное восхождение к более сложным формам общественной жизни.
Интерес к проблеме социального прогресса возникает тогда, когда ставится вопрос о направленности социальных изменений в обществе. Уже с древности обозначились три варианта ответа на этот вопрос:
1) идея циклического развития (от греческого kuklos – круг, круговорот – движение с повторением и возвращением в точно такое же состояние, которое было в начале прогресса («все возвращается на круги своя»);
2) идея прогресса (от латинского progressus – движение вперед, успех) – абсолютный и неизбежный процесс совершенствования человеческого общества, переход его от простых форм к более сложным («золотой век впереди»);
3) эсхатологическая идея (от греческого eschatos – последний, конечный; logos – слово, учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира, о неумолимом движении к своему концу, страшному суду.
В классической социологии сформировалась точка зрения, утверждающая абсолютность и неизбежность прогрессивного развития общества, его необратимое линейно направленное восхождение к более сложным формам жизни. Накопленный материал в последнее время дает основания усомниться в универсальности линейной концепции и утверждать о противоречивом характере явлений прогресса в социальном развитии.
Во-первых, сегодня отрицается возможность универсального использования понятия «прогресс» для характеристики всей совокупности изменений общественной жизни (эволюционные изменения в области религии, философии и других областях невозможно оценить через призму развития от менее к более совершенному).
Во-вторых, устойчивый прогресс очевиден только в области естественнонаучных знаний, техники и технологии.
В третьих, по многим показателям в общественной жизни наблюдается застой или даже регресс(среда обитания, нравственность).
В четвертых, наряду с благоприятными вариантами общественного развития, с появлением глобальных проблем современности нельзя исключать возможность развития общества и по другим, менее желательным, в том числе катастрофическим и даже апокалиптическим, вариантам.
27. Кризис как стадия развития соц. систем: понятие и типология.
типология Соц. кризис- процесс крайнего обострения противоречий в общ-ве, резкое нарастание критич. массы конфликтов до такой точки, за кот. следует разрыв соц. связей, утеря способности общ. образованиями выполнять свои ф-ии, дестабилизация обществакак целостной системы.
Хар-ки соц. кризисов: наличие препятствия в процессе развития; разрушение или распад какого-то явления или процесса; неуправляемость, неконтролируемость функц-ния какого-то процесса; наивысшая степень развития соц. «болезни», за кот. может последовать «выздоровление» или распад социума, хаос; возможная утрата перспектив р-ия системы.
Классификация кризисов по уровню проявления:
мегауровневые (глобальные);
макроуровневые (масштабные);
мезоуровневые (средние);
микроуровневые (личностные).
Мегауровневый кризис: Носит глобальный хар-р. Происх. на ур-не мирового сообщ-ва. Современ. исследователи (С. Хаттинтон, Ф. Фукуяма) говорят о надвигающ. кризисе Человекой цивилизации.
Макроуровневый кризис: Охват. отдельное общ-во, гос-во; Предст. собой многомерное явление, охватывающ. все сферы жизнедеят-ти общ-ва. Пример: кризис советского обществав 1980-е годы, приведший к распаду СССР.
Мезоуровневый кризис: Протекает на ур-не ср. групп, сообществ, ассоциаций. Пример: кризис, хар-ный для экономич. отрасли, отдельн. региона, крупного предприятия
Микроуровневый кризис:Происх. в процессе личностных отношений (в семье, студенч. группе, коллективе).Пример: смерть близкого человека, развод, возрастной кризис
Типы кризисов по области проявления:
Экономич. (отражают острые противоречия в экономике или состоянии отдельных отраслей, предприятий и т.д.). Кризисы произв-ва и реализации товара, неплатежей, потери конкурентоспособности, банкротства
Соц. (возникают при обострении противоречий или столкновения интересов различных соц.групп). Кризисы работников и работодателей, персонала и менеджеров;
Психологич.(проявляются в виде стресса, чувства неуверенности, страха, незащищенности, затрагивают отдельного человека либо группу)
Организацион. (проявляются как кризисы разделения или интеграции деят-ти, распределения ф-ий, отделение структурных единиц)
Технологич.(кризисы НТП, недостатка новых технологич. идей или их неприятия. Кризис идеи мирного атома.
Типы кризисов по причинам возникновения:
Природные (вызваны природными факторами – землетряс-ми, ураганами, наводнениями).Обществ. (вызваны определенными процессами в общ.отношениях)Экологич. (являются рез-том возд-вия Человека на природу – загрязнением окр.среды, техноген. катастрофы, нерациональным исп-нием природных рес-ов
Типы кризисов в зависимости от фактора случайности:
Предсказуемые, закономерные (наступают как этап развития, вызваны объективными причинами, могут прогнозироваться).
Циклич. (разновидность предсказуемых, могут возникать периодически)
Неожиданные, случайные (наступают в результате грубых ошибок в управлении, возд-вия природных факторов и т.д)
28. Социальное управление: понятие и структура. Особенности социального управления в Республике Беларусь
Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве которого может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная, духовная сфера или определенные звенья (предприятия, фирмы, банки, организации и т. п.), с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели.
Субъект управления – это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющиеся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение ее нормального функционирования и успешного движения к заданной цели.
Объект управления – это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (целей).
Объекты управления характеризуются большим разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.
По масштабам и уровням управленческого воздействия объекты управления подразделяются следующим образом: страна, отрасль, регионы, предприятия и т. п.
По видам регулируемой деятельности объекты управления дифференцируются: на производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность.
По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются:
на население и все организационные структуры страны;
население областных, районных, городских социально-территориальных общностей;
персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений;
персонал министерств и ведомств, органов здравоохранения, социального обеспечения и т. п.
Особенности социального упр-ния в РБ
В связи с тем, что в системе управления наряду с горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, существует и вертикальные структуры управления. Типичным управлениям такой управленч. структуры является управленч. вертикаль, функц-щая ныне в РБ. На вершине этой вертикали действует Президент страны- высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности гос-ва. В его непосредственном подчинении -Администрация президента. Ниже ее по степени убывания властности и масштабов управленч. деятельности располагаются областные администрации, еще ниже –администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости пирамидовидная структура упр-ния.
Структура и содержание социальной политики.
Социальная область охватывает интересы людей, общества и государства и характеризуется отношениями в сфере производства и распределения, труда и быта, здоровья и досуга, благосостояния и защиты. Существенными при этом остаются региональные проблемы и межнациональные отношения.
Отношения в этой сфере развиваются под влиянием социальной политики как составной части внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике. Она регулирует отношения в обществе в интересах социальных групп и через интерес социальной группы, контролирующей власть. Она производна от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития материального производства и духовной культуры общества. Ее главная задача – гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами, созданием условий для решения жилищной проблемы, степенью удовлетворения спроса населения на количество и качество товаров и услуг, созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.
Составным элементом социальной политики государства должна быть программа социальной защиты населения. Ее нельзя понимать лишь как наличие тех или иных выплат и льгот отдельным группам населения. Мировая практика позволяет говорить, что социальная защита – это система законов, экономических и социальных гарантий для нормальной жизнедеятельности всем социально-уязвимым слоям населения: пенсионерам и инвалидам, многодетным семьям, безработным. Простое увеличение пенсий и пособий, стипендий и других денежных выплат без обеспечения роста выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, т.е. без прироста товарной массы и налоговых поступлений у государства, неизбежно ведет к росту цен и углублению инфляции.
В этих условиях возрастает роль социального прогнозирования, которое должно охватывать все области человеческого взаимодействия. Только при тщательном изучении состояния социальной сферы, выявлении возможных тенденций изменений в ней социальная политика может стать реалистичной и эффективной.
Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика должна быть своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект – социальные отношения в обществе. Это отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, этнических и демографических групп.
Соц. политика в современном мире осущ-ся прежде всего гос-вом. Гос-во явл-ся одним из политич.соц. институтов как исторически сложившихся устойч. форм организации совместной жизнедеят-ти людей. Это осн. институт полит.системы, призванный осущ-лять упр-ние общ-вом, охрану его экономич. и соц. структуры, подавление соц.противников. Обычно в соц. политике выделяют научно-познавательный и практически-организационный компоненты. Научно-познавательный компонент выступает как рез-т анализа и осмысления потребностей и тенденций развития, назревших в общ-ве, как оценка предшествующего курса соц. политики. Он также отражает ур-нь противоречий в соц. сфере общ-ва. Это все призвано способствовать корректировке соц. политики или же ее кардинальному совершенствованию. Практически-организационный компонент связан с непосредственным осущ-нием осн.задач соц. политики. И здесь многое зависит от ур-ня управленч. организацион. работы служб соц. защиты и помощи.
30.Социальные институты: понятие и типология.
Для поддержания общ. порядка и обесп.стабильности взаимод-вия соц. групп и общ.ва в целом сущ-ет система соц. контроля, важной частью кот. явл-ся соц. институты.
Соц. институты – совок-ть различных форм регуляции общ. отношений, специальных учреждений, системы норм, соц. ролей, обесп-щих реализацию ф-ий, необходимых для сущ-ния и р-тия как соц. общностей, так и общества в целом.
Основнаяцель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяютфункции институтов:
§ удовлетворение потребностей общества;
§ регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой.
Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.
Структуру социального института образуют:
§ социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
§ совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
§ система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
§ идеологические обоснования деятельности социального института;
§ социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
Кпризнакам социального института относятся:
§ совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
§ система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
§ система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
§ материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
§ общественно признанная миссия, цель, идеология.
В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:
§ экономические институты -разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата
§ политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
§ институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление.
§ институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное
Формирование социального института называется процессом институционализации.
Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.