Типов городов

Уединение нужно искать в больших городах.

Декарт

Социальные ресурсы городов Казахстана различны по уровню обеспеченности социальной помощи. Социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы. Принцип максимизации социальных ресурсов проявляется повсюду.

Типология городов и должна складываться в зависимости от того, в какой мере данный город обладает чертами подлинного города, в какой мере он отличается от деревни. И здесь первый признак – количество населения.

В. Г. Давидович относит к малым городам те, в которых живет менее 20 тыс. жителей, к средним – от 20 до 100 тыс. человек, к крупным – 100-400 тыс., к крупнейшим – от 400 тыс. до 1 млн. жителей. Города-миллионеры у него составляют отдельную группу /111, с.147/.

Б.С. Хорев называет город с число жителей до 20 тыс. малыми, от 20 до 50 тыс. – и полусредними, 50-100 тыс. – средними, 100-250 тыс. и 250-500 тыс. жителей – крупными разных классов, 500-1000 тыс. и свыше 1 млн. жителей – сверхкрупными разного ранга /111, с. 147-150/.

Конечно, эти различия не только количественные, но и качественные. Чем, например, различаются малые и средние города? Как правило, это города монофункциональные, с очень узкими выборами видов труда для населения, а в отдельных малых городах монопольное положение занимает какое-то одно предприятие. Эта узость выбора видов труда (а следовательно, и недостаточные возможности всестороннего развития личности) приводят к тому, что «особенностью использования трудовых ресурсов в малых и средних городах является несколько повышенная против больших и крупных доля населения, не занятого в общественном хозяйстве». Но вместе с тем в малых и средних городах коэффициент сменности оборудования выше, чем в больших.

У малого и среднего города менее развиты сферы образования и культуры. В них, как правило, нет ни вузов, ни театров. Отсюда недостаточные возможности удовлетворения духовных потребностей, вызывающие миграцию в большие города. Вместе с тем даже малые и средние города имеют определенный ареал воздействия, тоже являются центрами расселения.

Так, у среднего города «производственные связи … охватывают территорию в радиусе 40-60, торговые – 40-50, трудовые – 25-30 км». Но это значит, что и деревня в ареале малого города развита в гораздо меньшей мере, чем в ареале воздействия крупного города.

Второй признак – народнохозяйственная структура городов, характер занятости их населения, точнее – градообразующий фактор. Поселения ранжируются по доле занятых в промышленности и транспорте. Затем производится деление промышленных городов на центры много – и одноотраслевые, центры добывающей и обрабатывающей, легкой и тяжелой промышленности и т.д.

В свое время много писалось об оптимальной величине города. Назывались при этом самые разные цифры – 200, 250, 300, 500 тыс. Но оказалось, что быстрее всего растут самые большие города: несмотря на все неудобства жизни в них, население стихийно «голосует ногами» за них. Поэтому, видимо, постановка вопроса об оптимальной величине города является некорректной.

На наш взгляд, имеет смысл говорить лишь о минимальной величине города и то лишь по отношению к отдельно стоящим «точечным» городам. Минимальной численностью населения таких городов является 100 тысяч человек. Города с меньшим населением не могут удержать у себя либо в целом населения, либо наиболее образованную и, следовательно, имеющую наиболее развитые духовные потребности часть трудящихся. Такие города неизбежно будут терять свой интеллектуальный потенциал, ибо их величина не позволяет создать достаточные (с точки зрения сегодняшних возможностей) условия для всестороннего развития личности.

В городах с населением менее 100 тыс. человек, как правило, нет вузов, театров, крупных библиотек, и интеллигенция в них не удерживается. А это ведет и к застою экономики города. Следовательно, при планировании необходимо исходить того, что отдельно стоящие города с населением менее 100 тыс. человек неперспективны. Это значит, что в старых городах такого типа необходимо создавать новый градообразующий фактор, который позволит городу перешагнуть за стотысячный рубеж, а новые города сразу надо закладывать с этим расчетом.

Что касается городов, входящих в агломерации, то их полифункциональное развитие может быть обеспечено в системе этой агломерации. Здесь малые города выступают дополнением крупных.

На основе статистических материалов Искаков У.М. выделил следующие функциональные типы городов Казахстана:

1. Города – важнейшие административно-политические, экономические и культурные центры. Они выделены по признаку многофункционального, разностороннего развития. В них относительно высокий удельный вес населения, занятого в промышленности, отраслях культуры и управления. Для них характерны высокие темпы роста населения.

2. Индустриальные города (с добывающей и обрабатывающей промышленностью) включают такие, профиль которых определяется добычей и переработкой руд и нефти.

3. Города, идущие по пути комплексного развития. Это важнейшие административно-хозяйственные и культурные центра с довольно развитой промышленностью, в которой занято 40-50% населения, или же со складывающимся комплексом отраслей народного хозяйства, культуры и управления.

4. Город промышленно-транспортного направления исключительно небольшие, возникли в связи со строительством железных дорог, где 30-40% населения их занято в промышленности и на транспорте.

5. Города, выполняющие административно-хозяйственные функции местного значения – управления сельским хозяйством и переработки сельскохозяйственного сырья. Большинство из них – древние центры районов земледелия (Иссык, Каскелен, Сарканд, Талгар и др.), а также изменившие свои функции в связи с исчерпанием минерально-сырьевых ресурсов (Атбасар, Зайсан, Панфилов и др.), где удельный вес населения, занятого в сельском хозяйстве, достигает 20 %.

6. Города с преимущественным значением транспорта (Туркестан, Арысь, Октябрьск, Челкар).

7. Города с преимущественным значением оздоровительных функций (Сары-Агач, Щучинск – по величине полусредние) /116/.

В Казахстане, как и во всей стране, в основу определения городских поселений положено два основных признака:

1) численность населения данного населенного пункта;

2) род занятий населения (процент рабочих, служащих и членов их семей в общем составе населения).

В силу специфических особенностей и условий количественные показате-ли, характеризующие эти признаки, в каждой союзной республике утверждены принятыми специальными законоположениями о порядке отнесения населенных пунктов к городским.

Так, в Казахстане в основу выделения городских поселений положен количественный критерий по роду занятий населения, % рабочих, служащих и членов их семей от всего населения (для городов и поселков городского типа не менее 2/3 населения должно работать в отраслях промышленности) и ценз (наименьшая численность населения по городу не менее 8 тыс., по поселку городского типа не менее 2 тыс.). При этом следует отметить, что количественный признак по роду занятости населения в отраслях промышленности как в городах, так и в поселках городского типа республики одинаков. Такое положение связано с тем, что категорию поселков городского типа могут быть отнесены несельскохозяйственные, промышленные, транспортные поселения, а также совхозные поселки (при определенном цензе людности). При отнесении населенного пункта к категории городского поселения должно приниматься во внимание его административное значение, промышленные перспективы, благоустройство, коммунальное хозяйство (в частности, наличие государственного фонда), сеть социально-культурных учреждений и даже характер застройки.

Размеры города и темпы его развития зависят главным образом от характера и уровня промышленного производства. Каждый промышленный город представляет собой своеобразный производственный комбинат или комплекс предприятий, формирование и развитие которых подчиняется закономерностям размещения и территориальной организации производительных сил.

По методике известных градоведов В.Г. Давидовича, О.А. Константинова и др., а также урбанолога Б.С. Хорева, города Казахстана У.М. Искаков объединил в четыре группы по величине и в семь по их функциям /116, с. 107/. Из 82 городов 18- 21,9 %) отнесены к большим, с населением свыше 100 тыс. жителей. В этих городах сконцентрировано 56% от всего городского населения республики. В эту группу входят 16 областных центров и города Рудный, Темиртау, выполняющие административно-политические, экономические и культурные функции. В них представлена многоотраслевая промышленность (в Алма-Ате, Павлодаре, Чимкенте, Усть-Каменогорске, Актюбинске, Петропавловске и др.). Темиртау – город комплексного развития.

Группа средних городов немногочисленна. Сюда входит 10 городов, что составляет 12,1 от общего числа городов республики. В них проживает свыше 10% всего городского населения республики.

Средние города представляют определенный интерес с точки зрения функциональной. Сюда входят Джезказган, Талды-Курган, являющиеся областными, административно-промышленными и культурными центрами. Города Джезказган, Экибастуз с большими перспективами развития, они выполняют и общесоюзные функции. Четыре города – Сарань, Шахтинск, Зыряновск, Кентау развиваются как промышленные центры, экономика которых связана с разработкой полезных ископаемых. Балхаш, Лениногорск – центры комплексного развития.

29 городов (35,3%) республики являются полусредними, в них проживает 11,7% всего городского населения республики. Факторы, обусловившие появление этой группы городов, определили их дальнейшие народнохозяйственные функции. Так, к группе городов «добывающих» относятся Абай, Ленгер (шахтерские), Джетыгара, Кентау, Лисаковск, Жанатас, Никольский (горнорудные), Новый Узень (нефтехимический), города комплексного развития -–Ермак, Державинск, Капчагай, Текели, Чардара. В последнюю группу включаются города со специализацией переработки сельскохозяйственного сырья при большой занятости населения в этой отрасли.

Полусредние города, выполняющие комплексные функции, представляют большой научный и практический интерес. Среднегодовой прирост населения этой группы городов с 1970 по 1976 г. составил 0,96 тыс.чел., тогда как по группе средних – 2,4 тыс.чел. Города различных типов имеют отличные особенности в среднегодовом абсолютном приросте населения. По городам с профилирующей добывающей промышленностью среднегодовой прирост населения составил 1,3 тыс.чел., а в таких городах, как Новый Узень – 2,4, Джетыгара – 1,8; Никольский, Абай – 1,5 тыс. чел. Что касается городов со значением транспортных и оздоровительных функций, то здесь прирост населения в среднем в год составил лишь 0,30 тыс.чел. Это свидетельствует о больших различиях в промышленном производстве и степени занятости населения в общественном производстве.

Для более полного использования трудовых ресурсов, очевидно, необходимо построить предприятия легкой, пищевой промышленности, бытового обслуживания в тех промышленных центрах, где развитие градообразующих функций опережает развитие градообслуживающей сферы.

Процесс урбанизации в Казахстане, сопровождается не только ростом численности и повышением доли городского населения, но и значительными сдвигами в структуре городского и сельского населения. Образуются новые социальные группы населения – сельские жители, занятые несельскохозяйственным трудом, которые, проживая в пригородных зонах, выезжают на работу в близлежащие города. Большая часть данной группы населения проживает в Алма-Атинской, Павлодарской и Кустанайской областях. Это свидетельствует о качественно новых тенденциях расселения людей на основе соединения промышленного и сельскохозяйственного производства, о «размывании» границ между урбанизированными зонами и сельской местностью.

Система городов Казахстана характеризуется сочетанием небольшого числа крупных многофункциональных центров, имеющих относительно сложную функциональную структуру, со значительным числом небольших городов, из которых: городов с населением от 500 тысяч до миллиона – 1; от 300 тысяч до 500 тысяч –5;от 200 тысяч до 300 тысяч – 6; от 150 тысяч до 200 тысяч – 3; от 100 тысяч до 150 тысяч –6; от 50 тысяч до 100 тысяч –11 /117/.

В Казахстане два города имеют статус республиканского значения – Астана и Алматы. Наиболее ярким примером взаимосвязи процесса урбанизации с проблемами трудовых ресурсов города является единственный крупный город - Алматы.

В таблице даны территория и административно-территориальные единицы Казахстана на июль 1999 года (по данным Национального Агентства по статистике РК):

  Территория, тыс.км2 Районы Города Поселки Аулы(села)
Республика Казахстан 2724,9
Акмолинская 146,6
Актюбинская 300,6
Алматинская 223,9
Атырауская 118,6
Восточно-Казахстанская 283,3
Жамбылская 144,3
Западно-Казахстанская 151,3
Карагандинская 428,0
Кзылординская 226,0
Костанайская 196,0
Мангистауская 165,6
Павлодарская 124,8
Северо-Казахстанская 98,0
Южно-Казахстанская 117,3
Г.Астана 0,3 - -
Г.Алматы 0,3 - - -

Отказ государства от монопольной роли в финансировании строительства и содержании жилья привел к необходимости создания КСК. Они начали создаваться в 1996 году и в конечном счете призваны хотя бы сохранить прежние темпы содержания и восстановления существующего жилищного фонда. Жилищный фонд насчитывает 4478,9 тысяч квартир. Степень благоустройства жилья городов и поселков Казахстана (по данным Национального Агентства по статистике РК) такова:

  Город Сельская местность
Оборудование жилищного фонда, % Государственный фонд Частный фонд Государственный Частный
Водопроводом 91,2 72,9 24,1 14,8
Канализацией 89,2 69,1 18,8 4,6
Центральным отоплением 90,2 71,2 22,5 6,6
Ваннами (душем) 77,8 64,2 12,3 2,5
Газом 42,9 78,6 67,2 72,0
Напольными электроплитами   36,8   10,0   2,9   0,8
Горячим водоснабжением 68,8 55,3 8,4 0,2

По своему благоустройству квартиры в городах и сельской местности существенно отличаются. Если городские квартиры оборудованы водопроводом на 74,6 %, центральным отоплением на 72,7 %, канализацией на 70,3%, то в сельской местности соответственно - на 16,1%, 7,9%, 5,7%. В сравнении с другими странами уровень благоустройства домов и квартир Казахстана выглядит следующим образом:

  Оборудование
  Водопроводом Ваннами (душем) центральным отоплением
Казахстан 51,1 40,9 47,0
Кыргызстан 33,5 23,6 26,6
Россия 71,0 62,0 69,0
Финляндия 96,6 93,6 91,1
Франция 99,9 97,0 81,8
Польша 90,6 78,6 69,2

Развивающиеся рыночные отношения в жилищной сфере, приватизация жилья значительно изменили структуру жилищного фонда по формам собственности. Если в 1994 году удельный вес частного жилья составлял 75%, то в 1997 году он возрос до 95%, государственная собственность занимает лишь 5 %, 0,03% жилищного фонда находится в собственности других государств. С каждым годом увеличивается площадь ветхого и аварийного жилья. По типу бедности районы республики подразделяются на очень высокий, высокий, средний и низкий:

Группировка районов Республики Казахстан по типу бедности

  В том числе по уровню бедности, согласно величине расчетного коэф-та
  Всего районов Очень высокий, до 30 % Высокий, 30,1- 50,0% Средний, 50,1-100,0% Низкий, Выше 100 %
Казахстан
Акмолинский -
Актюбинский -
Алматинский - -
Атырауский
В-Казахстан. -
Жамбылский - -
З-Казахстан. - -
Карагандин.
Кызылордин. - -
Костанайский -
Мангистауск. -
Павлодарск. -
С-Казахстан. -
Ю-Казахстан. - -
Г.Астана -- - -
Г.Алматы - - -

Источник: Отчет о человеческом развитии. Задачи и проблемы 2000., стр.44

Крупный город имеет многоаспектный и многоуровневый характер функционирования, поэтому деление его на составные районы неизбежно. Однако определение структуры экономики крупного города, его разделение - процесс весьма сложный, противоречивый и отражая тот или иной аспект структуризации, естественно, структура рассматривается каждый раз пол каким либо углом зрения, что приводит к утере комплексности подхода.

«Структура экономики крупного города - это совокупность локализованных в данном городе компонентов (частей, элементов) и связей всех видов деятельности. Структура эта определяется местом данного города в общественном (в том числе территориальном) разделении труда и представляет собой один из тех реальных механизмов, воздействие на который позволяет осуществлять целенаправленное регулирование темпов и пропорций социально-экономического развития самого города и той территории, для которой он является управляющим, организационно-хозяйственным и транспортно-распределительным центром» /118/.

Структурное развитие городов обусловлено действием множества факторов – экономических, социальных, исторических, экологических, технических. Число таких факторов – одна из важнейших предпосылок научно обоснованного регулирования. Структурная перестройка, вместе с тем, не может выступать самоцелью. Она выступает лишь одним из механизмов долгосрочного развития города. От того, каковы эти цели, зависит выбор механизмов их достижения. Сами же цели должны формулироваться в рамках той или иной концепции развития города.

Структурная перестройка хозяйства Алматы направлена на создание источников собственных ресурсов, эффективное использование всех видов ресурсов и стимулирование развития города, превращения его в город науки, культуры, передовых технологий и высокоразвитой рыночной инфраструктуры.

Региональная программа развития города Алматы основана на новых принципах программно-целевого управления и с этой точки зрения она выступает эффективным средством регионального управления /118, с.185/. Рассмотрим более подробно ее основные разделы и положения. Предлагаемая программа развития города Алматы основана на учете всех недостатков, характерных для программных методов сегодня. Программа позволяет вывести город на рубежи передового индустриального центра с высокоразвитой структурой экономики, высоким уровнем социального развития.

В последние годы в городе отмечается устойчивый рост экономики. Постепенно и неуклонно возрождается промышленный комплекс. По итогам 2001 года прирост объемов производства составил 23%. В результате технического перевооружения производства такие предприятия, как «Сайман», «Искер», «АЗТМ», «ЫРЫСТЫ», «Бахус», «Белкамит», «Обис», и другие успешно осваивают выпуск новой технологичной продукции. В целом реанимировано и введено в действие 56 предприятий, более 100 крупных предприятий обеспечили прирост выпуска продукции, что позволило создать в промышленности в 2001 году около 4,0 тысяч рабочих мест, за восемь месяцев 2002 года –2,3 тысячи. За последние годы увеличилась доля инвестиций, направленных на развитие таких отраслей, как транспорт, связь, жилищное строительство, торговля. Особое место в преодолении бедности отводится малому предпринимательству, где создаются рабочие места для различных категорий населения, в том числе социально уязвимых слоев. В городе действует свыше 25 тысяч малых предприятий, численность которых увеличилась за 2001 год на 13% и достигла 161,3 тысячи рабочих мест. С 1999 года реализуется Концепция создания в Алматы промышленной зоны, в составе которой задействован бизнес-инкубатор, объединяющий вокруг себя 38 предприятий /65/.

Город является крупным промышленным центром республики. На его территории сосредоточено 24 предприятия легкой промышленности, 50 предприятий, работающих в сфере машиностроения и металлообработки, 41 предприятие – в сфере пищевой промышленности. Вместе с тем, основные промышленные предприятия, осуществляющие свою деятельность без иностранного участия, сократили объемы производства на 12,1%. К началу 1999 года полностью простаивало 48 предприятий.

В целях стабилизации работы промышленного сектора экономики проведена классификация предприятий на три группы:

1 группа – стабильно работающие предприятия (102 предприятия);

2 группа – предприятия, требующие поддержку и содействия (67предприятий);

3 группа - предприятия, предлагаемые на банкротство (18 предприятий).

На ряде крупных промышленных предприятий проведена работа по сегментации.

Аппарат Акима города продолжает целенаправленный поиск путей вывода предприятий из кризиса /118, с.184/.

В результате позитивных изменений в экономике стал возможен рост показателей денежных доходов населения и величины прожиточного минимума, а также средств на социальную защиту населения. В 2001 году среднемесячный размер дохода населения превысил прожиточный минимум в 2,7 раза, среднемесячная номинальная заработная плата работников – в 4,3 раза. Среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 25,7% к предыдущему году.

Демографическая ситуация в городе характеризуется тем, что по состоянию на 1 июня 2002 года численность населения города Алматы составляет 1140,1 тысяч человек, что на 4 тысячи больше относительно начала года, 55% всего населения составляют женщины, 17% - молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, 14%-пенсионеры. В городе сложилась положительное сальдо естественного прироста населения. На 1 июля 2002 года естественный прирост населения составил 1069 человек. В последние годы формируется положительное сальдо миграции, миграционный прирост колеблется в пределах 2300-2100 человек в год. Основным контингентом являются лица в трудоспособном возрасте. В то же время на одного выбывшего с высшим образованием приходится два прибывших, не имеющих такового. На состояние бедности и безработицы значительное влияние оказывают стихийные миграционные процессы, вызванные безработицей, экологическими проблемами других регионов республики и сопредельных государств. Определенные трудности создает маятниковая миграция населения из пригородных зон.

Заметно в последние годы острота вопроса о положении русскоязычного населения. В то же время число выезжающих в страны СНГ и дальнего зарубежья за 11 месяцев 1997 года возросло на 20% и составило 10,1тысяч человек. Снизился общий коэффициент рождаемости, он составляет 12,6 промилле в расчете на 1000 жителей. В сравнении с 1999 годом увеличилась рождаемость третьего и четвертого ребенка на 18 и 27% соответственно /65/.

Алматы является интеллектуальным и образовательным центром республики. Более 70% населения имеет высшее, среднее общее и среднее специальное образование. С целью обеспечения конституционного права граждан на получение бесплатного образования на территории города находится 375 организаций образования. В системе дошкольного воспитания функционирует 154 дошкольные организации. В системе среднего образования функционирует 171 дневное общеобразовательное учреждение и 54 негосударственных учреждения. Благодаря организованной системе работы по охвату детей общим средним образованием в городе нет детей, не охваченных обучением. Структурное и сетевое реформирование системы образования привело к резкому сокращению сети дошкольного и дополнительного образования. За последние 5 лет закрылись детские юношеские клубы, спортивные, художественные школы, дворовые клубы. Из-за недостаточного бюджетного финансирования на самофинансирование перешли музыкальные школы. Это не позволяет получать в них образование детям из малообеспеченных семей. Несмотря на рост школьников, охваченных спортивными секциями, занятиями в спортивных школах и детско-юношеских клубах, их удельный вес не превышает одной трети учащихся. В системе начального и среднего профессионального образования функционирует 71 учреждение, где по государственному заказу обучается 43% учащихся.

Социологические исследования показывают, что «кризисное состояние системы общего образования сказывается на среднем числе лет, проводимых в школе, на качестве обучения и воспитания молодого поколения. Одновременно оно испытывает на себе разрушительное влияние ухудшения материальных условий существования подавляющего большинства семей в результате упадка производства и прогрессирующего социального расслоения» /119/.

В городе действует реабилитационный центр для трудных подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2001 году при центре открыт Дом юношества на 90 мест для выпускников детских домов.

В городе 73 высших учебных заведения, в которых обучается третья часть всех студентов страны. Реализация закона Республики Казахстан «Об образовании» и государственной программы «Образование» способствовала улучшению доступа к услугам образования. Вместе с тем качество услуг образования и их реальная стоимость для потребителей, материально-техническая база и оснащенность, перезагруженность организаций образования все еще остаются серьезным ограничителем доступа населения к качественному образованию.

«Мы открыты всему новому. Но мы понимаем, что и мир вокруг нас открыт, а потому незащищен и от несомненно существующего зла, от забот колоссального масштаба и громадных следствий. Об этом нам напомнил еще раз Президент РК Н.А. Назарбаев своей книгой «Критическое десятилетие». И в не тоже можно прочесть немало того, что имеет отношение к стратегиям развития современного образования и воспитания» /120/.

В научно-исследовательских институтах, их филиалах и отделениях, лабораториях, проектных и проектно-конструкторских организациях, высших учебных заведениях работают более 11 тысяч специалистов, из которых 612 – докторов наук, 2073 – кандидата наук. Медицинскую помощь населению города оказывают 53 больничных и 111 врачебно-амбулаторных поликлинических учреждений, отделений города. В них работают 10,0 тысяч врачей и 12,5 тысяч со средним медицинским образованием.

В распоряжении алматинцев имеются 6 стадионов, 14 плавательных бассейнов, 63 тысяч человек постоянно занимаются спортом.

Криминогенная обстановка в городе характеризуется снижением преступности по сем направлениям на 13,1% по сравнению с 1996 годом, а по сравнению с 1993 годом – на 31,3%. Значительно сократилось количество преступлений, связанных с провозом и употреблением наркотических веществ, угонами автомобилей и вымогательствами. В то же время возросло число таких преступлений, как мошенничество, грабежи, хулиганство и кражи. Раскрываемость преступлений по всем направлениям сократилась на 23,1% по сравнению с 1996 годом и составила 43,2% от всего числа совершаемых в городе преступлений. В целях усиления работы по охране правопорядка в 1997 году принята и реализована программа по борьбе с организованной преступностью и укреплению правопорядка. В рамках этой программы разработан комплекс мероприятий по борьбе с алкоголизмом и наркоманией.

Экологическая обстановка г.Алматы обусловлена, в первую очередь, загрязнением воздушного бассейна выхлопными газами автотранспорта и усугубляется ландшафтно-географическими условиями, затрудняющими естественное проветривание площади города. Не менее остро стоят проблемы загрязнения почв отходами подземных и поверхностных источников воды.

Неблагоприятная экологическая обстановка существенно сказывается на жизни бедных слоев населения. Основными факторами выступают загрязнение воды, воздуха, почвы и подземных вод, сохранение и восстановление зеленого потенциала.

Акимат города рассмотрел несколько предложений и принял вариант строительства за чертой города нового мусороперерабатывающего завода – по технологии фирмы «Bastimar» и сортировочной станции по технологии фирмы «Имаме Иберика», которые позволят перерабатывать весь объем твердых бытовых отходов и улучшить экологию.

Для решения экологических вопросов в городе разработана и утверждена решением городского Алматинского маслихата комплексная программа оздоровления экологической обстановки города Алматы «Таза ауа – Жанга дауа» на 1999-2015 годы.

Исходя из анализа социально-экономической ситуации приоритетную значимость приобретают следующие задачи, стоящие перед акиматом города:

- Оздоровление финансового состояния предприятий через активизацию процесса банкротства с акцентом на смену собственников и погашение задолженности по заработной плате.

- Поиск и привлечение инвесторов к решению городских проблем.

- Укрепление финансовой дисциплины, дальнейшая оптимизация бюджетных расходов, уточнение и поэтапное расширение налогооблагаемой базы, повышение уровня собираемости налогов.

- Создание условий для развития рынка жилья.

- Разработка механизма управления коммунальной собственностью города и создание залогового фонда недвижимости.

- Активизация работы по развитию малого предпринимательства, упрощение процедуры кредитования, введение системы налоговых льгот, содействие созданию новых рабочих мест.

Возможности развития города:

- стабильная общественно-политическая ситуация

- экспортный потенциал

- формирование благоприятного инвестиционного климата

- развитие местных производств и сфер деятельности, обеспечивающих занятость населения.

Угрозы развитию:

- зависимость производственного сектора о поставок из стран СНГ

- снижение общего интеллектуального уровня и квалификации трудоспособной части населения за счет выбытия высокообразованных и профессиональных кадров в г.Астану.

- снижение налогоооблагаемой базы (по причине переноса столицы)

- рост социальной напряженности (ввиду роста стоимости жизни, числа нуждающихся в улучшении жилищных условий и скрытой безработицы)

- неблагоприятные в экологическом отношении ландшафтные условия города

- сейсмоопасность

Процесс формирования населения определяет количество и качество всех ресурсов. Снижение численности населения повлечет за собой снижение трудоспособного населения.

Уровень занятости населения в 2001 году составил 89% от экономически активного населения, что на 3% больше предыдущего года. В структуре занятого населения соотношение складывается в пользу наемных работников (78%), численность самозанятого населения сокращается. Общее число безработных в 2001 году составило 59,9 тысяч человек, уровень безработицы достиг 10,8% от экономически активного населения. Примерно каждый пятый безработный состоял на учете в уполномоченном органе по вопросам занятости и получал различные виды социальной помощи.

Реорганизация, ликвидация предприятий, структурные изменения, передислокация в северную столицу, все это оказывает влияние на рынок труда и является причиной роста уровня официальной безработицы.

Реорганизация крупных предприятий и рост численности предприятий, занятых в сфере малого бизнеса, при одновременном снижении числа работающих на государственных, коллективных и общественных организациях способствует изменению (росту) заработной платы. В негосударственном секторе более высокооплачиваемые являются работники совместных предприятий. Среднемесячная заработная плата на 48,2% выше общегородского уровня.

В условиях рыночных отношений центр тяжести в решении социальных проблем все в большей мере должен смещаться на региональный уровень.

Содержание социального блока будет определяться результатами анализа социально-экономической ситуации в регионе, сравнительной оценкой остроты проблемы, общей оценкой развития социальной инфраструктуры. Для этого анализируется:

1) уровень доходов населения;

2) среднедушевая величина регионального минимального потребительского бюджета и его соотношение со средней заработной платой в регионе;

3) удельный вес расходов на социальные нужды в региональном бюджете;

4) состояние материально-технической базы отраслей социальной инфраструктуры;

5) степень социальной защищенности нуждающихся групп населения, реальная обеспеченность последнего услугами учреждений социальной инфраструктуры и в сравнении с принятыми в регионе нормативами;

6) динамику показателей рождаемости и смертности в регионе.

Средняя численность работников крупных и средних предприятий в городе Алматы с численностью более 50 человек (без учета совместителей) составила 239 тысяч человек, что на 0,5% больше, чем в соответствующем периоде 1998 года. Наибольший удельный вес работников был занят такими видами деятельности, как промышленность (19,8%), образование (17,1%), операции с недвижимым имуществом (12,5%), транспорт и связь (11,6%), здравоохранение и социальные услуги (10,0%).

Конечно, у крупного города немало и «минусов». Чем крупнее город, тем больше в нем концентрация промышленности, транспорта, людей и, значит, выше возможность загрязнения природной среды. В большом городе жизнь труднее и с точки зрения психологической напряженности, связанной с обилием контактов, переполненностью магазинов, зрелищных учреждений, транспорта и т.д. Процент въезжающих в любой город (по отношению к числу его жителей) примерно одинаков, а рождаемость, как правило, тем меньше, чем больше город. Чем крупнее город, тем он привлекательнее для населения.

Важнейшая тенденция социального развития городов это специфика национальной структуры. Именно в городах сосредоточена профессиональная художественная интеллигенция каждой нации, именно здесь в первую очередь происходит процесс развития национальной культуры. Вместе с тем в городах в наибольшей степени происходит процесс территориального перемешивания наций. В течение длительного времени считалось, что национальный вопрос у нас решен полностью, что создало вокруг него атмосферу благодушия. Между тем в национальных отношениях реально накапливались нерешенные проблемы, что в отдельных случаях привело к вспышке национализма.

Но в целом условия города с его смешанным в национальном отношении населением в большей степени способствуют сближению наций.

Наиболее притягательным фактором в городе является возрастание возможностей всестороннего развития личности. Эти возможности увеличиваются вследствие расширения градообразующих факторов, среди которых все более важное место занимают наука, передачи информации. Связь, искусство, т.е. весьма сложные виды деятельности. Кроме того, значительно усложняется традиционный труд в производственной сфере; здесь увеличивается доля инженеров и рабочих, занятых сложным трудом. В результате всего этого увеличивается доля выскоквалифицированного труда и вместе с тем растет выбор видов деятельности в рабочее время. Стирание различий между физическими и умственным трудом еще более усиливает эту тенденцию. Известно, что все эти факторы в городе действуют в гораздо большей мере, чем в деревне.

Крупные города сталкиваются в своем развитии с новыми, требующими глубокого изучения проблемами. К ним относятся не только связанные с высокой концентрацией населения в крупных городах проблемы снабжения, как не всегда достаточная сбалансированность в развитии средств производства и рабочей силы, что может вызвать дефицит или избыток в рабочей силе в отдельных отраслях народного хозяйства города; недостаточные темпы улучшения условий труда при существенном росте образовательного и культурного уровня населения. Еще большее внимание следует обратить на условия жизни работников, на устранение различий в условиях жизнедеятельности горожан по районам города, на неблагоприятные тенденции в демографических процессах: снижение в ряде регионов рождаемости, увеличение разводов и др.

Попытки ограничиться в решении указанных вопросов общими мерами, без учета специфики качества населения, закономерностей развития и присущих ему особенностей не дают желаемого результата.

. В социальной работе необходимо учитывать основные положения Концепции градостроительного развития Алматы. Согласно первой концепции градостроительного развития г. Алматы развивается как радиально - кольцевая структура с компактно - расчленённым расселением его жителей.

По этой версии из-за слабого ветрового режима и сложной экологической обстановки город Алматы целесообразно развивать в виде расчленённой городской системы, когда крупные жилые и промышленные массивы разделяются широкими зелёными полосами, которые выполняют функции “лёгких” города. В этом варианте предгорья Заилийского Алатау являются преимущественно зоной интенсивного освоения их рекреационного потенциала для организации туризма, отдыха, лечения. В настоящее время уже наработан определённый опыт развития международного элитного туризма, например, ставшее регулярным музыкальное шоу ” Азия дауысы”, международные экологические симпозиумы, научные конференции, встречи деловых людей, а в скором времени, возможно, встречи представителей разных религиозных конфессий, паломников многочисленных верований во имя духовного единения народов.

Согласно первой концепции город должен был получить развитие вдоль основных радиусов: автомагистрали Алматы- Ташкент, Алматы - Капчагай, Алматы - Нарынкол, а также вдоль железной дороги Алматы - Чу, Алматы - Капчагай. Ядром такой перспективы развития Алматы должна была стать историческая часть города (Малая и Большая станицы, Татарская слобода). Вокруг этого ядра размещены многоэтажные жилые микрорайоны, которые чередуются с малоэтажными застройками, особенно там, где уже сложились улично- дорожная сеть, культурные объекты, инженерные сети, места работы и отдыха и др. Селитебные зоны будут развиваться вокруг существующих жилых районов севернее железнодорожной станции Алматы I, восточнее Первомайских прудов и западнее Капчагайского шоссе. Здесь преимущественно должны размещаться жилые массивы, а вблизи железной дороги - промышленные объекты и грузовые терминалы на горы.

Следующая (вторая) концепция развития г. Алматы - это радиально- кольцевая структура с рассредоточенным расселением населения. Над ней работала группа архитекторов в составе Баирова С.Б., Хаирова С.А., Жунусова С.Е., Каймолдина А., Ибрагимова К.Т., Фесенко А.В., Абегалиева А.К. По существу, это формирование Алматинской городской агломерации как более зрелой стадии развития г. Алматы. Захватывая в орбиту своего влияния аглообразующими производствами многочисленные окрест расположенные населенные пункты и города, Алматинская городская агломерация перерастает в экополис. Экополис в буквальном смысле означает “ город в органическом единении с природой”. Городские сооружения, здания, коммуникации хотя и довлеют над природным ландшафтом, но причиняют ей минимальный вред. Угроза землетрясений стала одним из факторов, повлиявших на решение перенести столичный центр, и эта угроза не исчезает с перенесением столицы в другой географический центр Казахстана.

Среди общественности и специалистов по экологическому оздоровлению городской среды сейчас обсуждается принципиально иной подход к утилизации промышленных и бытовых отходов. Активисты, известные своими баталиями по Сорбулаку, снова собираются под “ зелёные знамёна” по “мусорной проблеме” г. Алматы. Идея глубокоэшелонированной сортировки всех видов отходов, начиная от домашней кухни, подъезда, дома, участка, квартала, микрорайона, безусловно, заслуживает поддержки. Но для этого потребуется решить вопрос об обеспечении необходимой тарой, обеспечении систематического контроля за добровольной сортировкой отходов и помещения их в специальные контейнеры, оборудовании специальных площадок и своевременном вывозе отходов в места промышленной утилизации или изготовлении из отходов полезной продукции, удобрений и т. д.

Авторы второй концепции развития Алматы подсказывают, что необходимо “ограничить территориальный рост столицы (теперь уже бывшей) с последующим разуплотнением и доведением численности населения города до 750 тысяч человек ” к 2030 г. Правда и они, и авторы других концепций развития города не приводят экономическую цену своим идеям, а без этого здравый смысл не восторжествует и будут преобладать эмоции... Авторы второй концепции считают, что “наиболее активно реконструкция и разуплотнение должны проводиться на территориях севернее пр. Рыскулова в условиях с крайне неблагоприятной экологической обстановкой, с хаотичной жилой, промышленно- складской и коммунальной эастройками”. Основным способом разуплотнения г.Алматы является создание городов - спутников, новых и на базе малых городов и населённых пунктов (г. Каскелен, ст. Чемолган, с. Дмитриевка, г. Талгар, п. Авангард, п. Ельтай, п. Энергетический и п. Алатау).

В мировой урбанистике это хорошо отработанный процесс, и муниципальные власти всех субъектов городской агломерации научились успешно управлять городскими агломерациями. Нам это предстоит освоить, уповая не столько на “ административные циркуляры”, а максимально используя экономические рычаги: льготное финансирование выгодных для города объектов, или ограничивая, а порой и вовсе приостанавливая невыгодные производства, которые чаще всего вредны. А такой способ, как “налоговая удавка”, может по миру пустить хоть кого, если в этом есть объективно здравый смысл.

Линейная структура рассредоточения расселения “Жибек жолы” предусматривает развитие агломерации на удалении 7-8 км севернее прилавков гор параллельно исторически сложившемуся направлению расселения (Шёлковому пути) на территориях с благоприятными природно - климатическими условиями и менее опасных в сейсмическом отношении. Конечно, всегда заманчиво подражать “хорошей истории”, а тем более Шёлковому пути, некогда оживившему наши края, где провозился китайский товар, а вывозилось ценное сырьё.

Традиции эти и до наших дней живы. (Имеется в виду однонаправленное движение по Семиречью определённой номенклатуры товаров: в нашу сторону ширпотреб, а в сторону Китая - сырьё, к которому добавился и ценнейший металл - медь). И это сбрасывать со счетов не надо, так как торговый городок на Заре Востока изначально зарождался на китайских мелких вещах. Именно здесь сейчас обозначились повышенные экологические нагрузки, особенно за счёт автотранспорта, “тарного мусора”, а также испражнений и человека, и животных, которые очень непросто оказалось урегулировать, чтобы близ расположенные дома и строения не превратились в отхожие места.

По третьей концепции предусматривалась зона экологического равновесия - территория шириной 4-5 км вдоль рек, в пределах которой будут организованы свободные озелененные пространства с использованием под лесопитомники, охотничьи хозяйства, дендропарки, места отдыха (разработчики Фесенко А.В., Балгереев М.).

Привлекает в этой концепции и то, что единый многопроводный транспортно - технический коридор можно расположить вдоль БАКа ( скоростной электротранспорт, монорельс, ЛЭП, топливопроводы, водоводы, трубопроводы, пневмопочты, мусороудаления и т.п.)

Планируемый скоростной электротранспорт позволит населению быть высоко мобильным в пределах алматинской городской агломерации, а следовательно, без проблем добираться до рабочих мест и обратно - в спальные зоны и места получения “городских удовольствий”. Внешний транзитный транспорт и вынос аэропорта за пределы селитебных зон; особенно на месте их сближения ( ж. д. ст. Узунагаш), позволяют организовать мощный перегрузочный терминал. При этом основным критерием размещения промышленных и транспортных объектов станет развитие экологически чистых производств, преимущественно по переработке сельско-хозяйственного сырья, а также изготовление из него высоко конкурентной продукции.

Наукоемкие производства, развитие сети объектов получения разнообразных удовольствий при условии доступного по ценам транспорта, производство из местного сырья высококачественных лекарств, биопрепаратов и многое другое должны сделать алматинскую городскую агломерацию еще более привлекательным городом.

Старая часть города Алматы должна быть подвергнута реконструкции, с приоритетом развития в центре сферы обслуживания, как это в действительности и получает воплощение. Сюда будут приезжать из селитебных зон, а также из других городов Казахстана, а возможно, из зарубежья, чтобы потратиться на удовольствия и приобрести высокоэлитные товары, услуги и т.п.

Четвертаяконцепция - это линейный город Алматы - Капчагай - разрабатывалась как альтернативный вариант всем трём концепциям. Их устремления отойти от жесткого регламентирования к чёткому управлению городской системы строятся на принципе непрерывного процесса градостроительного проектирования и освоения территории. Но этот принцип вполне вписывается и в три рассмотренные концепции. Главное здесь в другом: какой ценой четвёртый вариант обойдётся налогоплательщику и что он даёт каждому гражданину в отдельности.

Всё это справедливо и по трём другим концепциям, но расчеты такие никто не производит, видимо, из-за их сложности, особенно по причине неотработанности методик и, в частности, социальных оценок. А ведь без этого невозможно исчислить эффект создания алматинской городской агломерации.

Согласно данному подходу г. Алматы предполагалось пустить в северном направлении по хорошо проторённым транспортным путям. При этом линейная структура города формируется малыми градостроительными образованиями, представляющими собой промышленно - селитебный сплав микрорайонов на 100 - 200 тысяч человек с ориентацией к северу вдоль скоростных транспортных магистралей. При этом транзитный транспорт выносится за пределы линейного города в направлении Узунагаш - Капчагай.

Авторы подсказывают и факторы исчисления экономической результативности развития алматинской городской агломерации в северном направлении. То, что сейсмичность угрожает городским строениям, - истина неоспоримая. Но её решение должно осуществляться не посредством роста материало - и энергоёмкости строений и коммуникаций, а внедрением лёгких и дешёвых строительных материалов и конструкций. Это, в свою очередь, повлечёт снижение этажности города и, значит, его расползание по территории, поскольку растёт население и умножаются потребности.

К вопросу о сохранении благоприятных территорий, прилегающих к г. Алматы. Для отдыха, туризма, размещения курортно - санаторных учреждений и сельского хозяйства. В основном здесь речь идёт об использовании рекреационного потенциала предгорий, гор и высокогорий. В принципе, здесь можно говорить о формировании экологической ренты рекреационного потенциала пригородной зоны. Её эффективное освоение может дать каждому жителю города экономию средств на оздоровление, а это в свою очередь продлит их трудоспособную пору и увеличит производительность труда.

Как же видится социальное развитие города Алматы - города истинной веры и духовного возрождения, добродетельного универсального урбаносоциума? Городской социум - это каждый из нас, неразрывно связанный с общественными структурами, много вкладывающий в их становление и совершенствование, на равных участвующий в социализации жизненных благ, в их потреблении согласно вложенному личному капиталу, здоровью, времени, интеллекту и др.

Принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды является общефилософским принципомсистемы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.

Наши рекомендации