Психологические особенности молодости
Возрастные границы молодого поколения, как социальной общности, предопределяют его психологические особенности. Если в биологическом плане молодость – это период созревания молодого индивида, а в социальном – достижение самостоятельности в принятии решений, то в психологическом плане, для каждого индивида, молодость – это период формирования характера и самоидентификации. Формирование характера включает в себя развитие следующих составляющих: самосознание, мировоззрение, критическое отношение к окружающей действительности.
- самосознание – это целостное представление индивида о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, интеллекта, морально-волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков. На этой основе возникает возможность целенаправленного самосовершенствования и самовоспитания индивида.
- мировоззрение – этоцелостная система взглядов, знаний и убеждений индивида, его жизненная философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.
- критическое отношение к окружающему миру – это стремление заново и критически осмыслить все окружающее самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п. Юношеству свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления - разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, ане теории действительности.
Базовой составляющей характера является самосознание, которое выступает основой становления устойчивого образа личности, а значит, самоидентификации и самоопределения индивида. Становление самосознания происходит по следующим направлениям:
- индивид открывает для себя свой внутренний мир, юноша или девушка начинают воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего "Я", появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой возникает чувство одиночества ("Другие люди меня не понимают, я одинок").
- появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти наставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих жизненных целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни, осознание своих целей, жизненных устремлении, выработка жизненного плана - важный элемент самосознания.
- формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а уже затем морально - психологические, интеллектуальные, волевые качества. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы ("Я в своем представлении = гений + ничтожество") На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнения других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение - обобщенное отношение к себе.
- происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. "Первое познание пола, точнее, противоположности полов рождает растерянность, смятение, отчаяние и, во всяком случае, психофизическое потрясение перед лицом новой, безграничной, высшей силы. Страх и кризис сопровождают восстание ранее неизвестных желаний".
- вырабатывается критическое отношение к себе в прошлом и устремлённость в будущее.
На формирование характера молодого человека значительное влияние оказывает окружающая его социальная среда. Если окружающие не уделяют должного внимания развитию молодого человека, если проявляется гипоопека и безнадзорность, то данное обстоятельство будет способствовать формированию неуравновешенных, вспыльчивых или, напротив, скрытых и замкнутых людей. Если же речь идёт о гиперопеке, например, в семье, то формируются эгоистичные, требующие поклонения субъекты. В обоих случаях у индивида подсознательно закрепляются искажённые механизмы формирования собственного "Я", осознание своего места и роли в системе общественных отношений.
В то же время, отношение самих молодых людей к окружающей социальной среде неоднозначно. Формирование составляющих характера сопровождается стремлением молодых людей доказать свою независимость и самобытность и сопровождается типичными поведенческими реакциями: пренебрежительное отношение к советам старших, недоверие и критика старших поколений, в некоторых случаях открытое противодействие. В таких ситуациях юноши и девушки предпочитают опираться на моральную поддержку ровесников, что приводит к типичной реакции "повышенной подверженности" (неосознанная внушаемость сознательный конформизм) - влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.
Переход из подросткового возраста в юношеский и далее в молодёжный сопровождается определёнными психологическими симптомами, которые, указывая на значительные индивидуальные различия, тем не менее, характеризуют ряд общих тенденций в развитии молодого поколения. Одна из них состоит в том, что в ранней юности, по сравнению с подростковым периодом, значительно снижается острота межличностный конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.
Заметно улучшаются от подросткового к раннему юношескому возрасту многие другие личностные качества, однако говорить о том, что произошло окончательное становление личности, не приходится. Ранний юношеский возраст - это, с другой стороны, время не меньших бурь и потрясений, чем подростковый возраст, но они качественно иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительного ответа на вопрос "Каким быть?".
Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это. как правило, мысли обо всем, о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают и волнуют старших школьников.
В юности нередко встречается обостренное чувство одиночества, которое, как считает Э. Фромм, если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психическому разрушению "так же, как физический голод - к смерти. Моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное". К счастью, это чувство в юности не является стабильным. При установлении хороших личных контактов с окружающими людьми оно быстро исчезает.
В раннем юношеском возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и сферу его межличностных отношений. В юности больше, чем в других возрастах, встречаются акцентированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам. Характер многих молодых людей становится акцентуированным – это крайний вариант нормы. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются по мере взросления. От акцентуации зависят особенности нарушений поведения молодых людей. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую.
Явная акцентуация отличается наличием довольно постоянных черт определённого типа характера. Выраженность черт определённого характера не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. По мере взросления особенности характера отсаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. Скрытая акцентуация характеризуется слабой выраженностью черт определённого характера, которые могут и не проявляться совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".
Принято выделять следующие основные типы акцентуации
1. Гипертимность. Склонность к повышенному настроению, быстрая переключаемость с одного дела на другое, недисциплинированность. Такие молодые люди легко попадают под влияние неблагополучных компаний, в то же время склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Отмечается тенденция к доминированию, лидерству.
2. Застревание. Склонность к "застреванию аффекта", к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Слишком устремлённые, упёртые "в одно", зашкаленные. Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбуждение), могут проявлять агрессию.
3. Эмотивность. Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному, для окружающих, поводу. От настроения зависит всё – и работоспособность, и самочувствие, и т.д. Тонко организована эмоциональная сфера, способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям с окружающими. В любви ранимы как никто иной. Не против того, чтобы их опекали, заботились.
4. Педантичность. Пребладание черт педантизма. Таким молодым людям трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы всё было на своих местах, чтобы люди чётко оформляли свои мысли – крайний педантизм. Характерны период злобно-тоскливого настроения, всё их раздражает. Молодые люди с таким типом акцентуации могут проявлять агрессию.
5. Тревожность. Молодые люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.
6. Циклотимность. Характерны резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое – длительно. При депрессии ведут себя как "тревожные", быстро утомляются, снижается творческая активность.
7. Демонстративность. Молодые люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление постоянно быть в центре внимания. Елси нет способностей, чтобы выделиться, - привлекают внимание антисоциальными поступками. Присуща паталогическая лживость – чтобы приукрасить свою особу.
8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения.
9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Характерно пониженное настроение, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, быстрая утомляемость в контактахи предпочтение одиночества.
10. Экзальтированность. Тип акцентуации, близкий к демонстративному, но в данном случае нарушения и проявления акцентуации происходят на уровне эмоций, т.е. идут от темперамента.
Обобщая сказанное, можно выделить совокупные психологические особенности молодого поколения:
1. Для молодёжи характерна более высокая степень эмоциональности в поведении и отношениях.
2. Для молодёжи в большей степени характерна резкая, беспричинная смена настроения.
3. Для молодёжи в большей степени характерна интровертивность, то есть ориентация на свои внутренние проблемы.
4. Для молодёжи в большей степени характерно стремление к изоляции, одиночеству.
5. Молодые люди, находясь под влиянием семьи, школы и сверстников, стремятся к большей самостоятельности, формированию собственных интересов, потребностей, ценностей.
6. Молодые люди стремятся избавиться от контроля со стороны родителей в поведенческом, эмоциональном, моральном аспектах.
7. Изменяются приоритеты во взаимоотношениях: более значимыми становятся отношения со сверстниками, менее значимыми – отношения с представителями старшего поколения.
8. Формируется чувство взрослости, появляется оценка собственных способностей, потребностей, притязаний, осуществляется попытка построения определённых жизненных планов.
9. Изменяется отношение к себе и окружающему миру, формируется самооценка.
10. Для молодого поколения в большей степени характерны психологические кризисы.
11. Для молодёжи характерна категоричность суждений, юношеский максимализм.