Тема 9. Социологическое исследование, его структура и функции
Важнейшей стороной профессиональной деятельности социологов является проведение конкретных, прикладных социологичесих исследований, позволяющих установить реальную и прочную связь между теорией и практикой социологической науки. Возможности социологии вторгаться в социальную действительность путем использования имеющихся у нее на вооружении общих и специальных методов эмпирических исследований могут рассматриваться в качесвте ее отличительного признака, свойства, ибо эта наука с самого начала своего появления была направлена на максимально точный, практикоориентированный, подтвержденный опытным путем качественно и количественно содержательный подход в изучении социальных объектов, процессов и явлений. Достижению такого результата служит строгая методология социологических исследований(социологического познания), представляющая собой совокупность основных принципов, положений, правил, методов, способов и приемов научного освоения социальной реальности, воплощаемых в разных формах и схемах социологического познания.
Особенностью социологических исследований является их активный, наступательный характер. Эта активность проявляется в том, что эксперты в области социологии не довольствуются исключительно тем, что доступно внешнему наблюдению в различных сферах общественной жизни, теми фактами и явлениями, которые проявляются сами по себе, естественным образом. Они моделируют ситуации, экспериментируют, проводят различные опросы среди населения, выявляя общественное мнение по интересующим их вопросам, сопоставляют данные многолетних наблюдений, делают соответствующие выводы, представляют прогноз, осуществляют систематический мониторинг важнейших социальных показателей, представляют регулярные доклады и отчеты для структур государственного управления и т.д. Разумеется, все это не может быть реализовано вне четкой и выверенной системы правил, технологий, регламентирующих основные фазы и процедуры при осуществлении деятельности, направленной на квалифицированное социальное познание.
Социологическое исследование –это форма научного познания, представляющая собой систему последовательных методологических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемых социальных явлениях и процессах в целях приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.
В зависимости от целей и задач выполняемых работ социологические исследования часто подразделяют на виды:
· разведывательные(предварительное, зондажное, поисковое) –используется в начале научного процесса. Проводится в рамках небольшой выборки (выделенной части исследуемого объекта), по упрощенной методике. В разведывательном исследовании часто используются экспресс-опросы, позволяющие быстро собратьнебольшой объем информации. Параллельно могут ставиться задачи апробирования возможных вариантов социологического инструментария – т.н. пилотажные исследования;
· описательное(констатирующее) – применяется для общей характеристики крупных социальных объектов. Предполагает в дальнейшем переключение внимания на конкретные проблемы, ограниченные рамками выборочного исследования;
· аналитическое(объяснительное) – ставит цель углубленного проникновения в причинно-следственные связи и отношения объекта исследования. Составной частью аналитического исследования может стать эксперимент, позволяющий проверить гипотезы в реальных ситуациях.
В целом типология социологических исследований довольно велика и может включать в себя такие основные типы социологических исследований:
· теоретические – разработка и обоснование определенной теории, нового научно-методического подхода, дальнейшее развитие уже сложившейся теоретической базы на основе спекулятивного, умозрительного, интеллектуального конструирования, позволяющие выявить незадействованный ранее потенциал научного знания, обобщить его, осуществить его качественное приращение;
· эмпирические –использование, наряду с иными научно-исследовательскими инструментами, полученной опытным путем информации об изучаемых объектах, процессах, явлениях, опирающееся на наблюдаемые и регистрируемые особенности их функционирования, разнообразие фактических проявлений;
· фундаментальные –предполагают получение как новых научных (теоретических) знаний, так и выявление фундаментальных (основополагающих) закономерностей;
· прикладные –ориентированы на решение практических (прикладных) проблем, обусловленных актуальными процессами общественной жизни и возникающими в этой связи вопросами;
· оперативные –теоретико-методологические исследования на предприятиях, в учреждениях, с помощью которых анализируют местные проблемы с целью нахождения оптимальных способов их разрешения;
· прогностические – направлены на построение аргументированного научного проекта, модели возможных состояний общества и отдельных его элементов в ближайшей либо отдаленной перспективе;
· разовые –позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;
· повторные –используются для выявления динамики социальных объектов и процессов, изменений в их развитии;
· полевые –ориентированные на изучение объекта в нормальных естественных условиях, в повседневной обстановке;
· исследования «с обратной связью» –их цель – привлечь коллектив к участию в решении стоящих перед ним практических проблем; · междисциплинарные – предполагающие сотрудничество представителей различных научных дисциплин в решении комплексной проблемы;· экспериментальные –связанные с моделированием ситуаций, процессов, постановкой опытов и др.Выбор конкретного вида и форм исследования связан с содержанием и спецификой изучаемой проблемы, особенностями объекта и предмета, а также зависит от целей, задач и гипотез исследования. В совокупности они задают направление последующих работ, влияют на выбор и реализацию методов сбора, обработки и анализа социологической информации, а, следовательно, на конечные выводы и рекомендации, результаты исследования.
Разнообразие выявляемых в процессе нашего рассмотрения видов социологических исследований может быть представлено в виде упорядоченных групп, формируемых близкими друг к другу научно-исследовательскими практиками, которые образуются в соответствии с определенными выделяемыми основаниями:· в зависимости от предмета своего исследования, сферы приложения(социологические исследования могут подразделяться насоциально-экономические, собственно социологические, социально-политические, социально-педагогические и т.д.);· в зависимости от степени полноты представленности различных сторон объекта исследования(комплексные и некомплексные исследования);· в зависимости от степени выраженности динамики объекта исследования (точечные, повторные, панельные, мониторинговые);· в соответствии с направленностью исследования, глубиной и сложностью анализа (разведывательные – пилотажные или зондажные, описательные, аналитические); · по типу и уровню исследовательской деятельности(теоретические, эмпирические, теоретико-эмпирические, фундаментальные, прикладные);· по типу субъекта исследовательской деятельности(коллективные, персональные (авторские);· по количеству целей исследования(многоцелевые, одноцелевые);· по количеству включенных в исследование объектов(клиническое, фокусированное, точечное);· в зависимости от заданной необходимости повторения, продолжения исследования(разовые, повторные (панельные, лонгитюдные, трендовые), социальный мониторинг);· по условиям и предпосылкам исследования(полевые, лабораторные);· по типу и качеству обеспеченности предварительной информацией(информационно обеспеченные и необеспеченные);· по получаемому знанию, его новизне(новаторские, компиляторские);· в соответствии с ролью в науке(фиксирующие факты, проверяющие гипотезы, обобщающие, аналитические, синтезирующие, прогностические ретроспективные и т. д.);· по возможностям применения знаний(теоретические, прикладные, теоретико-прикладные);· по масштабу объекта(сплошные, выборочные, локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные, международные). Следует подчеркнуть, что довольно редко можно встретить «чистые», например, фундаментальные или прикладные социологические исследования, эмпирические или теоретические и т.д. Чаще используется определенный комбинированныйвариант, когда проводятся прикладные работы с целью решения конкретных практических проблем, затем полученные результаты обобщаются в теоретических публикациях. Бывает и наоборот: теоретические обобщения заканчиваются практическими выводами и рекомендациями, которые внедряются с целью коррекции отдельных социальных процессов. Иными словами, представленную классификацию можно использовать для характеристики любого социологического исследования. При этом отдельные основания данной классификации практически не зависят друг от друга. Для того чтобы описать то или иное конкретное исследование, нужно лишь выделить соответствующие ему элементы по каждому основанию. Например, социологическое исследование можно охарактеризовать как социально-экономическое, комплексное, точечное, разведывательное, аналитическое, коллективное, полевое, информационно обеспеченное, новаторское, прикладное, обобщающее и т. д. Проведение социологического исследования – длительный, сложный и трудоемкий процесс, который может быть представлен в виде последовательно реализуемых этапов его организации:1. Этап подготовки – состоит в обдумывании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.2. Сбор первичной социологической информации –аккумулирование необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых и т.д.).3. Подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработка полученной информации вручную или на ЭВМ.4. Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций, предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения социологического исследования.Начало любого компетентного социологического исследования – это составление программы, в которой излагаются детали предстоящего исследования. Программа (план, проект) социологического исследования –документ, содержащий сведения о методологических, процедурно-методических и организационно-управленческих принципах, методах и средствах планируемого научного изучения конкретных социальных объектов.
Основные функции программы социологического исследования следующие:
· методологическая (теоретическая) – связана с научным обоснованием направлений социологического исследования;
· методическая(процедурная) – определяет способы и приемы сбора, обработки и анализа информации;
· организационная(управленческая) – ориентирована на координацию деятельности участников исследовательского процесса.
Программу составляют разделы (параграфы), в которых последовательно излагаются основные принципы (теоретические подходы) и методы (способы, процедуры) сбора, обработки и анализа социологической информации. Завершается программа изложением способов организации предстоящего исследования.
Примерная структура программыможет быть представлена в следующем виде (включает в себя следующие пункты):
1. Проблемы исследования, их актуальность.
2. Объект и предмет исследования.
3. Цель и задачи исследования.
4. Гипотезы исследования.
5. Интерпретация понятий.
6. Методы сбора информации.
7. Методы обработки информации.
8. Методы анализа информации.
9. Социальные эксперименты.
10. Организация исследования.
Первые пять перечисленных разделов (параграфов) реализуют в основном методологические (научно-теоретические) функции программы, вторые пять – процедурно-методические и организационно-управленческие функции.
Не имея возможности подробно приводить здесь содержание всех основных пунктов программы социологического исследования, укажем, что важнейшим компонентом его проведения является построение т.н. выборки исследования, которая служит для уточнения границ исследуемого объекта (специфика социальных объектов зачастую состоит в том, что их нельзя охватить полностью), а также в определенной мере для конкретизации, закрепления предмета исследования. С помощью выборки обосновываются сокращенные масштабы (объемы) работ, что позволяет минимизировать затраты на их проведение. Таким образом, благодаря выборке в социологическом исследовании нет необходимости, изучая, например, отношение населения того или иного города к определенной проблеме, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить только выбранную часть респондентов, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим показателям, существенным для исследуемой проблемы). Становится понятно, что корректно сформированная выборка – один из важнейших элементов, обеспечивающих репрезентативность (адекватность, состоятельность) социологического исследования.
Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет собой уменьшенную копию (модель) общего объекта исследования (генеральной совокупности).
Генеральная совокупность – включает в себя все элементы объекта исследования, ограниченные естественными территориально-временными рамками и оговоренные в программе исследования. Выборочная совокупность – часть элементов объекта исследования, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения) и работы с ней.
В качестве основы формирования выборки используют информацию, полученную из анализа документов. Это могут быть: данные переписи населения, статистические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым имеет доступ социолог.
В практике социологических исследований используются различные типы выборки:
1. выборка эмпирическая –наиболее часто применяемая при небольших по объему исследованиях, определяется опытным путем. Этот тип выборки можно подразделить на виды, которые чаще применяются в социологическом исследовании:
а) стихийная выборка – например, случайный выбор «первого встречного»;
б) квотная– создается «модель», прототип пропорционально воспроизводящий генеральную совокупность по основным социально-демографическим и другим важным для исследования показателям.
2. Выборка вероятностная (или случайный отбор) – используются приемы теории вероятности, известные в математике. Основные виды вероятностной выборки, применяемые в прикладных социологических исследованиях, могут быть следующие:
а) простая вероятностная (простой случайный отбор), когда, например, могут выбираться карточки с номерами респондентов по принципу «жребия»;
б) систематическая вероятностная (например, каждый пятый или сотый);
в) серийная (гнездовая) – когда отбираются т.н. «гнезда» (бригады, участки, студенческие группы), иногда полярные по исследуемым качествам (передовые – отстающие, группы курящих – некурящих и т.д.).
Выборки бывают районированными,если отбору предшествует разделение генеральной совокупности на части (например, школы или семьи можно разделить на городские и сельские, «благополучные» и «неблагополучные»).
Иногда выделяют выборки многоступенчатые(на первой ступени проводится отбор, например, по районам, на второй – по предприятиям, на третьей – по цехам, участкам и т.д.), направленными от общего к частному.
Особым видом многоступенчатой выборки является многофазовый отбор,когда из отобранной выборки отделяется подвыборка меньшего объема.
Отметим, что во всех случаях главное требование, предъявляемое к выборке, – это ее репрезентативная адекватность объекту исследования в целом.
Репрезентативность выборки(от франц. representative – показательный, представительный) – это способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.
Однако даже хорошо рассчитанная выборка отличается от генеральной совокупности. Уровень отклонения (или ошибка выборки) не должен выходить за пределы допустимых погрешностей. Ошибка выборки –это степень отклонения выборки от генеральной совокупности по наиболее существенным характеристикам.
Выделяются такие основные виды ошибок выборки:
· случайные –связаны со статистическими погрешностями (зависят от динамики и вариативности исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);
· систематические –возникают из-за неполной адекватности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее «удобных» для исследования элементов генеральной совокупности), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.
Репрезентативность выборки определяется путем математического расчета возможных погрешностей. Формулы расчета репрезентативной выборки, опирающиеся на закон больших чисел, применяются обычно при масштабных исследованиях на значительных территориях, в пределах страны или крупного региона. Закон больших чисел –основополагающее требование теории вероятности, строится на выводе, что по мере увеличения объема выборочной совокупности (количества единиц наблюдения) параметры выборки по своим существенным характеристикам приближаются к генеральной совокупности.
При проведении социологических исследований на небольших по объему объектах выборка рассчитывается обычно эмпирическими методами (до получения устойчивых результатов), параллельно со сбором социологической информации.
Объем выборки иногда определяют и таким способом. Вначале опрашивается предполагаемое количество респондентов (например, 50% от общей численности). Затем собранный массив анкет делится на две части по статистически случайному принципу. Обработав каждую часть в отдельности и обнаружив, что расхождения в ответах незначительны, можно сделать вывод о возможности в последующих исследованиях уменьшить объем выборки в два раза.
Применяются и другие приемы. Например, в различные анкеты, используемые в исследовании, можно включить по 2-3 блока одинаковых «контрольных» вопросов. Затем, начав опросы, скажем, с первой анкеты, постепенно после каждого нового анкетирования уменьшать объем выборки, обращая внимание на степень искажения суммы полученных ответов по контрольным вопросам. Они должны быть незначительными, в пределах допустимых погрешностей.
В заключение отметим, что, несмотря на кажущуюся примитивность этих и других подобных указанным приемов, они помогают социологу накопить определенный опыт в проверке репрезентативности собранной информации, что, как было отмечено, является важной частью проведения компетентного социологического исследования, способного выявить достоверную информацию о социальной реальности, сделать конкретные выводы, дать практические рекомендации всем заинтересованным в проведенной научно-исследовательской работе сторонам.