Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть
Сегодня жизнь невозможно представить без информационных технологий. Интерактивное телевидение, мультимедиа, использование компьютерной техники в телевидении повышают интенсивность распространения информации и воздействия её на людей. Средства доставки электронной информации непрерывно совершенствуются, благодаря электронные СМИ вышли на первый план среди других средств массовой информации. С внедрением космических спутниковых систем коммуникаций, информационной сети Интернет формируется глобальная информационная инфраструктура, существенно меняется информационное пространство. Сегодня мировые компьютерные информационные системы, предназначавшиеся в первоначальном варианте для исполнения других функций, стали сильнейшими средствами массовой информации на базе принципиально нового носителя информации. Такая революция на информационном поле СМИ ставит новые международные правовые вопросы. ЮНЕСКО в 1995 году одобрило среднесрочную стратегию обеспечения свободного потока информации и развитие телекоммуникаций на 1996-2001 гг. Пакт о либерализации телекоммуникационных рынков, подписанный в 1997 году 68 странами Всемирной торговой организации дает правовую базу дальнейшего развития глобальной информационной магистрали. Таким образом, бурное развитие и происходящая конвергенция аудиовизуального, телекоммуникационного и компьютерного секторов привело к новой ситуации на рынках СМИ, изменению принципов его развития, взаимодействия с государством и обществом.
В связи с этим требуется проведение анализа механизма воздействия средств массовой информации (СМИ) на общественное мнение, общественное сознание и массовое поведение людей. Хотя сами средства массовой информации исследуется многими учеными, пока ещё не разработана методика систематического наблюдения за самим процессом воздействия СМИ на массовую аудиторию, оценки состояния, осуществление контроля за характером реакции массовой аудитории на то или иное воздействие со стороны различных СМИ.
Изучением СМИ занимались различные отечественные и зарубежные ученые и школы. Анненбергская школа создана в 1959 году при Пенсильванском университете, которая осуществляла свои исследования в трех направлениях: «анализ кодов и форм структурирования образов и сообщений, исследование поведения различных групп в коммуникационном процессе и изучение коммуникационных систем, институтов и политики. Эта новая концепция, ее продуктивность в исследованиях и публикациях внесли существенный вклад в тенденцию превращения изучения коммуникаций в составную часть академической организации научного познания»[100][100].
Получили известность исследования содержания телевизионных передач, проведенные авторами этой школы в 1967 году. Телевидение рассматривалось как одно из средств сохранения целостности сложившихся общественных отношений и структур. Исследователи утверждали, что телевизионная система является стабильной и закрытой структурой, способной вводить «массового зрителя в круг особой условной культуры со своими устоявшимися представлениями о жизненных ценностях и порядках... Методология Анненбергской школы предполагает два уровня изучения системы телевизионных сюжетов и образов: системный, выявляющий структуру главных ареалов телевизионного пространства, и культивационный, устанавливающий, что конкретно усваивается в сознании телезрителей в качестве общественных норм и ценностей... С помощью этого индикатора определяется состояние общественного сознания и психологии, мнения, вкусы, пристрастия и потребности, которые порождаются социальными системами и оказывают на них свое ответное влияние. Устанавливается также и закономерная зависимость места и роли СМИ в обществе от характера собственности на эти средства»[101][101].
Синтез телекоммуникаций и информационных технологий с аудиовизуальными средствами массовой информации открывает новые возможности в прогрессе научного подхода к распространению информации. В то же время глобализация телекоммуникаций ставит проблему сохранения культурного многообразия, распространяя однородные информационные продукты и услуги.
Различные люди или социальные группы не одинаково понимают, а потом и оценивают полученную информацию из средств массовой информации. Многие новости погружают массовую аудиторию в сферу медиасобытий, которая формирует некую достаточно самостоятельную подсистему в социальной системе. Эти события могут быть и нереалистичными, т. е. находиться в сфере так называемых псевдособытий, внушающих зрителям ложные представления о явлениях и процессах. Так или иначе эта субсистема все же зависит от социальной системы. Современными исследователями ставится задача выяснить причины распространения таких новостей и закрепления их в массовом сознании..