Структура компетенций муниципального служащего в современном обществе
На современном этапе развития наша страна вступает в новую эпоху - эпоху развития сетевого общества. Становление сетевого общества потребовало обеспечить адекватность специалистов всех уровней динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. В связи с этим особое внимание уделяется формированию структуры компетенций работников различных сфер, в том числе и на муниципальном уровне. Без данной структуры не возможен высокий результат труда, и это касается не только муниципальной службы, но и любой другой профессиональной деятельности.
Термин "компетенция" происходит от латинского "competentia" - ведение, способность, принадлежность по праву. В настоящее время содержание термина "компетенция" можно определить как совокупность полномочий, которыми располагает, какой-либо орган или должностное лицо, определённых конституцией, законами, постановлениями и другими актами государственного управления. Определение понятия компетенции в формальном (юридическом) значении предлагается различными авторами и зависит от элементов, включаемых ими в структуру компетенции. Так, М.А. Шафир, определяя компетенцию государства, указывает, что это один из важных институтов конституционного права, представляющий собой законодательное закрепление определенных областей общественной жизни, на которые распространяется деятельность соответствующего государства; функций, осуществляемых государством применительно к этим областям; конкретных властных полномочий, необходимых для реализации этих функций, и территориальных пределов их осуществления. А.В. Венедиктов рассматривает компетенцию органа как предмет его ведения (его задачи и функции) и объем прав и обязанностей, необходимых для осуществления его задач. Общим, что характеризует точку зрения различных авторов, является то, что знания человека выступают потенциалом, научно практическим багажом, которым он располагает, но привести их в действие могут лишь дополнительные факторы. В качестве основного элемента в структуре компетенций муниципальных служащих выступает совокупность прав и обязанностей. В то же время, на наш взгляд, характеристика компетенции будет неполной и не будет точно отражать ее содержание, если ограничиться выделением только этого одного, даже и основного, элемента. С этих позиций представляется целесообразным в структуре компетенции выделять содержательные (основные) и дополнительные (вторичные) элементы. Если основные элементы определяют содержание компетенции, то дополнительные отражают отдельные отличительные ее признаки. В качестве содержательного (основного) элемента необходимо выделить полномочия - совокупность прав и обязанностей, характеризующая (определяющая) набор средств, форм, методов и приемов осуществляемого субъектом воздействия. К числу дополнительных (вторичных) элементов можно отнести:
1) предметы ведения - сфера или сферы отношений, выступающие объектом воздействия субъекта-носителя компетенции;
2) функции - направления воздействия на объект, в соответствии с которыми субъектом достигаются поставленные перед ним цели и задачи;
3) пределы воздействия - пространственно-территориальные границы, иные рамки в которых осуществляется воздействие.
В ходе исследований, проведенных Советом Европы определены пять групп ключевых компетенций:
политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
межкультурные компетенции - способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
коммуникативная компетенция - определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;
социально-информационная компетенция - характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.
В ходе проведенного нами исследования мы анализировали степень владения муниципальными служащими выделенным набором ключевых компетенций. В качестве объекта исследования выступал отдел социальной защиты населения Чаплыгинского района Липецкой области, сотрудники которого являются муниципальными служащими; выборка составила 35 человек. Сотрудникам организации было предложено анкетирование, как одна из наиболее эффективных форм проверки выделенных компетенций. Вопросы анкеты были объединены нами в блоки, позволяющие более полно и точно дать оценку владения компетенциями. К ним относится когнитивный блок (знания, умения) - степень владения Интернет - грамотностью, умение эффективно использовать полученную информацию - данный блок позволит оценить социально - информационную, коммуникативную и персональную компетентность. Эмоционально - ценностный блок (установки, оценки, отношения) ориентирован на выявление политической и социальной компетенцией, а также межкультурной. На каждый из предложенных вопросов в блоках предлагалось три варианта ответа, респондентам необходимо было выбрать один наиболее подходящий для них.
В ходе исследования ответы респондентов подтвердили, что у большинства опрошенных преобладают блоки политических и социальных компетенций (53%), а также межкультурные - 41%. Муниципальные служащие в 47% случаев владеют навыками обращения с сетью Интернет и имеют хорошее представление о новых информационных цифровых технологиях. В целом ответы респондентов подтвердили, что сотрудники владеют поисковыми машинами Рунета и Байнета. Небольшая часть респондентов назвала даже такие интеллектуальные поисковые машины, как lupa.ru и nigma.ru и т.д. Однако только 23% начинают поиск с Google (8 миллиардов записей) или Yandex.ru (самая солидная по количеству записей поисковая машина в Рунете) - это показывает значимость социально - информационной компетенции в деятельности муниципальных служащих. Большинство опрошенных - 75% считают, что занятие информатикой в школе помогли бы им в сегодняшней деятельности. Достаточно высокий процент (48%) по когнитивной готовности специалистов (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, новый инструментарии, использованию необходимой и достаточной научной информации, умение учиться и учить других) показывает, что доля персональной компетенции также высока.
Таким образом, основу в структуре компетенций современного муниципального служащего составляет профессиональная компетентность. Она является "ядром" профессионализма и результатом умения выполнять поставленные задачи муниципальными служащими на достаточно высоком уровне.