Понятие культурно – просветительской деятельности
Культурно – просветительская деятельность ставит своей задачей сохранение, распространение и преумножение культурных, духовно- нравственных и эстетических ценностей человечества. Опираясь на культуру во всех её проявлениях, культурно – просветительская деятельность, по понятным причинам, внедряется в любую социальную науку. Везде, где объектом деятельности является человек, его разум, мораль и нравственность, культурно – просветительская деятельность носит практически незаменимый характер.
История культурно – просветительской деятельности уходит корнями в седую древность. С возникновением разумного мышления человек начал активно распространять постепенно накапливаемые знания об окружающем его мире, передавать эти знания своим потомкам. Древнейшие нематериальные памятники культуры: легенды и мифы, ремёсла являются продуктами первобытной культурно – просветительской деятельности человека.
На сегодняшний день функции и задачи данной культурной деятельности изменились очень незначительно. Существенное отличие первобытной культурно – просветительской деятельности от современной заключается в объёмах, которые запрашивает от культурно – просветительской деятельности общество. В настоящее время потребность в информации и просвещении достигла невиданных размеров. В связи с этим, культурно-просветительская деятельность, активно опираясь на новейшие технологии, заняла ведущее место в жизни современного общества, уступая, возможно, лишь информационной деятельности.
Жизненная потребность общества в просвещении привела к появлению многих видов культурно-просветительской деятельности. Ведущими среди них называют искусство и художественную литературу, так как они воссоздают непосредственную модель реального мира. Деятель искусства, создавая художественное произведение, пропускает творимую модель реальности через собственные взгляды на создаваемый предмет и вкладывает, таким образом, важную для культурно-просветительской деятельности информацию в свою работу. «Тем и ценны произведения живописи и поэзии, музыки и прозы, скульптуры и театрального искусства во всех их разновидностях, что в них воссоздается этот [жизненный] опыт как результат открытий, которые способен сделать в мире Художник – человек, наделенный даром чувствовать тоньше и видеть дальше, чем другие[2]».
Другая форма культурно – просветительской деятельности – наука. В соответствии с объёмом отраслей, который она в себя включает, наука является в настоящее время одной из наиболее распространённых видов культурно-просветительской деятельности. Её продукты – научные знания и навыки в научной сфере.
Ещё одна немаловажная область культурно-просветительской деятельности – политика и идеология. Отличие этих с первого взгляда похожих сфер культурно – просветительской деятельности заключается в их направленности. «Средства массовой информации XXI в. работают в новых социальных и политических реалиях, которые требуют осмысления как в теории, так и на практике»[3]. Идеология формирует определённую систему взглядов и действий, прививает какие-либо нормы в соответствии с господствующей политикой, идеологемы. Иными словами, носит по большей части теоретическую направленность. Политика же является духовно-практической деятельностью. Она являет себя через всевозможные издания политического характера: законы, указы, декларации, проекты, программы деятельности, решения о конкретных действиях и т.п. Политика воздействует на массовое сознание с целью его изменения, и это объединяет её с идеологией.
Журналистика теснейшим образом связана с политикой, так как является её инструментом в управлении массовым сознанием. Существует, однако, концепция о журналистике как о «четвёртой власти»: «Воздействуя посредством массовой информации на общественное мнение как состояние массового сознания, массовые коммуникации способствуют тем самым наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов. Этот факт послужил основанием возникновения термина "четвёртая власть", наделяющего массовые коммуникации некими особыми властными полномочиями»[4]. И всё же исследователи по большей части сходятся во мнении, что «именование журналистики (точнее, массовых коммуникаций) “четвертой властью” можно было бы однозначно считать метафорой и соответственно относиться к такой характеристике, как к метафоре»[5].
Отнюдь не стоит, тем не менее, преуменьшать важность взаимосвязи политики и журналистики. По словам А.Л. Коданиной, «взаимовлияние журналистики и политики становится все более многогранным, приобретая новые формы и характерные особенности. Результаты данного взаимодействия оказывают непосредственное влияние на все сферы жизни современного общества, что многократно увеличивает актуальность комплексного изучения этого процесса с целью выявления закономерностей и основных тенденций дальнейшего развития»[6]. Данная взаимосвязь имеет как теоретическое, так и прикладное значение.