Управленческий консалтинг
В литературе нет единого определения управленческого консультирования. В одних случаях его понимают как любую форму оказания помощи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это. В других — как консультативную службу, имеющую в своем штате высокопрофессиональных специалистов, работающих по контракту и оказывающих услуги сторонним организациям (заказчику) по выявлению управленческих проблем (анализ, практические рекомендации, содействие, редко — участие в их практическом решении).
Управленческий консалтинг — это вид деятельности, связанный с решением проблем и/или задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области стратегического планирования, управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельностью, оптимизации и повышения эффективности деятельности компании. Консалтинг включает решение следующего круга задач: цели и миссия компании; бизнес-процессы, организационная структура; процедуры управления; планирование и контроль; бюджетирование и др. Конечным результатом деятельности консультанта является не только решение конкретных проблем управления, но и повышение эффективности деятельности компании в целом и/или увеличение индивидуальной производительности труда каждого работника, а в некоторых случаях — создание конкурентных преимуществ и вывод компании на новый уровень20.
Сравнительный анализ различных формулировок управленческого консультирования в отечественной литературе провела O.K. Трофимова21 (табл. 6).
По данным Национальной гильдии профессиональных консультантов, управленческий консалтинг в 2001 г. был признан самой популярной услугой. Одно из самых удачных его определений принадлежит А.И. Пригожи-ну, Президенту Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию: управленческое консультирование — разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления, центральным звеном которой является экспертная помощь руководителям в решении проблем управления организационными системами. Управленческое консультирование напрямую связывает науку с практикой. Благодаря множеству успешных примеров у людей возникает впечатление, что консультирование может разрешить любую проблему.
По мнению В.Ф. Токарева, управленческое консультирование является частным случаем возмездного использования интеллектуальной собственности. Любой, даже независимый консультант по управлению, является пред-Управленческий консалтинг // http://www.emsi.ru/mgc.html
Сокращено по источнику: Трофимова O.K. Определение понятия «управленческое консультирование» // http://uamc.com.ua/articles/opr_up_cons.doc
принимателем в первую очередь по отношению к бизнесу своего клиента. Его задача заключается в том, чтобы предложить наиболее оптимальную комбинацию ресурсов, которыми владеет или распоряжается клиент. Отсюда следует, что труд консультанта является несомненно творческим трудом, а продукт этого труда, представляющий из себя информацию, обладающую коммерческой ценностью, есть интеллектуальная собственность22.
Таблица 6 Определение понятий управленческого консультирования (УК)
№ п/п 1. | Определение | Источник |
УК—высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализирующимися в определенной области | Чакыров К. Управленческое консультирование — организация процесса. София, 1986 | |
2. | УК—разновидностьэкспертной помощи руководителям организаций в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях | Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988 |
3. | УК — это деятельность и профессия, его содержанием является помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта | Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лей-манн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988 |
4. | УК — определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения | Основные положения программы (материалы к Ученому совету МЭ и ОПП СО АН СССР от 13.01.88). Новосибирск, 1988 |
5. | УК—услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решенииуправленческихипроизводственныхпроблем | Прокопенко И. Управленческое консультирование какуслуга//Пробле-мы теории управления. М., 1988 |
6. | УК — услуга, оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и практическом решении проблем | Комаров В.Ф. Программа работ лаборатории управленческого консультирования. Новосибирск, 1988 |
7. | УК — эффективная форма рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта | Елмашев O.K. Управленческое консультирование: Вопросы теории и практики. Ижевск:Удмуртия, 1989 |
8. | УК—это сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, и предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента | Саврук А., Красюк Р. Готовых решений не бывает // Рынок капитала. 1998. №23-24 |
К отличительным чертам управленческого консультирования относятся:
♦ Профессиональная помощь руководящим работникам. Управленческое консультирование обеспечивает профессиональные знания и навыки, касающиеся практических проблем управления.
♦ Совещательная служба. Консультанты в основном дают советы, т.е. они используются не для того, чтобы руководить организацией, они — советни-
Токарев В.Ф. Консалтинг — как практическая форма реализации интеллектуальной собственности //http://www.tokarev.nnov.ru/gloss/consult.htm
ки и не обладают непосредственной властью принимать решения об организационных изменениях либо претворять их в жизнь. Они отвечают лишь за качество и законченность совета, а клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из его принятия.
♦ Независимая служба. Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду и предлагать честные и объективные рекомендации относительно того, что следует делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы.
В соответствии с определением, данным Европейской федерацией ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО), менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации23. Термин «менеджмент-консалтинг», зародившийся в англоязычных странах, часто не совсем верно переводят как «управленческое консультирование», что наводит на мысль о консалтинге как чисто управленческой сфере знаний. Более адекватным, на взглядА. Посадского, является перевод «консультирование по экономике и управлению»24. Дело в том, что термин «менеджмент» означает прежде всего управление в сфере экономики, бизнеса, предпринимательства.
Управленческий консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Спрос на управленческое консультирование в той или иной стране отражает уровень ее индустриализации и экономического развития, а также сложность и запутанность проблем по руководству и управлению, с которыми сталкиваются частные и государственные секторы. Здесь важно наличие потребности в эффективности и более высоких стандартах функционирования, так как, если нет конкуренции и обстоятельств, требующих повышения эффективности, то нет и возможностей для получения заданий по консультированию25.
Управленческое консультирование как самостоятельная область прикладной и практической социологии представляет собой экспертную помощь со стороны специалистов по управлению персоналом на государственных и частных предприятиях. Оно преследует целью на основе научного анализа конкретных ситуаций выработать наиболее приемлемые пути повышения доходности предприятия, используя резервы, заключающиеся прежде всего в человеческом факторе, внедряя достижения современной науки. Подключение социологов к подготовке, выработке, принятию и внедрению управленческих решений приносит предприятиям зримую материальную выгоду. Взаимосвязь управленческого консультирования и социологии управления обеспечивает взаимодействие между социологическим знанием теории и практикой управления.
Экспертный характер такой помощи означает, что она проводится по заказу заинтересованного руководителя и носит рекомендательный характер. Консультант помогает, способствует, развивает, обучает и т.д. Непосредственно он не принимает управленческие решения, но готовит почву для них,
23 FEACO Information Document. Bruxelles, 1994. P. 2.
24 Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // http://www.cap.ru/cap/DAJLY/zeim_serninar/Consulting/k_6.htrn
Трофимова O.K. Международный рынок консалтинговых услуг и тенденции развития украинского консалтинга // http://www.uamc.com.ua/articles/article04.htm
ставит диагноз, рассчитывает альтернативы. При этом вся полнота ответственности, в том числе и юридической, за принятие решения ложится на плечи администрации.
Эффективность консультирования зависят от наличия квалифицированных консультантов, отношения к ним руководителей организации, возможностей организации-клиента и т.д. Консультант апеллирует кпредметной сфере своей науки и широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии, квалификации тех, кто, как ожидается, будет использовать созданную им технологию. Консультант работает по конкретной ситуации и, в отличие от академического социолога, ничего не изучает, не моделирует, не строит «вообще», опираясь на типичные тенденции и объективные законы. Управленческое консультирование связывает науку об управлении с практикой управления: если исследовательские и проектные организации предлагают типовые рекомендации, то консультант по управлению «привязывает» их к специфике организации-клиента. Это важный механизм распространения передового опыта в области управления, повышающий профессиональную квалификацию руководителей и специалистов управления через их обучение и взаимообучение.
Но вот парадокс: работая только с конкретными случаями, на конкретном предприятии и с конкретными людьми в сжатые сроки, консультант применяет не то что можно было бы назвать уникальным и неповторимым, а на-
Врезка