Современная концепция индустриального общества
СЕМИНАР
ТЕМА. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Цели:
- формирование знаний у студентов о предпосылках возникновения капитализма, социологических воззрениях ведущих социологов, отличительных чертах индустриального общества, об основных этапах эволюции капитализма;
- формирование умений у студентов систематизировать и производить обобщения изучаемой информации, выделять главные идеи, изучаемой проблемы.
План семинара
Представления о современном обществе.
Предпосылки возникновения капитализма.
3. Социологические воззрения о капитализме:
а) О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Бюхер;
б) Раймон Арон;
в) Уолт Ростоу;
г) современная концепция индустриального общества.
Отличительные черты индустриального общества.
4. Социологические теории капитализма:
а) теория капитализма Э. Дюркгейма;
б) учение о капитализме В. Зомбарта;
5. Социология капитализма М. Вебера:
а) исторические типы капитализма;
б) универсальный и современный капитализм;
в) «капиталистический дух»: внутренняя структура и точки эволюции;
г) протестантизм и протестантская этика;
6. Эволюция капитализма:
а) походы к определению понятия «капитализм»;
б) отношения между трудом и капиталом;
в) торговый капитализм;
г) индустриальный капитализм;
7. Подведение итогов семинара.
Литература
1. Коломиицев В. «Конца истории» не будет (К концепции «Цивилизации XXI века»). М., 2003.
2. История буржуазной социологии XIX - начала XX в. М, 1979.
3. Февр Л. Бои за историю. М., 1999.
4. Кравченко А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997.
5. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма // Социологические исследования. 1994. № 8—9.
6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Индустриальное общество возникло в Западной Европе 250 лет назад, а в некоторых регионах Земли оно еще даже не наступило. Оно основано на крупном машинном производстве, капиталистическом рынке и молодой демократии. Самым многочисленным в социальной структуре является рабочий класс, по 10-12 часов работающий на фабриках и проживающий в тесных жилищах. В экономике производитель господствует над покупателем, который только еще учится защищать свои потребительские права. Двигателем прогресса впервые становится научно-технический прогресс. Социальные отношения атомизируются и обезличиваются, а человек, как утверждают некоторые ученые, превращается в придаток машины.
НАЧАЛО НОВОГО ВЕКА
Современное общество прошло два периода развития, которые соответствуют двум типам общества — индустриальному и постиндустриальному.
Современное общество возникло между XVI и XVIII вв. в странах Северо-Западной Европы — в Великобритании, Голландии, Франции, Германии. Большинство историков единодушно в том, что современный социальный порядок зародился после трех великих революций — американской, французской и английской. Американская и французская обеспечили политическую и институциональную базу для модернизации — конституционную демократию, верховенство закона и принцип суверенитета национальных государств.
Английская промышленная революция заложила экономическую основу — рынок свободной рабочей силы, индустриализацию и урбанизм как новый образ жизни, капитализм как новую форму производственных и распределительных отношений.
Именно XVIII в. считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, на которой работали семья помещика, слуги и крепостные крестьяне либо семья городского ремесленника, неженатые подмастерья, вольнонаемные работники и слуги, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии. Маленькие мастерские уступают место огромным цехам, со сложным оборудованием: сборочными конвейерами, мартеновскими печами, счетно-решающими устройствами.
Алвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1981) писал о глубоких изменениях, происходивших по мере перехода западного общества из первой стадии развития — аграрного производства во вторую — индустриального развития. Однако ни традиционное фермерское земледелие, ни работа на фабрике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навыками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыслом, может справиться с подобной работой, особенно если речь идет о фабричном неквалифицированном или малоквалифицированном труде.
Промышленный переворот XIX в. привел не только к появлению фабричной системы массового производства, но и появлению массовой школы современного типа. Школы стали нужны как никогда ранее.
Промышленный переворот принес с собой высокую специализацию, синхронизацию. Стандартизированными и потому взаимозаменяемыми стали не только массовая продукция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно: по заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей, по гудку они отправляются на обед и заканчивают работу.
Но разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они заканчиваются. Ничего подобного не было ни в античности, ни в Средневековье. Учащихся было мало, а формы обучения были преимущественно индивидуальными и разнообразными.
В конце 1960-х гг. в экономической структуре ведущих стран мира проявились черты, позволившие социологам говорить о переходе к постиндустриальному обществу. Прежде всего это сокращение промышленного сектора и расширение сферы услуг, куда переместилась значительная часть рабочей силы. Родоначальник постиндустриальной теории Дэниел Белл писал, что постиндустриальное общество — это прежде всего общество, основанное на услугах (к сфере услуг Белл отнес торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений, науку, образование и управление).
Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформацию — переход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным подсчетам, к 2010 г. от 5 до 10% населения развитых западных стран пока еще останутся на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть, уже становится обработка информации. Наше общество называют информационным. Ведущую роль в нем играют знания.
Подобно тому как в XIX в. средний гражданин был фермером, а в XX в. — фабричным или заводским рабочим, средний житель в XXI в. будет занят обработкой информации. Это означает, что подавляющее большинство людей будет трудиться в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышленности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей.
Одно из важнейших следствий этих изменений — необходимость повышения уровня образования.
Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, наглядные пособия по предметам физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов отражают новейшие достижения науки и практики. В них излагаются в популярной форме прогностические представления о будущем науки, техники, культуры, экономики, общественных отношений.
Социологические воззрения
В научный оборот термин «индустриальное общество» ввел Сен-Симон. Заслуга в теоретической разработке одноименной концепции принадлежит его ученику О. Конту.
О. Конт
Он применял термин для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Конт всесторонне изучил его особенности, сформулировал законы развития и функционирования. Согласно одному из них — закону трех стадий, всемирная история подразделяется на теологическую, метафизическую и позитивную. Последний этап истории отмечен превращением науки в производительную силу, заменой военного строя промышленным, углублением разделения и кооперации труда. В индустриальном обществе впервые складываются профессионально-квалификационные группы, расширяется разнообразие экономических форм жизни, растет материальное благосостояние населения. Недостатками индустриального развития Конт считал чрезмерную специализацию, концентрацию населения в городах, рост преступности, а самое главное — разрушение фундамента общества, а именно солидарности или согласия (консенсуса) людей. Разделение труда и конкуренция развивают только профессиональную солидарность, которая постепенно перерастает в корпоративизм, стоящий на защите узкогрупповых интересов.
Э. Дюркгейм
Вслед за ним Э. Дюркгейм полагал, что в индустриальном обществе сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяются не единокровностью, а выполняемой функцией. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.
Концентрированным выражением зарождающейся индустрии становится средневековый город. Он стремится развить все отрасли промышленности и снабжать продукцией окружающие села. Внутри города жители группируются по профессиям. Происходят изменения и более высокого уровня. В плотно населенной Европе складывается множество независимых государств, между которыми устанавливаются торгово-договорные отношения. Формируется международный рынок.
Европейская промышленность в эту пору распространяется за национальные границы. Города все больше специализируются: появляются университетские, фабричные, портовые, бюрократические, финансовые центры. На смену ассоциации, характеризовавшей стадию механической солидарности, приходит кооперация, свойственная только органической солидарности. В первой людей объединяет сходство специальностей, во второй — их различие.
Индустриальное общество возможно только там, где законы регулируют все стороны социальной и экономической жизни. Рост городов ускоряет социальную мобильность, перемену места жительства и места работы. Там, где выше плотность населения, там выше мобильность и технический прогресс. В XVIII в. образуется коллективное сознание европейского общества, а международное разделение труда институциализируется. Западная Европа превращается в центр индустриального развития.
Идеи индустриального общества развивались также в немецкой политэкономии XIX — начала XX в., в частности, в работах К. Бюхера, сводившего всемирную историю к противопоставлению натурального и товарного хозяйства. Натуральное, аграрное, «традиционное», докапиталистическое общество провозглашается отсталым, индустриальное, промышленное, капиталистическое — прогрессивным, передовым. Процесс перехода от натурального к промышленному обществу объясняется стечением обстоятельств: техническими нововведениями в производстве, протестантской этикой, духом конкуренции, личными амбициями политических деятелей и т.п.
Взгляды Конта и Дюркгейма заложили фундамент современной теории индустриального общества. Но они жили 100 лет назад, с тех пор та реальность, которую они анализировали, изменилась, как изменились и представления об обществе. В 1960-е гг. появилась новая теория — постиндустриального общества. Ее автор Д. Белл полагал, что эпоха индустриального общества в западном мире окончилась, хотя в других регионах она продолжается. Следующим поколением ученых, внесших значительный вклад в развитие теории индустриального общества, являются П. Друкер, Р. Арон, У. Ро-стоу, Дж. Гэлбрейт и др.
Раймон Арон
Французский социолог и политолог Раймон Арон (1905-1983) — один из создателей теории единого индустриального общества и современной теории международных отношений. Ссылаясь на предсказания Сен-Симона о строительстве большой индустрии и контовские идеи индустриального общества, Арон утверждал, что технический прогресс создает не множество типов общества, а единственную универсальную форму, единый тип общества (единое индустриальное общество), различными модификациям которого выступают западная (демократическая) модель и советская (тоталитарная). Политические и идеологические различия между ними — ничто по сравнению с общим промышленным основанием, которое их объединяет.
Арон выделяет следующие пять универсальных черт, присущих любому индустриальному обществу: предприятие полностью отделено от семьи; промышленное предприятие вводит своеобразный способ разделения труда; промышленное предприятие предполагает накопление капитала; всякое индустриальное общество строится на строгом экономическом расчете; во всяком индустриальном обществе, каков бы ни был статус собственности на орудия производства, имеется концентрация рабочих. Разумеется, каждая его разновидность, капитализм и социализм, вносит в универсальную модель отличительные черты, главная среди них — форма собственности, в одном случае частная, в другом — коллективная. Для капиталистического варианта индустриального общества, согласно Арону, характерны такие свойства, как: частная собственность на средства производства; рынок и децентрализация экономики; социальная дифференциация общества на собственников и наемных работников; движущая роль погони за прибылью; равновесие спроса и предложения, кризисы и циклические колебания экономики. При социализме все наоборот: нет частной собственности; вместо децентрализации экономики плановое управление промышленностью; нет двух полярных классов, а вместо них — социально не расчлененная масса
Аюп R. War and Industrial Society. Westport, CN, 1980; 28 Lectures on Industrial Society. L., 1968; Trois essaissur 1'age industrielle. P., 1966.
тружеников, выступающая совладельцем общенародной собственности; стремление к прибыли сохраняется и при социализме, но является не индивидуальным, а общественным стимулом к труду; наконец, в социалистической экономике нет кризисов и стихийного колебания цен.
Можно не согласиться с предложением Арона о том, что мотив получения прибыли у социалистических предприятий так же силен, как и у капиталистических. Действительно, прибавочная стоимость присуща любому типу индустриального общества, в том числе социалистическому, и неправильно утверждать, будто только при капитализме существуют извлечение прибавочной стоимости и эксплуатация рабочих. Но в отличие от советских хозяйственников капиталисты умели поставить мотив прибыли на службу научно-техническому прогрессу и развитию предпринимательства. При этом капиталисты большую часть прибавочной стоимости инвестировали в производство, а у советских предприятий почти все забирало государство. Вопрос в том, куда оно девало огромные суммы: на непомерно раздутые штаты бюрократов и военно-промышленный комплекс или на заработную плату работникам и инвестирование в социальную сферу. По разным оценкам, советское государство возвращало из прибавочного продукта на оплату труда от 19 до 37%, а на Западе более 40%. В связи с этим никак нельзя согласиться с утверждением Арона, будто бы излишек стоимости, созданной рабочими, и при социализме, и в при капитализме в равной мере возвращается обществу в целом. Но другое его утверждение о том, что неравенство доходов одинаково характерно как для социалистического, так и для капиталистического типа, пожалуй, следует считать справедливым. Доходы на капитал —- незначительная часть общих доходов, а главный фактор неравенства— неравенство заработной платы, которое определяется неравенством способностей и производительности работников.
Правда жизни состоит в том, заявляет Арон, что не существует в чистом виде ни капиталистической, ни социалистической разновидностей индустриального общества на нашей планете. Реальный капитализм, по его мнению, в ряде случаев отступает от идеального типа и приближается к социализму. Так, в западных странах все же есть коллективная собственность, возникшая в результате национализации ряда предприятий после Второй мировой войны.
Индустриальное общество требует жесткой дисциплины, иерархии, субординации, а демократические идеалы ориентируют на равенство, свободу, самоопределение личности. Конфликты индустриальной цивилизации ученый видит в противоречии между требованиями индустриального общества (централизации, жесткой иерархизации) и идеалами демократии — свободой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность.
Уолт Ростоу
В начале 1960-х гг. американский социолог Уолт Ростоу (р. 1916) выдвинул теорию «стадий экономического роста», по которой эволюция общества определяется главным образом уровнем развития техники. В опубликованной в 1960 г. книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест»2 он разделил историю человечества на пять стадий.
Традиционное общество — включает все общества вплоть до конца XVII в. до капитализма; характеризуется низкой производительностью труда, господ-
2 Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 3rd ed. Cambridge. 199?. Politics and the Stages of Growth. Cambridge, 1971.
ством в экономике сельского хозяйства, иерархической социальной структурой, властью земельных собственников, отсталой наукой и техникой.
Переходное общество — период создания предпосылок для последующего «сдвига»: увеличение капиталовложений надушу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление нового типа предприимчивых людей (своего рода «новых русских»), рост национализма, формирование централизованного государства.
Стадия «сдвига» (take-off) — характеризуется промышленной революцией и началом индустриализации, которые ведут к повышению доли накоплений капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, коренному изменению методов производства.
Стадия зрелости — завершение индустриализации и возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран, характеризуется быстрым ростом промышленности, появлением новых отраслей производства, увеличением капиталовложений до 20% валового национального продукта, внедрением достижений науки, увеличением доли городского населения до 60—90%, изменением структуры занятости. Хозяйство страны становится частью мирового хозяйства. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургической, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую и электротехническую отрасли.
Стадия «высокого массового потребления» — доминирование сферы потребления над сферой производства, перемещение с периферии в центр сферы услуг и производства товаров массового потребления. Революция в потреблении характеризует экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за максимальной прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса. Возникает новый средний класс: специалисты, техники, квалифицированные рабочие, мелкие и средние предприниматели и др. Капитализм теряет свою агрессивность, а государство сосредоточивает внимание на удовлетворении потребностей собственного населения, отказываясь от внешней экспансии. Ростоу полагал, что всем критериям соответствует только США. Но так было в его времена. Сегодня по уровню материального благополучия более 10 стран догнали, а то и обогнали Соединенные Штаты, зато сами они по внешним показателям (агрессивная внешняя политика, стремление военной силой навязать демократические ценности) уже не отвечают критериям высокой стадии.
Ростоу полагал, что на главной, третьей стадии Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США — в середине XIX в., Германия — во второй половине XIX в., Россия — в 1890—1914 гг., Индияи Китай — в 1950-е гг. А сколько времени страна должна находиться на этой стадии? Ростоу считал, что с начала промышленной революции до периода зрелости должно пройти 50— 60 лет; он не уточнил, в каких случаях время увеличивается, а в каких сокращается, какие социально-исторические, культурные и географические факторы замедляют прогресс, а какие, наоборот, ускоряют3.
Rosiow W. W. Theorists of Economic Growth from David Hume to the Present With a Perspective on the Next Century. N.Y.; Oxford, 1990.
Для того чтобы общество шагнуло из доиндустриальной эпохи в индуст риальную, ему надо многократно увеличить расходы на производство и нч уку. Откуда страна возьмет деньги — это другой вопрос, но уровень инвестиционной активности на стадии сдвига не должен опускаться ниже w 1 у о а на следующей фазе быть не менее 20% национального дохода4.
В последующем воззрения Ростоу были развиты Д. Беллом, 3. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом и др.
Современная концепция индустриального общества
В своем современном варианте концепция индустриального общества разделяет человеческую историю на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общества. Когда создавалась теория индустриального общества, особенно ее современный вариант, то считалось, что данное понятие отражает не какой-то этап истории, который наступил после промышленной революции и вскоре закончится, а всю современную эпоху, которая будет продолжаться неизвестно как долго. В этом свете иначе стал выглядеть капитализм. Теперь он обозначал только ранний этап индустриального общества, ограничиваясь странами Европы XIX — начала XX в. Универсальная черта индустриального общества состоит в том, что промышленность как господствующая форма хозяйствования находится в руках частных собственников, которые помимо своей основной функции являются еще и менеджерами. Однако совпадение собственника и управляющего в одном лице — явление временное. По мере роста масштабов промышленности произойдет отделение собственности от контроля над производством. Менеджер и собственник обособятся. Сформируется самостоятельный класс менеджеров.
Среди представителей этого направления наибольшую известность приобрел лидер современной либеральной мысли в США Дж. Гэлбрейт. Взгляды Гэлбрейта и его последователей свидетельствовали о стремлении либералов дать позитивные ответы на вызовы радикализма, социализма и национально-освободительных движений 1960-х гг. В 1967 г. в книге «Новое индустриальное общество» Гэлбрейт развивал идеи исторического компромисса между капитализмом и социализмом, для обозначения которого ввел новое понятие — конвергенция. Концепция конвергенции обосновывала объективную закономерность сближения производительных структур и систем экономического управления при социализме и капитализме. Лейтмотивом этой и последующих книг Гэлбрейта являлась мысль, что негативные стороны научно-технической революции могут быть устранены только на основе развития в рамках капитализма процесса социализации.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Отличительные особенности индустриального общества заключаются в следующем:
- утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной);
- изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3—5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40—45%);
4 См.: Rostov/ W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 3rd ed. Cambridge. 1995. P. 4, 8-9.
- интенсивная урбанизация;
- возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры;
- образовательная революция: переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования;
- политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права);
- рост уровня потребления («революция потребления», формирование «государства всеобщего благосостояния»);
- изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование «общества потребления»);
- изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, старение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).
Индустриальное общество родилось в XVIII в. Оно — дитя двух революций — экономической (Великая промышленная революция в Англии) и политической (Французская революция 1789—1794 гг.). Они изменили лицо Европы: первая дала человечеству экономические свободы и новую социальную стратификацию — классовую, а вторая — политические свободы и права, а также новую политичекую форму общества — демократию, основанную на равенстве всех людей перед законом.
К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса:
1) урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения, неотъемлемый спутник другого процесса — индустриализации.
В результате усиливавшейся индустриализации все большая часть населения перемещалась в города. Везде возникали рабочие кварталы, обитатели которых жили в нищете. Так, в Лондоне рабочая семья из десяти человек занимала нередко лишь одну комнату площадью 10 кв. м. В Париже только около 50% зданий было пригодно для жилья. Их характерной особенностью были сырость, плохая вентиляция и недостаток освещения. На задних дворах скапливались отбросы и нечистоты. Берлин был третьим — после Лондона и Парижа — европейским центром, в котором население постоянно увеличивалось.
В России соотношение городского и сельского населения стало резко меняться после отмены крепостного права (1861). Доля горожан в обшей массе населения европейской России поднялась с 9,98% в 1863 г. до 12,9% в 1897 г. и до 15,3% в 1914 г. Наиболее быстро росли города, ставшие центрами фабрично-заводской промышленности, железнодорожные, морские и речные порты. Большое распространение в городах и рабочих поселках получили фабрично-заводские казармы, в которые насильственно селили рабочих. Обязательной частью городского быта стали трущобы и ночлежные дома для бездомных;
Таблица 1 Сравнительная таблица
Критерий | Доиндустриальное общество | Индустриальное общество |
Размер сообщества | Обычно небольшое (деревня) | Обычно большое (город) |
Социальные отношения | Преимущественно первичные (личные, доверительные) | Преимущественно вторичные (безличные, анонимные) |
Разделение труда | Незначительное, в основном половозрастное | Очень развитое: занятия высоко специализированы |
Статус | Преимущественно предписанный | Отчасти предписанный, но главным образом достигаемый |
Социальная структура | Относительно простая: малое количество статусов и четко определенных институтов, не считая семьи | Сложная: большое количество статусов и четко определенных институтов |
Социальный контроль | В основном неформальный, состоящий в спонтанных реакциях сообщества | В основном формальный, основанный на законах, полиции и судах |
Ценности | Традиционно ориентированные, религиозные | Ориентированные на будущее, светские |
Культура | Гомогенная: большинство людей разделяет сходные нормы и ценности | Гетерогенная: большое количество субкультур с различными нормами и ценностями |
Технология | Примитивная, использующая физическую силу человека и домашних животных | Высокоразвитая, в основном использующая преимущества машин |
Социальные изменения | Медленные | Быстрые |
Источник: Robertson !. Sociology. N.Y., 1977. P. 91.
2) индустриализация — применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные.
Индустриализация требует все более и более подготовленных работников, так как сложность технологий постоянно растет. Эту возможность обеспечивает именно урбанизация — выкачивание сельского населения и превращение его в городское высокообразованное. Для человечества переход к промышленности был такой же значительной революцией, как переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, в Германии — 10%, в Японии — 15%.
Экономическая самостоятельность и расширение политических свобод граждан привели к тому, что понятие личности постепенно распространялось и на простых людей. Еще в XVI1 в. простолюдинов отказывались считать полноправными членами общества, если они находились в экономически зависимом положении.
В отличие от земледельческих государств и империй индустриальные страны более многочисленные — десятки и сотни миллионов человек. Это высокоурбанизированные общества. Если в земледельческом обществе города играли важную, но не самодовлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.
Разделение труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий, большинство из них были просто неизвестны аграрному обществу. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз.
Теперь уже больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть — аграрным. Престиж первого постоянно растет, а второго падает, правда, до известного предела. Наступит время, и престиж промышленного труда также начнет неумолимо снижаться в связи с переходом к следующей стадии — постиндустриальному обществу.
В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе — промышленность с корпорацией и фирмой во главе, в постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения .
Доиндустриальное общество имело экономику, основанную на первичном производстве (охота, собирательство, огород, фермерство). Индустриальные общества имеют экономическую и социальную структуру, основанную на машинной технологии и крупномасштабных системах производства. Инвестиции расширили финансовую власть Запада по всему миру. В результате немногие индустриально развитые страны господствуют над остальным миром экономики и политики. Индустриализация является основой более широкого социального процесса — модернизации.