Теория индустриального общества

В 60-е гг. ХХ в. на Западе была разработана альтернативная марксизму теория индустриального общества. Среди ее сторонников и разработчиков Уолт Ростоу (р.1916), Раймон Арон (1905-1983), Джон Кеннет Гэлбрейт (р.1908 г.) и Даниэл Белл (р. 1919), американский социолог российского происхождения П. Сорокин (1889-1968), член Римского клуба Ян Тинберген , академик А. Д. Сахаров (1921-1989), английский философ и социолог Карл Поппер (1902) и др. Наиболее полно она представлена в работах американского политолога и экономиста Джона-Кеннета Гэлбрейта «Новое индустриальное общество» (М., 1969) и «Экономические теории и цели общества» (М., 1976). Гэлбрейт выделил в истории человеческого сообщества три стадии: доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество. Доиндустриальное общество было традиционным: способ производства и формы жизни воспроизводились в нем из поколения в поколение, по традиции. Оно появилось на Земле примерно 80 тыс. лет назад в результате аграрной революции (перехода от собирательства и охоты к земледелию как главного способа производства). Основу всей жизни людей традиционных обществ составляет земля.

Индустриальное общество - это общество с высоким уровнем развития производства. Оно возникает благодаря промышленной революции XVII-XIX вв., когда на смену ремесленным мастерским приходят крупные фабрики и заводы. Помимо промышленной революции развитие индустриального общества подстегивает научно-техническая революция. Она способствовала внедрению новых технологий не только в производство, но и в управление производством. В сфере производства определяющую роль в ХХ в. начинают играть не отдельные предприятия и не частные капиталы, а большие финансово-промышленные корпорации. Как писал Гэлбрейт, индустриальное общество представляет собой «мир корпораций, быстро развивающихся в техническом отношении, обладающих огромными капиталами и сложной организационной структурой», противостоящей «сфере деятельности тысяч мелких традиционных собственников». Для этой сферы характерно централизованное планирование и отделение формального права собственности от реального распоряжения и контроля, что сближает капиталистическое общество с социалистическим1. Названные изменения в производственной сфере привели к радикальным изменениям всей общественной жизни, начиная с поведения и социального общения, кончая рационализацией мышления людей в целом.

Гэлбрейт считал, что в 70-ые гг. индустриальное общество еще до конца не сложилось. Его развитие продолжается и захватывает политическую сферу жизни общества, меняет сложившуюся форму власти: власть все больше переходит к техническим специалистам (технократам), поскольку именно они, а не собственники средств производства, принимают важные производственные решения, управляют производством. Производственные отношения Гэлбрейт, вслед за марксистами, считает главными общественными отношениями. В индустриальном обществе ведущая политическая роль принадлежит тем силам, которые управляют производством, а это – крупные промышленные корпорации. Успешная работа корпораций научно обеспечивается усилиями специалистов, от рядовых инженеров и менеджеров до директоров, которые составляют техноструктуру – новую форму власти. Техноструктура принимает решения, руководствуясь научными знаниями и интересами фирмы. От процветания корпораций зависит процветание нации в целом. Поскольку политика в каждом государстве проводится ради решения экономических задач, технические специалисты будут со временем все больше приобщаться и к политическим решениям и получат, помимо экономической, также и политическую власть. Он полагал также, что сфера влияния технократии распространяется и на социалистические общества, где главным общественным институтом также является индустрия, а реальная власть распределена между специалистами производства и управления.

Гэлбрейт полагал, что технократы будут управлять не в интересах какой-то одной социальной группы, а в интересах эффективного функционирования производства, то есть всего общества. В связи с таким пониманием характера власти в индустриальном обществе в рамках концепции индустриального общества были выдвинуты еще две идеи: идея деидеологизациии идея конвергенции(сближения) двух систем хозяйствования, социализма и капитализма. Суть концепции деидеологизации состоит в том, что раз в масштабах нашей планеты все человечество движется к построению индустриального общества, то очень скоро в таком обществе не будет социальных конфликтов, они затухнут, потому что уровень жизни будет высоким для всех. Власти не нужно будет подавлять возмущение каких-либо классов, а самим классам - защищать свои социальные позиции. Потребность в идеологиях, обслуживающих классовые интересы, отомрет, идеологии исчезнут, общество станет в масштабах планеты деидеологизированным (лишенным идеологий). В условиях НТР, на базе достижений которой строится индустриальное общество, объединяющую общество функцию играет не идеология, а наука. В таком обществе, как считал Гэлбрейт, будет полное согласие не только экономических, но также и национальных интересов.

Сейчас уже, исходя из опыта постсоветской жизни, можно оценить представления Гэлбрейта о технократии как чрезмерную идеализацию этого социального явления. В реальной жизни обретенную ими власть очень часто технократы используют, как и все правящие классы до них, прежде всего в собственных интересах, а не в интересах общества или производства. Кстати, О. Тоффлер, который начал исследовать общество позже Гэлбрейта, зафиксировал «конец технократии».

Суть второй идеи, созревшей в рамках теории индустриального общества, идеи конвергенции составляет убежденность в том, что на базе индустриального развития будет происходить сближение и последующее слияние государств, принадлежащих к различным экономическим системам - социалистической и капиталистической. Термин «конвергенция» производен от латинского convergo - «сближаюсь», «схожусь». Почему развитие экономики вызовет сближение двух систем хозяйствования? Потому что развитие экономики требует международной интеграции, а интеграция в экономике влечет за собой усиление связей во всех остальных областях жизни: к заимствованию друг у друга и созданию в итоге общих управленческих структур, политических технологий, к сближению в сфере социального обеспечения, культуре, образе жизни и т. д. Постепенно различные общества будут иметь все больше общего, и в будущем даже возможно их слияние в смешанное общество, использующее положительные достижения каждого строя.

Жизнь показала истинность идеи конвергенции. В капиталистических обществах уже давно по социалистическим образцам разработана система социальных мер, защищающих права трудящихся на достойную жизнь (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, различные компенсации, выплаты и пособия для малоимущих). А в постсоциалистических обществах заимствуют опыт управления производством, технологии, формы государственного устройства и т. д.

Наши рекомендации