Типология межэтнических отношений
Межэтнические отношения – это целый комплекс объективно существующих и субъективно переживаемых отношений между этносами (народами), охватывающий собой все уровни и сферы общественной жизни. Учитывая, что ведущим этносом современного этапа мировой истории является нация, понятия «межэтнические отношения», «межнациональные отношения» или «национально-этнические отношения» обычно используются как синонимы.
Объективной предпосылкой возникновения и развития межэтнических отношений является существование отдельных этносов (наций, народностей и др.), которые отличаются друг от друга, как по своим этническим особенностям, так и по общим социальным признакам - экономическим, политическим и др. Каждый народ уникален по своим этническим характеристикам, но отличается от других по численности, уровню экономического, политического развития и возможностям влияния на другие этносы.
Существуют большие, многочисленные народы, сильные в экономическом и политическом отношении, такие, например, как русский, китайский, немецкий, французский, и народы малые, малочисленные – народы Кавказа, Сибири, американского Севера, чей политический и экономический потенциал значительно ниже.
Существуют народы коренные (или титульные), которые компактно проживают на тех или иных территориях и дали имя соответствующему государственному образованию, например, украинцы в Украине, французы во Франции, армяне в Армении, татары в Татарстане, и народы некоренные, проживающие на территории коренных этносов в статусе этнических групп или национальных меньшинств. К последним относятся те же украинцы и армяне, но уже в России, русские в Латвии и Казахстане и т.п.
Различия в объективном положении и общем уровне развития этносов не могут не отражаться на характере их взаимоотношений, особенно если им приходится сосуществовать в рамках единого государственного образования. Каждый народ стремится реализовать свой интерес, связанный с выживанием и развитием собственного этноса. В силу существующих различий этот интерес в большинстве случаев не совпадает с интересами других народов, проживающих в составе данного общества, - отсюда и возникает так называемый «национальный вопрос» и весь спектр межэтнических отношений.
Межэтнические отношения многообразны по своей структуре и способам выражения. Различают уровни, сферы и типы (характер взаимодействия) проявления этих отношений.
Уровни межэтнических отношений выделяют в зависимости от субъекта этих отношений. Различают институциональный и социальный, личностный и групповой, внутренний и внешний уровни межэтнических отношений.
На институциональном уровне этносы взаимодействуют через посредство организаций, представляющих их интересы. В качестве таковых могут выступать руководство общины, этнические политические партии и движения, религиозные организации и даже государство.
На социальном уровне этносы взаимодействуют непосредственно, через своих рядовых представителей. Это взаимодействие может протекать в виде межличностного (личностный уровень) или межгруппового (групповой уровень) общения.
Значительная часть этническихотношений происходит на внешнем уровне, то есть, направлена вовне – на другие этносы. Однако проблемы, возникающие в процессе взаимодействия этносов, неизбежно отражаются внутри каждого из них, и тогда говорят о внутреннем уровне межэтнических отношений. Их примером могут служить разногласия внутри этноса по поводу межэтнических браков, сотрудничества или противоборства с другими этносами, ассимиляции в новой культурной среде и т.п.
Уровни межэтнических отношений можно выделять и по другим основаниям, - например, по характеру определяющих их детерминант - исторические, социально-структурные и ситуативные, - или по характеру общения: непосредственные, основанные на межличностном общении, и опосредованные через средства массовой информации, нормативные акты и другие официальные документы.
Определяя различные уровни межэтнических отношений следует иметь в виду, что их самостоятельное выделение достаточно условно и зависит от характера познавательных задач, стоящих перед исследователем этих отношений – в реальной жизни все эти уровни многократно пересекаются и накладываются друг на друга.
Сферы межэтнических отношений совпадают с хорошо известными сферами общественной жизни. На социальном уровне - это экономическая, политическая, культурная и другие сферы, а на индивидуальном и групповом уровне, - сферы труда, быта, досуга, семейных отношений и пр. Надо только помнить, что изначально эти сферы не несут в себе никакой этнической компоненты, но приобретают ее, когда этносы начинают решать в их рамках свои политические, экономические и другие проблемы. Именно в этом случае говорят о политической, экономической и других сферах межэтнических отношений.
Типы межэтнических отношений связаны с характером взаимодействия этносов друг с другом, - они весьма многообразны и по своему содержанию далеко выходят за рамки стандартных представлений о «дружбе» и «вражде» между народами.
Типы межэтнических отношений складываются на основе некоторых устойчивых процессов межэтнического взаимодействия, которые могут протекать как стихийно, так и направляться с помощью специальной этнической или национальной политики.
Все типы межэтнических отношений можно условно расположить на большой шкале с двумя полюсами, один из которых будет обозначать тенденцию к сближению, интеграции этносов, а другой – к их отдалению друг от друга, дифференциации и даже деградации. При этом следует иметь в виду, что разные типы межэтнических отношений обладают разной степенью выраженности интегративного и противоположного ему начала. Некоторые несут в себе обе тенденции – и к сближению, и к разделению этносов. Другие демонстрируют нейтральное, или, правильнее сказать, толерантное (терпимое друг к другу) сосуществование этносов, что будет соответствовать «нулевой точке» на нашей условной шкале.
К межэтническим отношениям (взаимодействиям) с преобладанием интегративной тенденции можно отнести следующие их типы:
Амальгамизация – процесс биологического смешивания двух или более этнических групп или народов, в ходе которого они постепенно утрачивают свои этнические различия. Именно так происходило формирование русской нации, которая сложилась в результате смешивания поморов, варягов, восточных и прибалтийских славян, татар, а также народов Сибири и Севера. Если же процесс амальгамизации не завершается – в обществе возникают социальные барьеры, связанные с "чистотой крови". Такие барьеры сегодня еще существуют, например, в США между "белыми" и "черными", в странах Центральной Америки между гражданами испанского и афро-индейского происхождения, в Израиле между выходцами из западной и восточной Европы и в ряде других стран.
Ассимиляция – полное культурное слияние малого народа или этнической группы с другим доминирующим этносом, с принятием его культуры и утратой своих прежних этнических признаков, включая национальное самосознание. Различают естественную ассимиляцию, как следствие длительных контактов между этносами, смешанных браков и т.п., и ассимиляцию насильственную, типичную для стран, где этносы неравноправны. В концепции «плавильного котла» (США, начало ХХ века) ассимиляция рассматривалась как главный механизм межэтнической интеграции общества, «переплавляющий» разноэтничные потоки иммигрантов в единую американскую нацию.
Аккультурация – взаимное проникновение и уподобление этнических культур нескольких народов, при сохранении собственного этнического самосознания. Аккультурация может служить ступенью к полной ассимиляции. В современном мире этот тип отношений имеет место там, где этнические меньшинства вынуждены приспосабливаться к доминирующей культуре этнического большинства, - например, русские в странах Балтии, в Казахстане; армяне, евреи, немцы в России и т.п.
Партнерство – равноправное сотрудничество нескольких этносов в решении вопросов совместного проживания. Примером партнерских межэтнических отношений является Швейцария – федеративное государство, состоящее из 26 кантонов, с тремя официальными языками (немецким, французским и итальянским). Стремление выстроить партнерские взаимовыгодные отношения характерно и для Европейского Союза, объединявшего на момент создания в 1993г. 12 стран.
Патронирование (покровительство) – добровольное и взаимовыгодное сотрудничество этносов значительно различающихся в своем экономическом, политическом, культурном и других отношениях. Менее развитый этнос обычно получает при этом защиту, доступ к экономическим и культурным достижениям более развитого народа, а последний распространяет свое влияние на новую территорию с ее природными и людскими ресурсами и иными возможностями. Данный тип взаимоотношения этносов напоминает нам о том, что империи создавались не только в результате завоеваний и насилия, но и на основе добровольного присоединения, поиска покровительства, что было типично, в частности, для целого ряда народов Российской империи.
Паразитирование – межэтнические отношения, при которых один народ извлекает одностороннюю выгоду от использования ресурсов другого, как правило, зависимого от него этноса. Примером могут служить отношения, которые строили в XVIII – XIX вв. Великобритания, Испания, Португалия и Франция с народами своих колоний.
Ирредентизм – отношения, основанные на стремлении рассеянных этносов (народов, наций) к объединению в рамках единого государства, в котором данный этнос уже составляет большинство. Такие стремления связаны с конфликтными политическими и межэтническими отношениями, поскольку предполагают переход территории, на которой проживают национальные меньшинства, под контроль другого государства, хотя воссоединение этноса может осуществляться и относительно мирно - путем репатриации. Первоначально ирредентизм представлял собой демократическое движение конца XIX века, направленное на присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением, однако в ХХ веке он стал все чаще использоваться как повод для оправдания обычной территориальной экспансии.
Таковы основные типы межэтнических отношений, для которых в большей или меньшей степени характерны объединительные, интегративные тенденции.
В другой группе межэтнических отношений, с противоположной полярностью доминирует центробежная тенденция. В рамках этой группы обычно называют следующие их типы.
Соперничество (конкуренция) – широкий спектр межэтнических отношений, которые возникают между народами с сопоставимым уровнем развития в случае, когда они стремятся к достижению одной и той же цели. Такие цели обычно бывают связаны с утверждением своих политических, экономических и культурных позиций в новых сферах или распространением своего влияния на другие территории, народы, организации, ресурсы. Примерами могут служить случаи соперничества бывших союзных республик СССР и стран восточной Европы за доступ к международным финансам и энергоресурсам, за вступление в ВТО, НАТО, ЕС и другие влиятельные международные организации. Этническое соперничество может протекать в духе состязательности и изначально не предполагает враждебности, но чаще всего ею сопровождается.
Враждебность (противоборство) – тип межэтнических отношений, связанных с недоброжелательным, неприязненным, агрессивным, антагонистичным поведением этносов. Причины враждебности между народами могут быть самые разные: от мнимых обид и реальных несправедливостей – до неудачного соперничества. Враждебность во всех случаях имеет тенденцию перерастать в межнациональный конфликт с самыми непредсказуемыми и драматическими последствиями.
Дискриминация (этническая) – это определенная политика и тип отношений, основанные на фактическом или юридическом ограничении (или предпочтении) прав граждан по причине их этнической принадлежности. Примером может служить ограничение прав русской части населения в бывших советских республиках Прибалтики. Формами проявления этнической дискриминации являются «сегрегация» и «апартеид».
Сегрегация – это форма дискриминации, основанная на принудительном отделении, изоляции какой-либо группы населения по этническому (обычно расовому) признаку. Сегрегация может распространяться на возможности получения образования, медицинских услуг, на выбор профессии, оплату труда, место жительства, контакты с другими этносами и т.п.
Апартеид – крайняя форма расовой сегрегации, связанная с полной территориальной изоляцией в специально отведенных местах (резервациях, бантустанах) «цветных», «небелых» групп населения. Последняя официальная система апартеида существовала в ЮАР до середины 90-х гг. ХХ века.
Геноцид (этноцид) – физическое уничтожение отдельных групп населения по этническим (расовым, национальным, религиозным) признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное вымирание, включая меры по предотвращению деторождения. Такая практика носила массовый характер на территориях оккупированных гитлеровской Германией в период Второй мировой войны, особенно в отношении славянского и еврейского населения.
Мультикультурализм – это политика и соответствующий ей тип межэтнических отношений, основанные на представлении о ценности и неприкосновенности существующих культурных различий между этносами. Мультикультурализм противостоит политике «плавильного котла» и типичен для развитых западных стран. Межэтнические отношения, выстраиваемые на основе мультикультурализма, сочетают в себе, с одной стороны, подчеркивание этнической обособленности каждого этноса, но с другой - их взаимную этническую терпимость (толерантность).
Сепаратизм (этнический) – стремление этносов к независимости, культурному и религиозному обособлению, политической и экономической самостоятельности, - вплоть до отделения части территории и создания собственного суверенного государства.
Сепаратизм порождает очень сложный комплекс межэтнических отношений. С одной стороны, он часто выступает реакцией на расовую и этническую дискриминацию, и в этом смысле не может не заслуживать понимания и поддержки. Однако, с другой стороны, сепаратизм ведет к нарушению суверенитета и территориальной целостности государства и может стать источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов.
Сепаратизм составляет неотъемлемую часть всей новой и новейшей истории: он сопровождал процесс становления наций в XVII – XIX вв., стал одним из главных факторов распада мировой системы колониализма в ХХ в., - он продолжает создавать множество проблем и в современном мире.
Последние полвека наблюдается заметное оживление и усиление сепаратизма. В 60-х гг. ХХ в. западная цивилизация столкнулась с новым и по-своему парадоксальным социальным явлением, которое получило название «этническое возрождение».До этого времени принято было считать, что представители разных наций, проживающие в пределах одной территории или государства, после относительно короткого периода культурной адаптации, который не превышает одного-двух поколений, приобретают все больше общих черт, и, в конечном счете, становятся практически неотличимы в этнокультурном плане. Это стирание этнических различий объяснялось нарастающей интернационализацией экономической и социально-политической жизни. Однако, в 60-е гг. роль этничности в общественных процессах резко возросла, возродился интерес к этнической культуре, языку, обычаям, традициям, и все это происходило на фоне продолжающейся интернационализации общественной жизни.
Первыми феномен этнического возрождения заметили в Америке – многие этнические меньшинства, включая старейшие (негров и индейцев) не только “не хотели” ассимилироваться, но напротив, начинали все больше и больше подчеркивать свою этническую обособленность.
В 1960 – 1970-е годы этническое возрождение распространилось на Европу. В бывшем Советском Союзе этническое возрождение стало очевидным с середины 1980-х гг. и сыграло свою роль в последующем распаде государства. В последней трети столетия этническое возрождение превратилось во всемирный феномен, определивший контуры исторического процесса на рубеже веков.
Среди основных причин «этнического возрождения» народов называют стремление народов к устранению всех видов дискриминации, ограничивающих возможности их свободного развития; стремление народов сохранить свою этническую самобытность, которая все больше нивелируется под давлением процессов глобализации, технизации социальной среды и омассовления культуры; стремление народов самостоятельно распоряжаться природными и другими ресурсами, находящимися на их территориях в интересах развития своего собственного этноса.
Эти стремления этносов являются вполне естественными и заслуживают понимания. Вместе с тем этническое возрождение не может не угрожать стабильности общества, - сама логика его развития приводит к идее создания национального государства, - в то время как основной формой государственности сегодня являются централизованные многонациональные государства.
По прогнозам экспертов сепаратизм и дезинтеграция государств будут сопровождать все общественные процессы в обозримом будущем и в ближайшие десятилетия на планете появится несколько десятков новых национальных государств[58].
Многообразие и противоречивость межэтнических отношений определяется в первую очередь объективными обстоятельствами: историческим типом и общим уровнем развития самого этноса, его местом в социальной структуре конкретного общества и принятыми в этом обществе правилами этнического поведения. Однако объективные условия жизни этноса не являются единственной детерминантой его отношений с окружающим миром.
Межэтнические отношения всегда содержат в себе субъективную составляющую, связанную с особым, во многом неповторимым самосознанием каждого народа. Этот особый взгляд каждого этноса на мир обозначается в социологии понятием «этноцентризм».
Этноцентризм напрямую связан с основанием этнического самосознания – антитезой «мы – они» - и проявляется как тенденция воспринимать окружающий мир сквозь призму культурных представлений и интересов своего собственного этноса.
Любой индивид или группа, осознающие свою этническую принадлежность, неизбежно смотрят на мир сквозь призму этноцентризма. Этноцентризм выступает как естественное проявление этнического самосознания и поэтому от него не свободны ни род, ни племя, ни народности, ни нации.
Категория этноцентризма помогает лучше разобраться и в достаточно запутанном вопросе происхождения национализма. В общем виде национализм определяется как политическая идеология, утверждающая безусловный приоритет интересов нации. Однако когда речь заходит о его конкретных разновидностях, то выясняется, что не все они одинаково полезны для сохранения социальной стабильности общества, и национализм нередко начинает рассматриваться как некая заразная социальная болезнь, от которой надо всячески предохраняться. Такой подход весьма далек от научного.
Национализм есть не что иное, как форма проявления этноцентризма нации, то есть, обязательная составляющая любого национального самосознания. Национализм представляет собой форму этнической самоидентификации, самоопределения нации, поэтому не существует наций свободных от национализма, - другое дело, в каких формах этот национализм проявляется.
Формы проявления национализма действительно очень неоднозначны[59]. В одном случае этноцентризм может стимулировать чувство патриотизма и национального достоинства, помогая этносу сохранять свои культурные черты. В другом случае - будет способствовать развитию его этнической замкнутости. В третьем - может принять агрессивные, социально-опасные формы, основанные на вере в биологическое и культурное превосходство членов собственной этнической группы над другими народами.
Неоднозначность форм проявления этноцентризма (национализма) связана с тем, что ему всегда сопутствует предубеждение в собственной правоте и непогрешимости, абсолютная уверенность в том, что собственный этнос и все относящееся к нему изначально правильно, нравственно и одобряемо. От таких «убеждений» до дискриминации «чужих» этносов всего один шаг, поэтому первоначальные, относительно нейтральные формы проявления этноцентризма легко перерастают в агрессивные действия «во имя интересов» своего народа и становятся источником опасных межэтнических конфликтов.
Этноцентризм (национализм) всегда противоречив: он полезен, поскольку способствует консолидации собственного этноса и одновременно может быть опасен, поскольку легко перерастает во враждебные действия в отношении других этносов.
Здесь важно понимать, что нельзя использовать в своих интересах «положительные» свойства национализма, не получив при этом «в нагрузку» и его «отрицательные» стороны. Эти стороны никогда не существуют по отдельности, а всегда только в неразрывном единстве. Даже крайние разновидности воинствующего национализма, - расизм, антисемитизм, панисламизм, шовинизм и им подобные, которые представляют прямую угрозу социальной стабильности и целостности общества, и те выполняют функцию интеграции и мобилизации в отношении своих этносов.
Крайне опасной формой проявления этноцентризма и национализма в современном мире является этнополитический экстремизм – сознательные, организованные действия, направленные на разжигание (усиление, обострение, углубление) межэтнических противоречий и конфликтов.
Этнополитический экстремизм имеет свою организацию и идеологию, и его носителями являются отдельные представители этноса, которых называют национал-экстремистами или национал-радикалами. Некоторые недальновидные политики считают действия национал-радикалов главной причиной межнациональной напряженности в обществе, и ведут основную борьбу именно с ними. Однако те временные победы, которые им периодически удается одерживать над отдельными экстремистскими группами, почему-то не ведут к снижению межнациональной напряженности в обществе, а на смену одним национал-радикалам приходят другие.
Дело в том, что национал-радикализм представляет собой лишь «верхушку айсберга», основная часть которого скрыта в массовом сознании и поведении людей.
Этнополитический экстремизм не является самостоятельным социальным явлением, а вырастает на почве ксенофобии – особого состояния массового сознания, связанного с проявлением интолерантности (настороженности, страха, недоброжелательности, нетерпимости, враждебности) по отношению к «чужим».
В основе ксенофобии лежит страх – страх утраты своего положения, статуса, сложившегося образа жизни и т.п. Такого рода страхи особенно усиливаются во времена социальных перемен – реформ, революций, - когда значительная часть населения теряет контроль над своим ближайшим окружением и уверенность в завтрашнем дне. Стремясь выйти из этого кризиса, люди начинают искать виновника своих бед и находят «козла отпущения» в ближайших «чужих». В результате возникает особый негативный вид консолидации построенный на объединении «против чужих».
Видов ксенофобий множество – столько же, сколько может быть оснований для деления людей на «своих» и «чужих». Ими могут стать наличие или отсутствие гражданства, уровень дохода, уровень или тип культуры, раса, религия, регион или место проживания и даже принадлежность к определенной возрастной группе (поколению).
Самым распространенным видом ксенофобий является сегодня ксенофобия этническая, или этнофобия, которая, как правило, соединяет в себе сразу несколько отличий «своих» и «чужих» – этническую и религиозную принадлежность, место постоянного жительства, наличие гражданства, язык, тип культуры и др. Объектом этнофобий становятся в первую очередь мигранты и представители «национальных меньшинств», включая ту их часть, которая относится к коренному населению. Для центральных регионов России - это «лица кавказской национальности», иноязычные мигранты и «вообще все приезжие» - «понаехали тут!».
Этнофобия и этнополитический экстремизм связаны между собой в нескольких отношениях. Во-первых, наличие в обществе этнофобий придает социальный вес действиям национал-радикалов, позволяет им выступать «от имени большинства», хотя, как показывают исследования, значительная часть этого «большинства» не поддерживает методов национал-экстремизма. Во-вторых, из носителей этнофобий формируется и постоянно пополняется кадровый состав национал-экстремистских организаций. В-третьих, стереотипы этнофобии (например, «Россия – для русских») постоянно подпитывают идеологию национал-радикализма, выдвигаемые им лозунги. В-четвертых, распространение в обществе этнофобий всегда затрагивает и правоохранительные органы, снижая тем самым эффективность борьбы с национал-экстремизмом. В-пятых, широкое распространение в обществе этнофобий приводит к тому, что меры, предпринимаемые властью по борьбе с национал-радикализмом не получают необходимой поддержки со стороны населения[60].
Вывод напрашивается сам собой: национал-экстремизм есть продукт и порождение ксенофобии. Борьба с национал-экстремизмом не подкрепленная мерами, направленными на устранение причин возникновения и распространения ксенофобии похожа на борьбу со сказочным чудовищем, у которого вместо отрубленных голов постоянно отрастают новые.