Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Этносоциология – специальная социологическая теория, рассматривающая социальные и этнические общности, явления в их единстве и взаимовлиянии. Изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения.

Этнос (от греч. ethnos – народ) – оcобый, исторически возникший вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Нация (лат. natio – народ) – исторически складывающийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, состоящую из связанных социально-экономическими отношениями социальных классов. Нация складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, являющееся отражением в сознании людей реально существующих этнических связей.

Национальное самосознание – представление об определенной идентичности всех членов социальной общности - народа, нации и т.п., часть общественного или массового сознания, существующая в соответствующих формах (языке, нормах и ценностях, ритуалах и произведениях народной культуры).

Этноцентризм – система взглядов, в которых жизнь других народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентаций своей этнической общности.

Национализм – гипертрофированная форма национального сознания (и идеология), провозглашающая идеи национальной исключительности, превосходства одной нации над другой.

Расизм – система взглядов, обосновывающая «природное» разделение народов на «низшие» и «высшие», ограничение или лишение прав опреде­ленных категорий граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов, пола и другим признакам.

Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Тема 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Человек – продукт и субъект общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры. В понятие «человек» включена совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного индивида.

Индивид – конкретный человек. Индивид уникален, неповторим и универсален, так как является общественным индивидом. Он всегда является членом определённой общности. В понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Индивидуальность – совокупность черт характера и психического склада, определяющих своеобразие человека в его отличии от других.

Самосознание – осознание и оценка индивидом самого себя как личности; способность индивида посмотреть на себя со стороны (глазами других). Интерпретируется как ядро личности.

Ценностные ориентации – направленность личности на определённые ценности (материальные, духовные блага, качества человека и т.д.), предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей, образцов поведения, психологических механизмов, необходимых для его нормальной жизнедеятельности в данном обществе.

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, включение и интеграция индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду.

Интериоризация – процесс внутриличностного развития, состоящий в усвоении норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанный обществом и различными социальными группами.

Ресоциализация (вторичная социализация) – повторная социализация взрослых с целью овладения новыми социальными ролями, профессиональными знаниями, умениями. В отличие от первичной, вторичная социализация не оказывает решающего влияния на формирование личности.

Десоциализация – процесс утраты индивидом определённых социальных ценностей и норм, сопровождающийся отчуждением индивида от определённой группы.

Маргинальная личность – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью ни в одну из них.

Тема 9. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Цивилизация – этап развития общества, который основывается на преобразовании человеком внешнего мира (природы и общества, совокупности удобств и технических средств).

Культура (от лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Язык – средство общения; связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими отношениями; с помощью языка происходит социализация личности, её адаптация к окружающей среде.

Ценности – разделяемые в обществе (социальной группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, а также средства их достижения.

Социальная норма – образец, стандарт, правило поведения (деятельности), выполнение которого ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкций.

Обычай – набор определённых образцов поведения, позволяющих людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом, традиционно установившийся порядок поведения, закреплённый коллективными привычками.

Доминирующая культура – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Нормативная культура – совокупность культурных образцов, которые указывают на стандарты правильного поведения, разрешают, предписывают или запрещают определённые социальные действия.

Субкультура – понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом и другими различиями между людьми.

Контркультура – совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.

Элитарная культура – вид культуры, ценности и образцы которой в силу своей исключительности рассчитаны (и доступны) в основном на узкий круг людей, элиту общества.

Массовая культура – вид культуры, которая характеризуется ориентацией на некий усреднённый, массовый вкус, стандартизацией формы и содержания и рассчитана на коммерческий успех.

Культурный релятивизм – концепция, согласно которой члены одной социальной группы не могут понять культуры других групп, если будут исходить только из принципов своей собственной культуры и не будут учитывать своеобразие оцениваемой ими культуры.

Культурный шок – потрясение, которое испытывают представители какой-то определённой культуры при соприкосновении с другой культурой.

Наши рекомендации