Теория конфликта р. дарендорфа
Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929)уже к концу 50х гг. XX в.разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликтявляется центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957)и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992). Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса.Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфомкак основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.
Общество, по Дарендорфу,представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.
Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:
1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;
2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;
3) внутригрупповые конфликты;
4) между социальными группами;
5) конфликты на уровне общества в целом;
6) межгосударственные конфликты.
Дарендорфвыстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф,бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.
Под мотивацией экономического поведения понимается совокупность движущихся сил, побуждающих субъекта (субъектов) осуществлять хозяйственные действия. Такие силы вынуждают людей осознанно или неосознанно совершать те или иные поступки. Связь между этими силами и действиями человека опосредована сложной системой взаимодействий.
Мотивация придает экономической деятельности социальную направленность, ориентированную на достижения определенных целей, задает границы и формы экономического поведения. Понимание социальных механизмов мотивации имеет важное практическое значение для эффективного управления хозяйственной деятельностью умелого использования человеческого фактора в экономике.
Всякая экономическая активность людей осуществляется для реализации тех или иных потребностей. Потребность - это необходимость субъекта хозяйственной деятельности в приобретении и использовании различных благ для своего нормального функционирования.
Данная классификация не исчерпывает всего многообразия потребностей. В мировой науке разработано более 50 теорий мотивации, в которых анализируется влияние на мотивацию потребностей. К таким теориям относятся: теория иерархии потребностей Маслоу, теория Альдерфера, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория ожидания В. Врума и др.
Мотив – это сложный социально-психологический феномен, побуждающей человека к сознательным активным действиям и поступкам и служащий для них причиной (основанием).
В термин «понимание» Вебер вкладывает свой особый смысл. Это - рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них - изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма. Номинализм - теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.
Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей является основным предметом социологии. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:
1. субъективеая мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;
2. ориентация на поведение других людей.
Вебер отмечает: «Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».
Из определения следует, что действие, о котором человек не задумывается, социальным действием не является. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, ибо в них просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное или неосознанное участие человека в той или иной сходке, кампании, политической акции, ибо в этом случае отсутствует мыслительный процесс и осознанно целенаправленная активность.
Социолог не считал действия социальными, если они являлись чисто подражательными, когда индивиды ориентируются на какое-либо природное явление (раскрытие зонтов множеством людей во время дождя) или когда они действуют как атомы толпы, что характерно для реактивного поведения (поведения как реакции на определенный стимул, например, «опасность»).
Эмоциональные излияния, непроизвольные выкрики, проявления радости от встреч с героями и вождями или выплески гнева в адрес «врагов» также нельзя отнести к социальным действиям, ибо в них просто нет активного разумного начала как способности человека отражать и постигать мир, не искажая его реальное содержание восторгами или страхами.
Социологический проект Конта основывался на позитивист-ской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:
натурализм, согласно которому социальные явления подчи-няются законам, общим для всей действительности;
методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;
истинность понятий и утверждений должна устанавливать-ся на основе эмпирических проверок;
социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;
социолог должен воздерживаться от ценностных сужде-ний.
Значительное внимание Конт уделял разработке методов со-циологического исследования. Он выделял четыре основных ме-тода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод историческо-го анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт по-ставил проблему достоверности и точности наблюдений, разра-ботки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.
Социологию в целом Конт подразделял на две части: соци-альную статику и социальную динамику. Первая призвана изу-чать строение общества, его структурные элементы, вторая -законы социального развития.
В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья об-разует ту простейшую единицу, которая лежит в основе обще-ства. Ее важнейшая функция - воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных группа Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера - распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций с их <анархией умов>.
Социальная динамика - это позитивная теория общественно-го развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.