Диалектическая теория конфликта Р. Дарендорфа.

У Дарендорфа «конфликт» становится центральной категори­ей социологии. Свою социологическую концепцию он даже называет «теорией конфликта». Основные положения его теории:

1. Человеческое общество в его концепции изображается как система взаимодействий между кон­фликтующими социальными группами (классами).

2. Конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие их - явление «удивитель­ное и ненормальное».

3. Дарендорф выделяет конфликты разных уровней: между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли; меж­ду социальными ролями; внутригрупповые; между социальны­ми группами и т.д.

4. Происходящий в ХХ веке переход к постиндустриальному обществу связан со снижением остроты межклассовых противоречий.

5. Конфликты в постиндустриальном обществе становятся более разнообразными. И вместе с тем в этом обще­стве утверждаются принципы плюрализма и демократии, на ос­нове которых создаются механизмы «канализирования» соци­альных конфликтов, урегулирования их в русле согласительных процедур.

6. Дарендорф подчеркивает, что лучше говорить об «урегулировании», а не о «разрешении» конфликтов, потому что социальные конфликты обычно лишь ограничиваются, локализуются, преобразуются в другие, более приемлемые формы, тогда как термин «разрешение» ориентирует на их полную ликвидацию.

***

6. Концепция « позитивно-функционального конфликта» Л. Козера.

Козер в книге «Функции социальных конфликтов», вышед­шей в 1956 г., различает два типа общества - закрытое (ригид­ное, унитарное) и открытое (плюралистическое).

1. Общества пер­вого типа расколоты на два враждебных класса, конфликт между которыми подрывает общественное согласие и грозит разрушить социальный порядок революционно-насильственным путем.

2. В обществах второго типа существует множество конфликтов между различными слоями и группами, но имеются социальные институты, оберегающие общественное согласие и обращающие энергию конфликтов на пользу обществу.

3.Это возможно потому, что социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функ­ции - негативные (деструктивные) и позитивные (конструктив­ные). Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и ис­пользовать позитивные функции.

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:ухудшение социального климата, снижение производи­тельности труда, неадекватное восприятие и непонимание конфликтующи­ми сторонами друг друга; уменьшение сотрудничества между конфликтующими сто­ронами в ходе конфликта и после него; материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Главными позитивными функциями социального конфликта являются:конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию; он играет информационную и связующую роль; конфликт способствует структурированию социальных групп; он снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей; он стимулирует развитие личности.

***

Теория структурного функционализма Т. Парсонса и

Э. Мейо.

Т. Парсонс в своей работе «Структура со­циального действия» (1937) трактовал конфликт как социальную аномалию, своего рода социальную болезнь, которую надо лечить. Нормой, с его точки зрения, являются как раз бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.

По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию, т.е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию.

Парсонс формулирует ряд «функциональных предпосылок» стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений: удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества; эффективная деятельность органов «социального контроля», воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.

Основатель теории «человеческих отношений» Э. Мэйотакже утверждал, что главная проблема современности — установление мира в промышленности, преодоление опасной социальной болезни — конфликтности. По его мнению, социальное здоровье — это «соци­альное равновесие», «состояние сотрудничества».

***

Наши рекомендации