Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.

Наиболее характерными особенностями научного наблюдения как метода сбора первичной социальной информации являются целеустремленность и планомерность.

Это означает, что научное наблюдение, во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям и, во-вторых, оно осуществляется по заранее продуманному плану, по заранее разработанной программе.

Планомерность наблюдения и его осуществление по заранее подготовленной программе предполагают, что результаты наблюдения определенным образом регистрируются и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость.

Кроме того, отмечают еще ряд специфических особенностей наблюдения.

По мнению авторов «Рабочей книги социолога», таких особенностей три.

Первой особенностью является специфика связи наблюдателя и объекта наблюдения. Эта специфика заключается в том, что познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями ученого, с его ценностной ориентацией.

Вторая особенность наблюдения в социологии выражается в эмоциональности восприятия социологом объекта наблюдения.

Третья особенность – сложность повторного наблюдения. Это связано с тем, что любые объекты социологического наблюдения всегда подвергаются воздействию большого количества различных факторов.

Практика социологических исследований показывает, что чаще всего наблюдение выступает как вспомогательный метод сбора социологической информации. Это обусловлено тем, что наблюдение применяется тогда, когда необходимо углубить знания о проблеме исследования, когда другими методами собрать информацию достаточно полно невозможно.

Характерными чертами научного наблюдения является его целенаправленность и планомерность, что предопределяет необходимость наличия программы наблюдения.

Программа наблюдения предусматривает следующие этапы:

1. Определение цели и задач наблюдения. Например, цель наблюдения – выявить степень самостоятельной физкультурно-спортивной активности людей зрелого возраста микрорайона. Задачи:

а) определить количество занимающихся на спортивных площадках микрорайона;

б) определить количество дней занятий в неделю; выявить среднее время одного занятия.

2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.

3. Выбор объекта и предмета наблюдения. В нашем случае объект наблюдения – лица среднего возраста. Предмет наблюдения – уровень физкультурно-спортивной активности.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.

5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.

37. Этапы планирования наблюдения.

Перед началом исследования надо тщательно разработать план и программу наблюдения, четко установить сроки, определить условия финансирования, число помощников и их квалификацию.

Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления.

В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способного осуществления и регистрации полученной информации.

Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:

1) Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет направленность наблюдения. В зависимости от цели исследования задачами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в объекте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике ее деятельности, в существующей социальной ситуации и т.п.), получение интересующей наблюдателями информации, уточнение и проверка результатов, полученных при помощи других методов, выдвижения предварительных гипотез и их проверка.

2) Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различные общности и группы, способы их деятельности. Предметами наблюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей (этносов, территориальных структур - городов, регионов и т.п.), определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.

3) Выбор способа наблюдения, как более эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации - включенное, не включенное и иные виды наблюдения.

4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.

5) Осуществление контроля наблюдения. Оно может быть реализовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями и ситуациями, верификации (проверки) результатов собственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими квалифицированными наблюдателями и т.п.

6) Обработка и интерпретация полученной информации может осуществляться как традиционными методами - логическое обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п., так и методами обработки массивов полученной информации посредством компьютеров. Во втором случае необходимо применение стандартизированных карточек регистрации наблюдений.

7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; характеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.

38. Виды наблюдения: включенное, внешнее.

В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту выделяют включенное (участвующее, соучаствующее) и невключенное (внешнее, простое) наблюдение.

Невключенное (внешнее, простое) наблюдение — вид наблюдения, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Он старается до минимума свести свое вмешательство в ход происходящих событий, не задает никаких вопросов. Данное наблюдение практически сводится к регистрации событий. Наблюдатель остается неизвестным для наблюдаемого, потому что либо наблюдатель не может быть замечен наблюдаемыми, либо наблюдатель не бросается наблюдаемому в глаза, представляясь безучастным посторонним лицом, не обнаруживает своих функций.

Включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение — это такой вид наблюдения, при котором исследователь в большей или меньшей степени включен в изучаемый социальный процесс, находится в контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельности, т. е. является элементом изучаемой ситуации.

В зависимости от степени участия или «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации различают четыре вида наблюдения:

- полное участие наблюдателя в ситуации («участник»);

- участник ситуации как наблюдатель («участник-наблюдатель»);

- наблюдатель как участник («наблюдатель-участник»);

- полностью наблюдатель («наблюдатель»).

1. При полном участии наблюдателя в ситуации наблюдатель выступает как полноправный член изучаемой группы. Истинное лицо и цели наблюдателя не известны членам группы.

2. При ситуации — участник как наблюдатель — наблюдаемые знают о научных целях исследователя, с течением времени привыкают к его присутствию и ведут себя привычным образом. Наблюдатель имеет возможность беседовать с членами коллектива и принимать участие в обсуждении проблем этого коллектива.

3. При ситуации — наблюдатель как участник — наблюдатель в первую очередь является исследователем и при взаимодействии с участниками социального процесса не претендует быть действительным его участником. Исследователь не скрывает своих научных целей, а контакт между наблюдателем и членами наблюдаемого коллектива минимален. Например, наблюдение за респондентами в процессе одноразового интервью, хронометраж затрат времени.

4. В ситуации полного наблюдения исследователь выполняет только функцию наблюдателя, наблюдаемым не известны задачи проводимого исследования, они даже могут не знать, что являются объектами наблюдения. Наблюдатель не взаимодействует с участниками социального процесса, контакт с ними происходит лишь в той мере, в какой этого требует ситуация.

Такое наблюдение во многом сходно с невключенным наблюдением.

Степень включения наблюдателя зависит от характера самого ис­следования и его задач. В исследованиях разведывательного плана, для того чтобы лучше понять исследу­емое явление, предпочтительнее осуществлять полное включение. В исследованиях экспериментального плана на этапе проверки гипотезы рекомендуется приме­нять наблюдение с меньшей степенью участия.

39. Разновидности опроса: анкетирование, интервью.

Интервью– это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ».

Беседа, как правило, не ограничена во времени и порой с трудом «укладывается» в первоначально заданное русло. В интервью же «навязывается» темп и план разговора, опрашивающий более жестко держится в рамках обсуждаемых вопросов.

В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь – опрашивающий сохраняет нейтральную позицию, лишь фиксирует ответы, высказывания и опрашиваемому часто трудно бывает понять отношение со стороны опрашивающего к его ответам (принимает ли он их, верит ли, разделяет ли такие же взгляды). Значительная часть допроса в процессе проводимого следствия проходит в форме интервью.

С помощью интервью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных работников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях снижения ее уровня.

Интервьюируя судей, можно получить информацию о путях формированиях внутреннего убеждения, критериях оценки доказательств, приемах установления психологического контакта с подсудимыми, недостатках и достоинствах судебной процедуры и т.д.

Проведение беседы и интервью – это большое искусство, которым должны владеть и психологи и юристы. Эти методы опроса требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).

Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.

Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования.

По форме вопросы анкеты делятся на: открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме) и закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов); прямые (формулируются в личной форме) и косвенные (формулируются в безличной форме).

При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

– формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;

– сложные и многозначные слова должны исключаться;

– вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;

– включать вопросы, проверяющие степень искренности.

40. Эмпирическое обоснование и эмпирическая проверка вопросника.

Пилотаж имеет свои задачи – проверить качество методического инструментария. На этом этапе автор опросника (желательно совместно с экспертом-методистом) выполняет несколько разновидностей критического анализа.

Анализ вопросов анкеты.

Проверяется логическая обоснованность (релевантность) формулировки каждого вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть получена с помощью этого вопроса. Исходной точкой такого анализа должен быть список единиц искомой информации с указанием номеров вопросов, которые обеспечивают ее получение, контроль и перепроверку качества.

В результате мы получим разделение вопросов на две группы: первая – вопросы, содержащие очевидные нарушения требований к логике их построения по критерию обоснованности; вторая – вопросы, не содержащие ошибок обоснованности.

Интервью об интервью. Данные о том, как респонденты понимают смысл отдельных заданий, содержащихся в вопросе, о том, как они интерпретируют значения отдельных слов, терминов, выражений, могут быть получены с помощью дополнительных вопросов.

Таким образом, структура пилотажного варианта вопросника как бы удваивается: кроме содержательных вопросов, она включает своеобразное «интервью об интервью», цель которого – сбор методической информации.

Методический эксперимент. Программа пробного исследования может включать специальные методические процедуры, имеющие целью выяснение структуры представлений, языка опрашиваемых, их аналитических возможностей.

Наблюдение. Большая часть пробных исследований основана именно на этом методе, в частности на неструктурированном наблюдении.

Разделение функций наблюдателя и интервьюера. Применение метода наблюдения в пробном исследовании будет более эффективным, если проведение опроса и наблюдение за ситуацией взаимодействия его участников поручить разным исполнителям: Интервьюеру и наблюдателю.

Апробация структуры анкеты и методических инструкций по ее заполнению. Все виды реакций респондентов на эти специальные методические приемы фиксируются в пробном исследовании методом наблюдения, выявляются с помощью специальных вопросов в «интервью об интервью», а контролируются в «Анкете интервьюера».

Важной задачей, входящей в апробацию структуры анкеты является обнаружение возможного влияния предшествующих ответов на последующие. Предположения о таком влиянии формируются на этапе предварительного анализа логики построения блока вопросов. В пилотаже эти предположения проверяются путем применения двух вариантов с разной последовательностью вопросов.

Анализ подобных ситуаций, зафиксированных в пилотаже, является основой для доработки инструкций интервьюеру.

41. Социометрическая методика: понятие, сфера применения.

Социометрический метод – метод исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Назначение социометрической процедуры:

а) изменение степени сплоченности-разоб-щенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Основная цель – превращение старого социального устройства в новое социальное устройство и преобразование групп, чтобы формальная поверхностная структура соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.

В узком смысле социометрические методы – это способы изучения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Правило адекватной мотивации участников: процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых.

Триединая система Морено включает в себя три группы методов: социометрическую тестовую методику (тест), психодраму и социодраму, а также групповую моренотерапию (групповую терапию).

Критерии (по Золотовицкому):

1. Социометрия должна быть добровольна, а не анонимна.

2. Критерий выбора должен быть событие, а не вопрос, очевидное и понятное всем. Самый надежный способ, оказаться всем в одном и том же событии – это социодрама.

3. Экспериментов должно быть столько, сколько человек в группе.

4. Результатом будет не знание, а определение и оптимизация меры общения.

5. Культурный запрет на отрицательные выборы и на перенос выбора на человека.

Возможности социометрического метода:

1. изучение межличностных отношений в малых группах.

2. изучение социометрического статуса членов малой группы,

3. выявление уровня сплоченности группы, представление о групповых ценностях,

4. возможная коррекция взаимоотношений людей в группах.

Ограничения метода:

1. данный метод можно реализовывать только при наличии всех или почти всех членов группы,

2. исследование можно проводить только в коллективах имеющих опыт в 6 месяцев,

3. полученные данные нельзя рассматривать как полноценную картину внутригрупповых отношениях, надо проводить еще другие методы,

4. ситуация в группах быстро меняется, она динамична. Изменяются социометрические статусы и роли,

5. социометрическая карточка не является анонимной.

42. Особенности сбора социометрических данных. Виды социограмм.

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.

Документомв конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы) предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называютлюбую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Основное назначение метода извлечь содержащуюся в документе информациюоб изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такиесобытия называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

Метод опросапредставляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ.

Основное назначение метода- получение информации осостоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические социограммы. При построении социограмм символы членов коллектива располагаются так, чтобы обеспечить максимальное удобство восприятия (например, индивиды, образующие ядра коллектива, располагаются в непосредственной близости друг к другу). В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указываются выборы и отклонения.

Локограммы представляют собой такие социограммы, при построении которых расположение символов членов коллектива изоморфно их реальному пространственному расположению, (например, размещению на рабочих местах).

Формалограмма — диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются членами коллектива их формальные отношения. При этом различаются два типа формалограмм — «вертикальная» и «горизонтальная».

Неформалограмма — диаграмма, представляющая структуру неформальных отношений в коллективе. В неформалограмме показа­ны отношения, существующие между двумя лицами, которые, ука­зывая, например, людей, с которыми они тесно связаны по работе безотносительно к их положению в организации, одновременно от­мечают контакт друг с другом.

Коммуникограмма — это диаграмма, представляющая систему связей в организации, как -они воспринимаются и сообщаются чле­нами организации. Коммуникограмма позволяет составить структурные, сети организации, проследить динамику связей членов организации в процессе обмена информацией, выявить возможные на­рушения контактов и т. д.

Проблемограмма — это специальные социограммы, представляющие структурные отношения членов коллектива в различных процессах — при обмене информацией, принятии решения и т. д.

43. Эксперимент: общее понятие, специфика эксперимента в социально-гуманитарных дисциплинах.

Эксперимент – это исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в определенном порядке изменять другие характеристики.

Эксперимент не надо путать по крайней мере с тремя следующими процессами:

испытание;

нововведение;

опыт.

У этих понятий много общего с экспериментом. Действительно, во всех случаях происходит какое-то изменение первоначального состояния объекта. Во всех случаях кто-то отслеживает то, как изменение влияет на состояние объекта, а затем записывает результаты. Но есть серьезное различие.

Только в научном эксперименте заранее разрабатывают программу исследования, формулируют цели, задачи, предмет и объект исследования, выдвигают гипотезы, операционализируют понятия и разрабатывают методические приемы проверки гипотезы. Только в научном эксперименте формируют так называемую экспериментальную группу, над которой и производят запланированные манипуляции и контрольную группу, остающуюся в своих обычных условиях и никаким манипуляциям не подверженную.

Эксперимент в социологии - это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

Основная цель экспериментального метода - проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Как разновидность углубленного, аналитического социологического исследования и одновременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.

Эксперимент это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ.

Многомерный контролируемый эксперимент соответствует самым строгим стандартам научного вывода и незаменим при сравнении объяснительных возможностей разных теорий.

44. Экспериментальные переменные. Методики контроля переменных.

Для уточнения соотношения всех факторов, входящих в эксперимент, введено понятие «переменная».

Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.

Независимые переменные. Фактор, изменяемый самим экспериментатором, называется независимой переменной (НП).

В качестве НП в эксперименте могут выступать условия, в которых осуществляется деятельность испытуемого, характеристика заданий, выполнение которых требуется от испытуемого, характеристики самого испытуемого (возрастные, половые, иные различия испытуемых, эмоциональные состояния и другие свойства испытуемого или взаимодействующих с ним людей). Поэтому принято выделять следующие типы НП: ситуационные, инструктивные и персональные.

Зависимые переменные. Фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной, называется зависимой переменной (ЗП).

Зависимая переменная – это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя. В качестве ЗП могут выступать физиологические, эмоциональные, поведенческие реакции и другие психологические характеристики, которые можно зарегистрировать в ходе психологических экспериментов.

Дополнительные переменные (ДП) – это сопутствующая стимуляция испытуемого, оказывающая влияние на его ответ.

Совокупность ДП состоит, как правило, из двух групп: внешних условий опыта и внутренних факторов. Соответственно их принято называть внешними и внутренними ДП.

К внешним ДП относят физическую обстановку опыта (освещенность, температурный режим, звуковой фон, пространственные характеристики помещения), параметры аппаратуры и оборудования (дизайн измерительных приборов, рабочий шум и т. п.), временные параметры эксперимента (время начала, продолжительность и др.), личность экспериментатора.

К внутренним ДП относят настроение и мотивацию испытуемых, их отношение к экспериментатору и опытам, их психологические установки, склонности, знания, умения, навыки и опыт в данном виде деятельности, уровень утомления, самочувствие и т. п.

Следует различать:

- контроль независимой переменной и

- контроль «прочих» или внешних (побочных и дополнительных переменных).

Контроль неза­висимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. Второй смысл понятия «контроль» — управление внешними, «прочими» переменными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.

Различают два основных способа контроля независимой переменной. Эти спосо­бы лежат в основе двух типов эмпирического исследования: активного и пассивно­го.

Пассивные методы называют также методами систематизированной регист­рации, или систематизированного наблюдения (включая в него и процедуру измере­ния).

Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники.

Существует несколько основных приемов контроля над влиянием внешних («прочих») переменных на результат эксперимента:

1. элиминация внешних переменных;

2. константность условий;

3. балансировка;

4. контрбалансировка;

5. рандомизация.

45. Виды экспериментов. Условия проведения эксперимента.

Выделяют главным образом три вида эксперимента:

1) лабораторный;

2) естественный;

3) формирующий.

Лабораторный (искусственный) эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, позволяющих, насколько это возможно, обеспечить взаимодействие объекта исследования (испытуемого, группы испытуемых) только с теми факторами (релевантными стимулами), воздействие которых интересует экспериментатора. Вмешательство «посторонних факторов» (нерелевантных стимулов) экспериментатор старается максимально снизить или установить над ними строгий контроль.

Контроль заключается, во-первых, в выяснении всех нерелевантных факторов, во-вторых в сохранении их неизменными в процессе эксперимента, в третьих, если выполнение второго требования невозможно экспериментатор старается отслеживать (по возможности количественно) изменения нерелевантных стимулов во время проведения эксперимента.

Естественный (полевой) эксперимент проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Если это позволяют этические и организационные соображения, испытуемый остается в неведении о своем участии в полевом эксперименте.

Формирующий эксперимент является специфическим именно для психологии и ее приложений (как правило, в педагогике). В формирующем эксперименте активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых — позволяют целенаправленно их изменять и формировать.

«Принципиально, подобное воздействие может приводить и к негативным для испытуемого или общества последствиям. Поэтому чрезвычайно важны квалификация и добрые намерения экспериментатора. Исследования подобного рода не должны вредить физическому, духовному и нравственному здоровью людей».

Существует множество других более подробных, но, с другой стороны, более формальных классификаций экспериментальных методов, проведенных по разным основаниям (критериям классификации) и с разной степенью строгости.

Условия проведения эксперимента следует обязательно учитывать, так как они могут оказывать прямое или косвенное влияние на состояние, или деятельность исследуемого, социального объекта и тем самым выступить в качестве неконтролируемых экспериментальных переменных.

Это влияние бывает прямым, когда условия либо (сами становятся независимой переменной, либо так или иначе взаимодействуют с ней. Примером может служить изучение влияния условий производственной деятельности (таких, как температура, освещенность, окраска помещения, расстановка оборудования) на степень удовлетворенности трудом.

Влияние условий считается косвенным, когда они прямо не взаимодействуют с независимой переменной и сами не являются «ею, но тем не менее оказывают влияние на состояние или деятельность изучаемого социального объекта. Так, при изучении влияния характера труда на степень удовлетворенности рабочих своей производственной деятельностью (независимая- -переменная — характер труда) следует учитывать такие факторы условий, как нерациональ­ная расстановка оборудования. или плохое состояние вентиляции.

Условием проведения чистого эксперимента является то, что его участники не знают о его проведении. Это связано с тем, что осознание участниками эксперимента «исключительности» своего положения может выступать неконтролируемой, неуправляемой экспериментальной переменной и исказить его результаты.

46. Понятие и границы применения метода экспертных оценок.

Метод экспертных оценок — метод анализа и обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно-логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.

Сущность метода экспертных оценок заключается в рациональной организации проведения экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенная мысль группы экспертов принимается как решение проблемы. Выделяют индивидуальные и коллективные методы экспертной оценки.

Индивидуальные экспертные методы основаны на использовании мыслей независимых экспертов-специалистов соответствующего профиля. Наиважнейшими среди них - такие методы формирования прогноза, как интервью и аналитические экспертные оценки.

Интервью — беседа прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист, соответственно заранее разработанной программе, ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной мере зависит от способности эксперта, который дает интервью, экспромтом строить заключения относительно разных вопросов.

Аналитические экспертные оценки предусматривают продолжительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития объекта прогноза. Метод дает возможность эксперту использовать всю необходимую информацию об объекте анализа.

Основные преимущества индивидуальныхметодов состоят в возможности максимального использования индивидуальных способностей эксперта и ограниченности психологического давления на отдельного работника.

Главный недостаток данных методов — это малая пригодность для прогнозирования общих стратегий через ограниченность знаний отдельного специалиста-эксперта о развитии сопредельных областей.

Методы коллективных экспертных оценок основывается на принципах выявления коллективной мысли экспертов о перспективах развития объекта анализа. В основе применения этих методов лежит гипотеза о наличии у экспертов умения, с достаточной степенью вероятности дает возможность оценить: важность и значение исследуемой проблемы, перспективность развития определенного направления исследований, время осуществления того или другого события, целесообразность выбора одного из альтернативных путей развития объекта прогноза и т.п.

Групповой подход повышает вероятность выбора наиболее правильного решения. Недостатокзаключается в том, что группа экспертов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.

Основные условия применения коллективных экспертных методов: в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области разработки хозяйственного решения; решения, принятые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, которые подают на оценку свои варианты решений; области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества над другими.

Для получения качественного прогноза к участникам экспертизы предъявляется ряд требований, основными из которых являются: высокий уровень общей эрудиции; глубокие специальные знания в оцениваемой области; способность к адекватному отображению тенденции развития исследуемого объекта; наличие психологической непредсказуемости на будущее; наличие производственного и (или) исследовательского опыта в рассматриваемой области.

Для выбора наилучшего решения необходимы определенные критерии эффективности - один, два или больше, - что определяется руководителем. Большое количество критериев оказывает содействие правильному выбору решения, при этом возрастают затраты на его оценку, так

Наши рекомендации